Правление Александра III (1881-1904 гг.). Контрреформы.
2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III, второй сын Александра II. В литературе сложилось неверное мнение об Александре III как о человеке ограниченном и малообразованном. В действительности он получил хорошее образование, хотя с детства его готовили к военной карьере. Особенно большое влияние на Александра оказал К.П. Победоносцев – обер-прокурор Священного Синода.
Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III. Своей главной задачей он поставил подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения. Во внешнеполитических делах Александр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именовали «царь-миротворец». Вдохновителями реакционного политического курса самодержавия в то время явились К.П. Победоносцев и М.Н. Катков. В апреле 1881 г. был обнародован написанный Победоносцевым при участии Каткова манифест «О незыблемости самодержавия», провозглашавший «силу и истину самодержавной власти», ее утверждение и охрану «для блага народного от всяких на нее поползновений». В августе 1881 г. было издано «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние Усиленной охраны», согласно которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи.
В 1880-х - начале 90-х гг. в области просвещения и печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые характеризуются как «контрреформы», т.к. преследовали цель ограничить характер и действие либеральных реформ.
Новый министр внутренних дел Д.А. Толстой начал проводить в жизнь реакционную программу. За печатью и просвещением устанавливался строгий административный надзор. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась «карательная цензура». В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания – «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» Н.В. Шелгунова, либеральные газеты «Голос», «Земство», «Страна», «Московский телеграф».
В1882 г. был издал циркуляр о средней школе, усиливавший дисциплинарные взыскания. В 1887 г. опубликован циркуляр, запрещавший принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», тик называемый «циркуляр о кухаркиных детях».
В 1884 г. был введен новый университетский устав. Фактически ликвидировалась автономия университетов, выборные должности ректора, декана, профессора стали назначаемыми. Попечитель учебного округа становился полновластным хозяином университета: представлял министру народного просвещения на утверждение преподавательский состав университетов, организовывал надзор за поведением студентов. В 1885 г. были введены новые правила сдачи университетских экзаменов. Из университетов увольнялись прогрессивные профессора. В 1882 - 1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов. Реакционные меры в области высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887 - 1893 гг.
Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 1880-90-х гг. было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству. В конце1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян. Был учрежден Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли, как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам.
Законом 1886 г. отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Петром I. Ее отмена сопровождалась повышением податей с государственных крестьян путем перевода их на выкуп, увеличением прямых и косвенных налогов.
В конце 1880-х - начале 90-х гг.была издана серия законов, направленных на сохранение патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разделов. Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, количество которых и после его издания продолжало возрастать. Не помогали и насильственные «воссоединения» разделившихся семей.
Укрепление крестьянской поземельной общины связывалось с ограничением периодичности земельных переделов. Законом 1893 г. запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. Закон был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель - в этом правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения. Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, процессы в деревне. Не могли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствовали данные официальной статистики.
Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства в 1885 г был учрежден Дворянский банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. В интересах дворян-землевладельцев в 1886 г. было издано «Положение о найме на сельские работы», которое расширяло права землевладельца. Помещик мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и «за грубость», «неповиновение», подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой закон 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян.
В 1889 г правительство ввело Положение о земских участковых начальниках, которое, упразднив выборных мировых судей, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам, передавала административную и судебную власть на местах назначаемым на эту должность дворянам из местных помещиков. Земским начальникам подчинялись сельские и волостные сходы. В итоге, эта мера восстанавливала административную власть помещиков над крестьянами, которые в результате ее реализации даже заговорили о восстановлении крепостного права.
По закону 1890 г. в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян и усиливался контроль за земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой кури имущественный ценз понижался, что позволило мелкопоместным дворянам пополнить ряды гласных за свой счет. Во второй курии ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Представители от крестьянской курии должны были утверждаться властями.
Городская контрреформа(1892 г.) повысила имущественный ценз на выборах, а это сократило количество избирателей в 3 раза и обеспечило доминирование в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян-землевладельцев, имеющих крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, но и утверждать весь руководящий состав городского управления, ещеактивнее вмешиваться в дела думы и т.д.
В судахбыла ограничена гласность и из юрисдикции суда присяжных изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Фактически нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной степени, создавало возможность административного давления на суды. Был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. Вынашивались планы полной ликвидации института присяжных заседателей, который правые органы печати пренебрежительно называли судом улицы.
Вновь получила широкое распространение идея национальной самобытности России, которая противопоставлялась Западу. Проводилась активная русификация народов окраин империи, были ограничены права лиц неправославных вероисповеданий, особенно евреев.
Внутренняя политика самодержавия характерна своей противоречивостью. Общее направление выражалось в «пересмотре» и «исправлении» реформ 1860 - 70-х гг. Самодержавию удалось провести серию контрреформ, заключавшихся в укреплении социальной опоры власти - дворянства, позиции которого были заметно ослаблены в течение пореформенных десятилетий.
Во второй половине 1890-х годов складывалась иная социально-политическая обстановка в стране, которая не позволила правительству на практике полностью реализовать принятые им ранее реакционные законодательные акты.