Социально-экономическое развитие СССР во второй половине XX в.

После смерти И. Сталина и в ходе политической борьбы за власть оформились две тенденции экономического развития СССР. В 1953-1957 гг. началась реализация экономического курса Г.М. Маленкова, суть которой заключалась в социальной переориентации экономики, развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т.е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна), увеличение приусадебных участков.

Вторая тенденция нашла свое отражение в программе преобразований сельского хозяйства Н.С. Хрущева, ставившая своей целью обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства), особое внимание на процессы механизации сельского хозяйства, превращение колхозов в крупные хозяйства индустриального типа. В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане, что позволило увеличить объемы по производству зерновых культур. В то же время сохранялись тенденции развития экономики, предложенные в программе Маленкова.

В промышленности ставилась задача повышения технического уровня производства на основе электрификации, комплексной механизации и автоматизации, ставка на науку, образование и новые технологии. Успехи советской экономики в этот период были связаны с научными достижениями. Так, например, в 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске, а в 1959 г. – первый атомоход Ленин. В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, а в апреле 1961 г. в космос полетел первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин. Дальнейшее развитие получили машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика. Объемы производства за 1950-1965 гг. увеличились в 5 раз. В 50-е гг. темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю (начиная с 1928 г.). В среднегодовом исчислении они составили: в 1951-1955 гг. - 8,7%; в 1956-1960 гг. - 8,3%. Нопредприятия группы Б (производство предметов потребления) развивались медленнее (здесь объем производства лишь удвоился). Оставалась низкой производительность труда, сохранялся высокий процент ручного труда.

После отстранения от власти антипартийной группы, начались реформы административно-хозяйственного управления, связанные с именем Хрущева. В 1957 г. проходит реформа децентрализацию управления промышленностью, создается новая организационно-хозяйственная структура, построенная на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу СОВНАРХОЗЫ – Советы народного хозяйства. В 1958 г. происходит переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.) и усиление административных методов управления. Темпы экономического роста стали постепенно снижаться. Усилилось развитие административной системы. С 1958 г. Н.С. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР. Развитие вертикальной централизации совнархозов (СНХ). усложнялась система общегосударственного планирования народного хозяйства.

В сельскохозяйственной политике проводилось укрупнение колхозов и массовое их преобразование в совхозы. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей. В 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель. Началось постепенное наступление на личные подсобные хозяйства, были урезаны земельные участки, насильственно выкупался скот. Все это означало постепенный возврат к административным методам управления, характерным для сталинской эпохи. Наиболее одиозной стала кукурузная компания, связанные с административным насаждением кукурузы за Уралом и Сибири.

В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства. Вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Обострилась продовольственная проблема в стране, дефицит продовольствия вызвал рост цен начало массовых закупок зерна за границей. Результатом негативны явлений в экономике стали стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской Магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

Наиболее благополучно развивались реформы в области социальной политики. За период оттепели произошло повышение заработной платы работников в промышленности, рост реальных доходов рабочих и служащих. Колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда. Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов. Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры. Начальная четырехлетняя школа заменялась трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Вместо школ ФЗО, ремесленных и других создавалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ).

Но и в этой благополучной области в начале 1960-х гг. наметились негативные тенденции. В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных явлений были с целью снижения бюджетного дефицита заморожены на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г. К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема. Произошло снижение производственных тарифов и наметился рост цен, в среднем на 28%.

Смена политического лидера СССР в 1964 г. повлекла за собой начало нового реформирования экономики. В 1965 г. начинаются реформы Председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Их особенностью сталосочетание административных методов управления и поиска путей дальнейшего социально-экономического развития. Противоречивость и непоследовательность реформы заключалась в расширение прав предприятий и воссоздание министерств (органов административного управления).

Осознание необходимости принципов экономического управления и развития происходит еще в начале 1960-х гг. Благодаря оттепели в научных кругах начинается дискуссия по вопросам экономического реформирования. Выделяются математическая школа экономистов, концепции В.Немчинова и Е. Либермана. Последний в своих статьях «План, приемка, прибыль», «О государственном производственном предприятии при социализме», опубликованных в газете «Правда», говорит о необходимости развития хозяйственной самостоятельности предприятий, введения принцип «долевого участия» в планировании и распределении доходов, необходимости введения хозрасчета и материального стимулирования.

Реформа 1965 г. на первый план выдвигала экономические методы управления. Это не означало отказа от административной экономики. Администрация получала рычаги воздействия на производство посредством использования интересов трудовых коллективов. Предприятию спускались сверху лишь пять показателей: реализация продукции, ассортимент основных изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность. В течение 1965- 1967 гг. были повышены цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, увеличилась прибыль производителей, было проведено выравнивание уровней рентабельности отдельных отраслей. Но дальше реформа не пошла. Воссозданные в 1965 г. отраслевые министерства быстро подмяли появившуюся самостоятельность предприятий и восстановили всеобъемлющий контроль над трудовыми коллективами. Административная экономика обнаружила удивительную устойчивость и невосприимчивость к переменам. Она не допускала радикальных преобразований в хозяйственном механизме, стремилась сохранить любой ценой отношения собственности.

В итоге реформа 1965 г. оказалась также по преимуществу косметической, хотя и давшей неплохие результаты в начале своей реализации. СССР занимал первое место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений. Ускоренное развитие получила угледобыча и создание территориально-производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско-Экибастузский ТПК) и в Краснодарском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км (строительство началось в 1974 г.). Кроме того в действие были введены Волжский автозавод в Тольятти, Саяно-Шушенский территориально-промышленный комплекс, Чернобыльская и Балаковская АЭС. Рост производительности труда составил 1,5 раза в 1975 г. по сравнению с 1965 г.

В сельском хозяйстве продолжали расти закупочные и заготовительные цены, произошло снижение цен на сельхозтехнику, вводились долгосрочные планы хлебозаготовок и 50% надбавки за сверхплановую продукцию, стимулировалось развитие приусадебных хозяйств крестьян, были пересмотрена система оплаты труда, начался рост заработной платы колхозников. В конце 1970-х-нач.80-х гг. были приняты сельскохозяйственные программы по мелиорации и рекультивации земель, Продовольственная программа.

Негативные тенденции экономического развития стали проявляться уже в 970-х гг. На формирование крупных промышленных комплексов уходило по две-три пятилетки. Во время создания территориально-промышленных комплексов они становились поглотителями крупных финансовых и материальных ресурсов. Положение в ТПК служило экономическим барометром. Масштабное хозяйство оказывалось немобильным, слабовосприимчивым к научно-техническим новшествам. В итоге даже новейшие технические решения успевали устареть с момента проектирования до пуска производств. Отставал СССР и в развитии компьютерных технологий, отсутствовали персональные компьютеры. К середине 1980-х гг. произошло снижение темпов роста производства в среднем в два раза.

Советская гигантомания была присуща и сельскому хозяйству. Считалось, что чем крупнее хозяйство, тем оно должно быть рентабельнее. К 1960 г. на селе в результате укрупнения осталось 50 тыс. колхозов и совхозов вместо 130 тыс. в 1950 г. В 1960 - 80-е гг. на одно хозяйство (колхоз, совхоз) приходилось в среднем 500 работающих и 15 тыс. га земли. Сверхконцентрация и гигантомания в сельскохозяйственном производстве оказалась невыгодной с экономической точки зрения. Наше сельское хозяйство в середине 1980-х годов производило на 15% меньше продукции, чем сельское хозяйство США, но потребляло энергии в 3,5 раза больше.

Экономические реформы 1960 -70-х гг. не устранили директивное планирование и управление. Несмотря на возраставшие капиталовложения в промышленность и сельское хозяйство, обострялся дефицит товаров и продуктов питания. Нарушался один из главных принципов экономики - равновесие, который предполагает соответствие спроса и предложения, доходов и расходов населения. Дефицит середины 1980-х гг. привел к повсеместному введению талонной системы распределения. По талонам получали автомобили, мотоциклы, телевизоры, стиральные машины и т.д. Все реже встречались в свободной продаже мясные продукты, сливочное масло, конфеты. Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, ее резервы исчерпаны, а косметические реформы уже не приносят ощутимого эффекта.

Начатая в 1985 г. перестройка казалась решительной попыткой возвращения советского общества на путь развития социализма. Эта цель получила выражение в формуле «Больше социализма», или построение «социализма с человеческим лицом». Придать динамизм экономике социализма предполагалось с помощью стратегии ускорения. Снижение темпов роста национального дохода, производительности общественного труда, медленное освоение достижений научно-технического прогресса вынуждали к приня­тию быстрых и решительных действий. Стратегия ускорения пре­дусматривала быстрое преодоление негативных тенденций. Курс на ускорение социально-экономического развития страны получил конкретное воплощение в долгосрочной программе, рассчитанной на 15 лет. К 2000 г. планировалось удвоить рост национального дохода по сравнению с 1985 г., поднять производительность труда в 2,5 раза, увеличить выпуск промышленной продукции не менее чем в 2 раза и т.д. Достичь этих высот намеревались за счет реализации возможностей социализма.

Ключевым понятием в стратегии реформ М.С.Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

Экономическая реформа1987 г., разработкой которой занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего - путем развития кооперативного движения; отказ от монополии внешней торговли; глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии (объединении)». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и выводилась из свободной продажи. По «Закону о трудовых коллективах» вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Обратной стороной внедрения этих законов в жизнь стало нарушение экономических связей между предприятиями, необоснованный рост заработной платы, сокращение численности рабочих на предприятиях и как следствие появление безработицы.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. - народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

Летом 1990 г. взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., то есть к концу 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план («Программа 500 дней»), нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным. Авторами очередного проекта выступила группа ученых-экономистов академик С. Шаталин, Г.Явлинский, Б.Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консервативных кругов партии Горбачев отказался от поддержки этой программы.

Не смотря на радикальные реформы, экономика по-прежнему оставалась в руках государства. Новых экономических структур в обще­стве не возникло. На всех уровнях управления старые кадры удерживали власть и собственность. Не произошло существенных перемен и в общественном сознании. Большинство людей, как и раньше, надеялись на пожизненное социальное обеспечение со стороны государства, что было определяющей чертой советского общества до последних его дней. Результаты пребывания у власти М. Горбачева оказались крайне негативными. Провалы реформаторов усугублялось падением мировых цен на нефть, торговля которой являлась важной статьей доходов. Чернобыльской катастрофой, армянским землетрясением в Спитаке, неурожаями 1984—1987 гг. – все это усиливало негативное отношение людей к власти и приводило к разочарованию в реформах и росту протестного движения. Но основные причины кризиса заключались в неудачной политике, основанной на неверных посылках (антиалкогольная кампания, амбициозные планы по предоставлению к 2000 г. каждой семье отдельной квартиры), непоследовательном характере реформ, остановке многих производств по экологическим соображениям, рез­ком сокращении товарооборота с Восточной Европой. За годы перестройки была разрушена пусть далеко не оптимальная, но работавшая система. Новая создана не была, неразбериха и хаос стали главными элементами постперестроечного хозяйства России. Нужны были срочные меры по подготовке и осуществле­нию радикальной экономической реформы.

Наши рекомендации