И все же главное в мифах - это их нормативная, предписывающая часть, которая
§ аккумулировала тысячелетний практический опыт человечества
§ и доводила его до сведения каждого члена общества.
Табу, существовало главным образом в виде запретов
§ подкрепленной религиозными верованиями
§ недопустимости совершать те или иные поступки, например, недопустимость браков между кровными родственниками.
Люди очень давно догадались о биологическом, а, следовательно, и социальном вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний. Эти запреты инцестов (кровнородственных браков) "работали" на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп.
Таким образом, табу – это религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жесткую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и догов.
Подытоживая изложенное выше можно утверждать, что ритуалы, обряды мифы и табу были самопроизвольно складывающиеся социальные нормы.
С развитием общества развивались и социальные нормы, которые все более и более усложнялись. Поэтому ОБЫЧАИ уже представляют довольно сложные и более тонкие социальные нормы. Возникновение обычаев свидетельствует, что человечество переступило на новую, более высокую ступень в своем развитии.
Обычаи – это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения».
Обычаям, в отличие от ритуалов, обрядов и мифов, присущи некоторые особенные признаки:
(1) Обычаи регулируют устойчивыеобщественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений.
(2)Обычаи становятся всеобщими в силу многократного применения и повторения людьми, проживавшими в разных эпохах исторического пути. Вот почему они прочно входят в сознание людей и становятся привычкой.
(3)Обычаи выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой грозит серьезными последствиями для человеческого рода.
(4)Обычаи, регулирующие одни и те же общественные отношения, очень разные у разных народов.
Одним словом, обычаи регулировали
v отношения в первобытном обществе
v и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях.
Обычаи зачастую облекались в форму
¨ религиозных обрядов и поддерживалисьне только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой жизненной необходимостью,
¨ но и угрозой наказаниесвыше.
Наряду с указанными социальными нормами зарождались и внедрялись в сознание людей религиозные нормы.
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал».
Известно, что в борьбе с окружающей природой люди часто ощущали свое бессилие и несли тяжелые потери. Их знание были слишком несовершенны, чтобы объяснить причину разного рода неудач. И поэтому в первобытном обществе было много богов, вероятно столько, сколько существовало неведомых и страшных для человека сил природы. Многобожие – первая стадия религиозного сознания.
Позднее, когда общество поднялось на более высокую ступень в экономическом развитии, возникает потребность в объединении людей, населяющих ту или иную территорию, когда уже возникает государство, возникает и единобожие. Появление монорелигии прочно указывает на возникновение государства.
С развитием религиозной мифологии связано и появлении таких профессий как: колдуны, знахари, шаманы, жрецы, священнослужители, т.е. это те люди которым доверяли столь важную роль посредника в контактах с миром сверхъественным – с духами, богом.
Роль жрецов была огромна. Они были астрономами и астрологами, метеорологами и агрономами. Жрец говорил, когда сеять и когда убирать урожай. В сущности жрец – это хранитель обычаев своего племени, заботящийся о физическом и духовном здоровье соплеменников.
Таким образом, ритуалы, обряды, мифы, обычаи и религиозные заповеди выражали и защищали прежде всего коллективный интерес.
С помощью указанных социальных норм как регулятивных начал у первобытных людей
§ формировалсянадлежащий образ жизни,
§ социальные нормы скрепляли единство и солидарность членов общины, рода, племени. Личность вне общества была ничто.
1.3. Основные условия и причины возникновения государства и права. «Неолитическая революция» как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности и государства.
Почему возникло государство и право? Наука называет различные причины, среди которых можно выделит такие как:
- закономерное развитие умственных способностей человека, его двигательно-мышечной системы,
- похолодание, развитие производства, совершенствование орудий труда и т.д.
Многие ученые пишут, что на рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества, как биологического вида. Произошли
¨ неблагоприятные изменения климата,
¨ началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах.
Чтобы не погибнуть в условиях колебания климатических условий человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства.
Этот переход начал осуществляться по данным археологии и этнографии 10-12 тыс. лет назад. Результатом этого перехода, получивший название "неолитическая революция",поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе
¨ бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала “мягкие цветные металлы”: медь, олово, бронзу, золото, серебро,
¨ а затем и железо.
Таким образом, на смену присваивающей экономике пришла ПРОИЗВОДЯЩАЯ ЭКОНОМИКА.
Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства человечество стало переходить к развитым формам
¨ земледелия( неполивному, поливному, в том числе ирригационному)
¨ и скотоводства(пастбищному, отгонному, а затем и кочевому).
Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.
Социально-экономическая и экологическая сущность «неолити-ческой революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей ЧЕЛОВЕК от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм,
¨ перешелк трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи:
¨ созданиюновых растительных и животных форм
¨ и замещению ими природных, естественных форм.
В ы в о д: производящая экономика в изменившихся климатических условиях. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.
Итогом "неолитической революции" которые и привели к возникновению государства и права явилось
(1) возникновение в некоторых регионах земного шараранних земледельческих обществ(например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс.до н.э.). На их (раннеземледельческих обществ) основе возникают первые цивилизации -происходит становление раннеклассовых обществ.
Они возникали, как правило,
¨ в долинах крупных рек Тигра и Ефрата, Нила, Инда, Янцзы и других, приблизительно между 20-40 градусами северной широты, т.е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях,
¨ и составили к III-II тыс. до н.э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов Тихого океана.
Таким образом, сначала возникают города-государства, и основное земледельческое население попадает в зависимость от городских центров, где сосредоточиваются не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная, духовная знать, а затем и само государство и право.
(2) Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества ("демографический взрыв"), необходимый для существования и расцвета цивилизации.
Согласно расчетам в результате перехода к производящему хозяйству, население Земли, насчитывающему в конце мезолита (VII тыс.до н.э.) 10 млн. человек, возросло в конце неолита (II тыс.до н.э.) до 50 млн.человек.
Несмотря на некоторую условность, эти расчеты убедительно говорят о резком увеличении численности населения после перехода к земледелию и скотоводству.
В будущем нас ждет следующее:
¨ 12 октября 1999 г на планете появился 6-миллиардный житель;
¨ к 2050 г. количество землян достигнет 9,4 миллиарда человек,
¨ а к концу XXI века количество землян достигнет 11 миллиардов человек.
Для сравнения: первый миллиард землян был зафиксирован в 1800 году. Как видим человечеству потребовалось, чтобы достичь указанной цифры сотни тысяч и миллионы лет.
Второй миллиард был «набран» за 130 лет – к 1930 г.
¨ через 30 лет т.е. в 1960 г преодолен рубеж 3 миллиарда,
¨ а через 15 лет, к 1975 г. – было уже 4 миллиарда,
¨ а через 24 года, т.е. к 1999 г. нас становится уже 6 миллиардов.
Следовательно, производящая экономика уже на первых этапах своего становления характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал создавать прибавочный продукт, что привело к кардинальному переустройству общества.
(3) Производящая экономика объективно вела
¨ к усложнению организации производства,
¨ появлению новых управленческих, организационных функций,
¨ становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и, тем самым, к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта.
Возникла необходимость
¨ нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда,
¨ нормировать и учитывать участие каждого члена общества, в создание общественных фондов, выдачи ему материальных благ из общественных фондов.
(4) Производящая экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда.В обществе стали выделяться:
§ группы организаторов производства,
§ работники информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его результатов,
§ а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.
Др. словами, создается специальный аппарат писцов, хранителей урожая и т.п. Дифференциации подвергаются и воинские функции, закрепляется деление на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Естественно, укрепляется и сословие жрецов.
Наконец, появляется ТОРГОВЛЯ, которая привела к формированию сословия (страты) купцов, а развитие ремесел — к выделению ремесленников, градостроителей.
(5).Производящая экономика объективно привела к возникновению и присвоению прибавочного продукта. Это привело к росту богатства, поскольку производящая экономика привела
v к становлению новых форм собственности(коллективной, групповой, частной),
v к дальнейшему социальному расслоению общества.
(6).Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует
v социальной дифференциации общества,расслоения обществ ан абогатых и бедных, господ и рабов;
v происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей,
v неучастие верхушки в материальном производстве.
Все перечисленные процессы породили:
v начало становление классов,
v новых организационных форм управления обществом,
v и зарождение государства и права.
В ы в о д: «неолитическая революция» - переход человечества к производящей экономики объективно приводит первобытное общество в силу своего внутреннего . развития к финальному рубежу –
v социальному расслоению общества,
v появлению классов,
v зарождению государства и права.
Как углублялись эти процессы и какой результат они дали мы рассмотрим в следующем вопросе.
1.4. Понятие и признаки государства. Закономерности