Политический строй и социально-экономические отношения Древней Руси.
Древнерусское государство в IX – XII вв. представляло собой раннефеодальную монархию с элементами родовой демократии. Во главе государства стоял великий князь Киевский (прочие князья владений, входивших в состав государства, считались его наместниками, данниками-вассалами, союзниками). Власть великого князя киевского и местных князей приобреталась наследованием (Ольга, Игорь, Святослав), захватом в результате войн и усобиц (Владимир и его братья, Ярослав Мудрый, сыновья Ярослава Мудрого).
В структуре политической власти рассматриваемый период прослеживаются две линии: одна идет от князя, другая – от институтов родовой демократии (вече, обычное право). Опорой княжеской власти была дружина. С ней князь обсуждал и решал важные государственные дела, ходил собирать дань, защищал свои владения. Дружина делилась на старшую (в нее входили представители древней родоплеменной знати и опытные воины, выполнявшие ответственные поручения) и младшую (простые воины – мечники, «гриди»). Граница деления дружины в киевский период была условной. И вхождение в ту или иную ее часть зависело от возраста, опыта и заслуг перед князем и его предками. Старшая и младшая дружина выполняла функции государственного аппарата. Прерогативой князя всегда оставалась судебная власть (после христианизации Руси часть ее и право сбора некоторых податей с населения князья передали в ведение церкви). Вероятно часть судебной, финансовой, культовой власти оставалась у родовой знати (старцы градские), возглавлявшей традиционные структуры (вече) в городах - племенных центрах.
Уже к XI в. вече в качестве высшей формы самоуправления стало пережитком и собиралось только в исключительных случаях (военная угроза, стихийное бедствие, длительный голод). Исключение составляла северо-западная Русь.
Важное место в политической системе Древнерусского государства занимала церковь. Возглавляли церковь в государстве греческие, а затем русские митрополиты, которые назначались Константинопольским патриархом и жили в Киеве. В других городах были поставлены подчиненные им епископы (их число увеличилось с 5 до 15). На Руси строили церкви и устраивали монастыри, служители которых подчинялись своему епископу (игумену), а через него митрополиту. Власть митрополита простиралась на всю Русь. В государстве существовал церковный суд. Судили за святотатство, волшебство, еретичество, языческие моления. Церковные суды разрешали споры мужей и жен, родителей и детей. Церковь оказывала сильное влияние на гражданский быт. Частная жизнь человека от крещения до отпевания находилась под наблюдением церкви. Церковь поднимала значение княжеской власти («всякая власть от Бога», а князь «божий слуга», мирила князей в случае ссор и междоусобиц.
Таким образом, в Киевской Руси наблюдался процесс усиления и формирования монархической власти и ослабление роли элементов родовой демократии.
Города представляли собой центры ремесла, торговли и административного управления (в IX веке существовало более 20 городов, к первой половине XI в. уже 42, в летописях XII века упоминается о 224). Города обросли обширными ремесленно-торговыми посадами. Ремесло не уступало ремеслу, как Западной Европы, так и Востока. Ключевое значение имело земледелие. Уже известны были двупольная и трехпольная системы. Подчиненную роль в экономике играло скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. С ростом внешней торговли рос спрос на продукцию сельского хозяйства.
Наряду с общинной собственностью на землю постепенно складывается частное землевладение князей, бояр, дружинников, церкви – вотчина, земельное владение, передаваемое по наследству. Процесс формирования вотчин начинается на рубеже X-XI вв., по другим данным на рубеже XI-XII вв. Первоначально формирование вотчины шло назывным путем или благодаря дарению земель князем своим сыновьям и боярам. Вотчина отражала характерные черты феодального землевладения и способа производства, основанного на труде зависимых крестьян, платящих феодальную ренту. Но основная часть населения была свободной и независимой от вотчинника. Бояре-вотчинники, имевшие широкие привилегия и власть, которую им даровал великий князь, постепенно начинают принудительно заставлять работать на себя крестьян, живших на территории вотчины.
Начало оформления феодальных отношений было связано с появлением системы зависимых категорий населения, относившегося к низшему сословию. Сохранялась древнерусская община – «вервь», «мир», состоявшая из лично свободных крестьян-общинников и рядовых горожан – «люди». Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о их социальной принадлежности – предмет дискуссий в отечественной историографии. Возможно, что смерды – это полувоенное население, зависимое от князя. Но есть также мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные выплачивать государственную подать – дань.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого (1050 г.) - официальный список, обобщавший отдельные законы - регулирует социально-правовое положение ряда других категорий крестьянского сословия. Постепенно появляются основные виды зависимых крестьян, среди которых выделяют полузависимое население (закупы и рядовичи) и полностью зависимое население (холопы или рабы). Закупы – люди, взявшие в долг у землевладельца и вынужденные работать на вотчинника до полной его выплаты. Рядовичи – люди, вынужденные заключать с феодалом какой-либо договор (ряд), и выполнять различные работы в вотчине согласно этому ряду. В обоих случаях выплаты по долгам составляли 100%. Поэтому не выполнение своих долговых обязательств грозило и закупам и рядовичам полным холопством.
Холопы по своему положению находились на самой низкой ступени социальной иерархии в Киевской Руси. Источниками холопства были плен, продажа в холопство, рождение. Имущественное расслоение (невыполнение долговых обязательств) так же могло привести к потере своей личной свободы превращению в холопа. Но положение холопов было не одинаковое. Среди них выделяются доверенные князю или боярину слуги, которые занимали особое привилегированное положение (тиуны и огнищане – управителя княжеской и боярской вотчинной администрации). Но большая часть холопов – низы общества, полностью бесправная и подвергавшаяся эксплуатации.
Таким образом, в Киевской Руси постепенно формировались основы (элементы) феодальных отношений при длительном сохранении элементов старого общества
Вопросы для самоконтроля:
1) Где, когда и как происходит формирование восточных славян? Какие еще ветви славян выделяются в древнейший период истории?
2) Как шел процесс расселения восточных славян на великой русской равнине?
3) Как повлиял природно-климатический фактор на формирование восточнославянского этноса?
4) Какие виды хозяйствования развиваются у восточных славян?
5) Как развивался политический и социальный строй у восточных славян?
6) Каковы особенности верований восточных славян?
7) Какие теории происхождения государства у восточных славян существуют? Кто авторы и последователи этих теорий? В чем их суть?
8) Какие этапы в своем развитии прошло государство Киевско-Новгородская Русь? Охарактеризуйте каждый из этапов.
9) Почему Киев, а не Новгород стал центром объединения Руси?
10) Какова роль христианства в становлении Древнерусской государственности?
11) В чем особенности социально-экономического и политического развития древнерусского государства?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Андреев, И. Л. История России с древнейших времен до 1861 года [Электронный ресурс] : учебник / И. Л. Андреев, Н. И. Павленко, В. А. Федоров ; СГАУ. - 5-е изд. - Электрон. текстовые дан. - М.: Юрайт, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Учебник для вузов. Электронная версия)
2. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Проспект, 2011. - 480 с.
3. Кириллов, В. В. История России [Электронный ресурс] : учебник / В. В. Кириллов ; СГАУ. - 4-е изд. - Электрон. текстовые дан. - М.: Юрайт, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Учебник для вузов. Электронная версия)
4. Кириллов, В. В. История России: учебное пособие / В. В. Кириллов. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2011. – 661 с.
5. Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011. – 712 с.
Дополнительная
1. Вернадский, Г. История России. Древняя Русь. / Г. Вернадский. - М.: Аграф, 1999. - 448 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ver/index.php
2. Георгиева, Н. Г. История России: учебное пособие / Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев. – М.: Велби, 2008. – 336 с.
3. Греков, Б.Д.Грозная Киевская Русь. / Б.Д. Греков. - М.: Алгоритм, 2012. – 256 с. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/442829/read
4. История России от древнейших времен до начала XX века. / Под ред. И.Я. Фроянова. – М.: Наука 2008 – 528 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269009670
5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Норма, 2008. – 784 с.
6. Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г. История России: учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. 5-е изд. – М.: Проспект, 2008. – 528 с.
1. Павленко, Н., Андреев, И., Кобрин, В., Федоров, В. История России с древнейших времен до 1861 года. / Под. общ. ред. Н.И. Павленко. 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. – 536 с. [Электронный ресурс]. URL: http://wordweb.ru/andreev/index.htm
7. Петрухин, В.Я.Русь в IX-X вв. От призвания варягов до выбора веры. / В.Я. Петрухин. - М.: Неолит, 2013. – 479 с.
8. Рыбаков, Б.А. Рождение Руси. М.: АиФ Принт, 2003.- 447 с. [Электронный ресурс].URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rubakov/_index.php
9. Соловьев, С. М. История России. Русь древняя. / С.М. Соловьев. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2013. – 304 с.
Лекция 2