Либеральные реформы 1860-70-х гг.

Отмена крепостного права повлекла за собой целый ряд преобразований во внутренней политике Александра II, которые были вызваны стремлением:

1. укрепить государство и военную мощь России, утраченные по итогам Крымской войны;

2. привести в соответствие с требованиями времени систему управления на местах, суд, армию и пр. при сохранении сословного строя и позиций дворянства;

3. обеспечить благоприятные условия для ускоренного развития отечественной промышленности;

4. учесть интересы различных сословий, представить самодержавие как общенациональную силу.

Вопрос о местном самоуправлении возник еще в конце 1850-х гг. В 1859 г. под председательством Н.А. Милютина была создана комиссия для разработки закона «О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде». В основу реформы местного самоуправления Милютиным были положены принципы выборности и бессословности. В 1861 г. новый министр внутренних дел П.А. Валуев изменил систему выборов в земские учреждения, которая давала преимущество дворянам-землевладельцам и крупной буржуазии и существенно ограничивала представительство основной массы населения - крестьянства, совсем устраняла от участия в выборах рабочих и ремесленников.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»было утверждено Александром II в 1864 г. Земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ), которые избирались на три года. Выборы в уездные земские собрания проводились по куриям: 1) уездных землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) выборных от сельских обществ. Первую курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне и торгово-промышленная буржуазия. Вторая курия была представлена городской буржуазией. Выборы по третьей курии были многостепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. По третьей курии предоставлялось право баллотироваться местным дворянам и духовенству, если они проживали в сельской местности и не обладали имущественным цензом, позволявшим им баллотироваться по первой курии. Количество выборных по первой курии равнялось числу выборных по второй и третьей куриям. Везде численно преобладали дворяне.

Председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Земства находились под контролем министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. В их ведении находились устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей и содержание местных тюрем и домов для умалишенных. Исполнение земствами хозяйственно-административных функций рассматривалось как обязанность.

Земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем образования крестьянских ссудосберегательных товариществ, в устройстве почт, в дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали действовать и школы Министерства народного просвещения. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земствами. На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села. Земские врачи стали проводить на селе прививки от оспы. Они предотвратили распространение ряда эпидемических заболеваний. Благодаря усилиям земских врачей сократилась смертность среди крестьян.

Таким образом, земства показали свою жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни. Земства превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. Возникновение земского либерально-оппозиционного движения, с которым вынуждено было считаться правительство, стало важным фактором общественно-политической жизни страны.

На тех же началах, как и земская, проводилась городская реформа. Существовавшие с 1785 г. сословные органы городского самоуправления заменялись всесословными, избираемыми на основе имущественного ценза. В 1870 г. проект «Городового положения» был утвержден Александром II. В городах России вводились бессословные органы городского самоуправления - городские думы, избираемые на 4 года. Они избирали постоянно действующие исполнительные органы - городские управы в составе городского головы, его «товарища» (заместителя) и нескольких членов. Городской голова являлся председателем, как городской думы, так и городской управы.

Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, обладавшие имущественным цензом: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городских недвижимостей. Городские избиратели распределялись по трем куриям на основе имущественного ценза.

Наряду с частными лицами избирательное право получали и ведомства - учреждения и общества, городские церкви и монастыри, платившие сборы в городской бюджет. Рабочие, служащие, интеллигенция, не имевшие собственности и поэтому освобожденные от уплаты налогов, устранялись от участия в самоуправлении.

Как и земства, городские думы не имели принудительной власти и для исполнения своих постановлений обязаны были прибегать к помощи полиции. По существу реальная власть в городе принадлежала губернаторам и градоначальникам.

Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она явилась крупным шагом вперед, заменив сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза.

Подготовка судебной реформы началась в конце 1861 г., для чего были привлечены видные юристы страны. Среди них важную роль играл С.И. Зарудный, под руководством которого были выработаны основные начала судоустройства и судопроизводства. В 1864 г. проекты судебных уставов были одобрены в Государственном совете и утверждены Александром II.

Основные принципы новой судебной системы:

1. бессословность суда, что означало равенство всех перед законом;

2. независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения;

3. несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью;

4. гласность означала право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах;

5. состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката;

6. институт выборных присяжных заседателей определял виновность обвиняемого.

В основе системыобщего суданаходился окружной (коронный) суд. Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат. Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей. Суды рассматривали гражданские и уголовные дела. Политические процессы и суд высших государственных чиновников. находились в ведении Высшего уголовного суда. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора. Но фактически прокуратура была подчинена министру юстиции.

Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Она приблизилась к стандартам западной юстиции, позволила выдвинуться крупным юристам - А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовичу.

Однако реформа осталась незавершенной. Так для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. В новой судебной системе сохранялось еще немало черт сословного суда: сохранялись духовный суд по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники - члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы - за совершенные ими преступления подлежали Верховному уголовному суду, т.к. на них не распространялась юрисдикция судебных округов и палат.

Расстройство финансов в ходе Крымской войны настоятельно потребовало их упорядочения. Проведение финансовых реформ было направлено на централизацию финансов и коснулось аппарата финансового управления. Здесь большую роль сыграл видный финансист, государственный контролер В.А. Татаринов, специально изучавший финансовое дело в Европе.

Указом 31 мая 1860 г. был учрежден Государственный банк, которому передавались вклады упраздняемых кредитных учреждений - Заемного и Коммерческого банков, Сохранной казны и приказов общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений.

Податная комиссия, работавшая с 1859 г., была призвана упорядочить и уравнять прямые налоги. В 1870 г. был введен государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины (в зависимости от ценности угодий). Была отменена система откупов, при которой большая часть кос венных налогов шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать. Крестьяне несли на себе всю тяжесть оброчных и выкупных платежей.

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. Осуществление реформ в управлении, суде, военном деле и т.д. было невозможно без развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений. Народное образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству». Общедемократический подъем в стране после Крымской войны заставил самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы и на смягчение цензурных правил, которые были введены в ходе реализации реформы образования.

19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. По уставу гимназии разделялись на классические, которые давали гуманитарное образование, и реальные, базировавшиеся на точных науках и естествознании. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. По окончании реальных гимназий учащиеся могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения.

Наряду с закрытыми женскими учебными заведениями XVIII в. стали открываться женские училища для девочек и из непривилегированных сословий. С 1862 г. они были переименованы в женские гимназии с более сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой преподавания общеобразовательных дисциплин.

Был пересмотрен Университетский устав 1835 г. Его действие распространялось на 5 существовавших к тому времени российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. По Уставу каждый университет должен был иметь 4 факультета - историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании и в связи с этим открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табели о рангах повышался на два класса.

Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку. Руководство жизнью факультетов принадлежало факультетским советам. Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне. Устав предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения.

В рамках реформы образование были заложены основы высшего женского образования. В 1860-70-е гг. в Москве открылись «Лубянские высшие женские курсы», затем «Владимирские» в Петербурге и «Систематические» по естественным наукам в Киеве. При Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве - Высшие женские курсы профессора В.И. Герье историко-филологического направления. В 1876 – 78 гг. были открыты Высшие женские курсы в Казани, Киеве, и др.городах. По инициативе профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге основаны Бестужевские курсы, получившие особую известность, так как давали наиболее основательное высшее образование. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Реформа системы образования,проводившаяся с 1863-1864 гг. занимала важное место в преобразованиях Александра II. Она способствовала развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее (классические гимназии, реальные училища) и начальное образование (министерские, земские, церковноприходские школы) расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы.

Уже в самом начале царствования Александра II были сделаны некоторые послабления печати. Был упразднен учрежденный Николаем I для усиления надзора за печатью Бутурлинский комитет с его карательной цензурой. В 1857 г. был поставлен вопрос о подготовке нового цензурного устава. В 1865 г. в виде «Временных правил о печати» закон был утвержден царем. «Правила» отменяли предварительную цензуру для оригинальных и переводных сочинений определенного объема. Центральные периодические издания освобождались от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел. Освобожденные от предварительной цензуры периодические издания могли подвергаться административному воздействию: «предостережениям», денежному штрафу, временной приостановке на полгода или прекращению издания. От цензуры освобождались лишь правительственные и научные издания столиц. Это были весьма незначительные уступки печати. На провинциальную печать и массовую литературу для народа цензура сохранялась в полной мере. Действовала и духовная цензура Святейшего Синода, которая следила не только за духовными, но и за светскими произведениями, если в них затрагивались вопросы веры.

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно.

Основной целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.

Содержание реформ заключалось в следующем:

1. сокращение численности армии на 40 %;

2. создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

3. усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба;

4. создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

5. отмена телесных наказаний в армии;

6. перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;

7. введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 - на флоте.

Особенностью военных реформ,проводившихся под руководством военного министра Д, А. Милютина, стал их последовательный прогрессивный характер. Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Поворот к реакции после покушения на царя Д.В. Каракозова в 1866 г. в первую очередь отразился на политике в области просвещения и печати. Новый устав гимназий 1871 г. предусматривал сохранение только классических гимназий, увеличивался срок обучения. В гимназиях внедрялись механическое заучивание и зубрежка, подавлялась всякая самостоятельность мысли. Усиливалось наблюдение за гимназистами, поощрялись доносы и наушничество. Устав 1872 г. о реальных гимназиях заменял их реальными училищами, приспособленными к «приобретению технических познаний» для «занятий различными отраслями промышленности и торговли». Окончившим реальные училища категорически запрещался доступ в университеты, затруднялось поступление в высшие технические учебные заведения.

Либеральные реформы 1860-70-х гг., начиная с отмены крепостного права, знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Они дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Однако буржуазные по своему содержанию реформы носили не последовательный и незавершенный характер. Наряду с буржуазными принципами в новых органах местного управления, судебной системе, народ ном образовании и т.д. реформы вместе с тем ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли неравноправное положение податных сословий, дворянские привилегии. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В противоречивой политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние открыто замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны.

Брожение в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, охвативших в 1878 - 1880 гг. крупные промышленные центры (Петербург, Москва, Иваново-Вознесенск, Пермь, Харьков, Одессу и др.), рост либерально-оппозиционного движения, активизация террористической деятельности народовольцев, направленной против царя, оказали существенное воздействие на власть и явились факторами кризиса внутренней политики рубеже 1870-80-х гг. С одной стороны, власть обещала продолжение реформ, с другой стороны, расширяла сферу политических репрессии.

После покушения на царя в 1880 г., Александр II создал «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с М.Т. Лорис-Меликов. В задачу комиссии входило «положить предел беспрерывно повторяющимся…покушениям… злоумышленников поколебать государственный и общественный порядок». Вместе с тем ставилась задача привлечь на сторону верховной власти либеральную часть общества. Лорис-Меликов считал, что нельзя действовать только одними репрессивными мерами, но следует проводить и более гибкую политику. Так определилась задача «введения народного представительства», но в строго ограниченных пределах. В начале 1881 г. он изложил императору план «умиротворения» страны, связанный с привлечением к законодательству выборных представителей от земств. На 4 марта 1881 г. Александр II назначил обсуждение плана Лорис-Меликова о создании при Государственном совете комиссии выборных от земств с правом совещательного голоса для разработки законопроектов, указанных «высочайшей волей» царя, так называемая «конституция Лорис-Меликова». Но убийство императора 1 марта 1881 г. народовольцами изменило планы, и обсуждение проекта Лорис-Меликова состоялось уже при новом императоре.

Наши рекомендации