Этапы развития раннефеодального государства.
Начальный этап - середина IX – конец X вв. (от Рюрика до Владимира). В качестве начальной даты периода берется 882 г., когда произошло объединение Новгородской и Киевской земель под властью князя Олега в Древнерусское государство. В рамках данного периода произошло становление основных характеристик русской цивилизации. После смерти Рюрика новгородским князем стал Олег (879-912 гг.), сосредоточивший в своих руках власть над всей северо-западной территорией. В 882 г. он совершил из Новгорода поход на Киев, взяв силой и обманом княжеский престол и объединив земли. Киевский престол стал главенствующим по отношению к другим, что свидетельствовало о начале формирования федерации племенных княжений во главе с великим киевским князем. Начался процесс формирования раннефеодального государства, что выражалось в сборе дани с вошедших земель в этот крупный военно-племенной союз под властью Киева. В 907 и 911 гг. Олег и его славяно-норманнская дружина совершили два удачных похода на Византию. Их итогом стало подписание договоров, позволивших славянским купцам вести беспошлинную торговлю на византийских рынках.
КнязьИгорь (912 -945 гг.) продолжил политику Олега, стремясь расширить территории государства за счет присоединения новых племен к Киеву. Часто процесс присоединения шел насильственным путем в результате военного покорения, как это было с древлянами. Обкладывание племен данью вызывало сопротивление у жителей покоренных территорий. Столкновение с древлянами завершилось трагически для Игоря, который был убит во время очередного сбора дани.
Во внешней политике Игорь стремился выступить защитником границ от печенегов, расширить соглашения с Византией. Но политиком и воином он, видимо, был более слабым по сравнению с Олегом и его походы оказались менее удачными. Их результатом стало подписание менее выгодного для русичей торгового договора, сокращавшего привилегии купцов.
Правление княгини Ольги (945-964 гг.) начинается с реформ. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она проводит реформу дани, заменяя полюдье на повоз, иустанавливает уроки (фиксированная норма дани)и погосты (место сбора дани). Эта реформа способствовала зарождению элементов феодальных отношений у восточных славян, когда князь выступал верховным собственником земли, а дань рассматривалась как феодальная рента, но, скорее в пользу государства.
Как и ее предшественники, Ольга совершила в 957 г. поход на Царьград (Константинополь – столицу Византии). Итогом похода стало принятие ею христианства. Но ее сын Святослав отказался признать новую религию и Русь сохранила в основе своих верований язычество.
Политика сына Игоря и Ольги Святослава (964-972 гг.)была связана с постоянными походами на Хазарию (965 г.), Волжскую Бульгарию (967 г.), на Дунай (967-971 гг.) и Византию. Святославу удалось добиться расширения и укрепления границ государства. Но Святослав мало бывал в родной земле. Он постоянно находился в походах, требовавших высокого напряжения сил. Внутреннее управления совершалось при помощи сыновей, которые после его смерти начали первую междоусобицу (972-988 гг.) в борьбе за киевский престол.
Расцвет Киевской Руси- конец X - первая половина XI вв. - (правление кн. Владимира и Ярослава Мудрого). В этот период времени происходит окончательное объединение восточнославянских племенных союзов и их консолидация под властью Киевского князя.
Князь Владимир I (980–1015 гг.) активную внешнеполитическую деятельность сочетал с крупными внутриполитическими реформами. Им была создана оборона южных границ. Осуществлена постройка сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек – Десне, Сейму, Росси. Вел воины за расширение пределов государства, присоединив в 981 г. земли на юге (Галицию, Волынь) и западе (Полоцк, Туров).
В правление Владимира Красно Солнышко завершилось формирование древнерусского государства, основы правления, проведены крупные религиозные реформы. Стремясь укрепить великокняжескую власть, он в начале правления проводит языческую реформу, создав пантеон богов во главе с Перуном. Но язычество не отвечало политическим задачам власти и не смогло стать объединяющим началом для восточнославянских земель. Во многих землях продолжали поклоняться своим местным богам, отказываясь признать культ Перуна.
В 988 г. Владимир проводит вторую крупную религиозную реформу, начав процесс христианизации Руси, длившейся около двух столетий. Одновременно он устанавливает обязательные платежи в пользу церкви - десятина (1/10 собранного урожая). Утверждение христианства на Руси шло достаточно сложно, вызывая сопротивление населения. На длительное время утверждается двоеверие (одновременное существование двух вер, слившихся в некоторых обрядах и праздниках и сохранившихся до сегодняшнего дня).
Начало процесса принятия христианства у восточных славян имело огромное значение для развития государственности, формирования единой народности и духовной жизни. Крещение имело важное цивилизационное значение: ускорилось объединение древнерусских народов; а также формирование господствующего слоя, объединенного вокруг киевского князя; ускорилось появление земельной собственности, церковного землевладения; упрочился политический строй; начался процесс формирования единой древнерусской культуры; создавались основы цивилизационного единства Руси с христианской Европой. Русь приняла христианство из Византии в рамках формировавшейся православной традиции. Являясь епархией Константинопольской церкви, русская церковь изначально стремилось к самостоятельности, самобытности.
При Владимире складывается новая практика формирования княжеской власти на местах. Он заменяет племенное княжение на правление своих сыновей, которые ему подчинялись, укрепив, таким образом, великокняжескую власть в других землях, сделав их владениями Рюриковичей. Постепенно великокняжеская власть стала восприниматься как власть верховная, призванная управлять государством и организовывать общество на решение каких-либо вопросов. В руках великого князя находилось решение вопросов внутренней и внешней политики, князь воспринимался не только как защитник, но и как судья и законодатель. Но при этом сохранение древнего института вече делало власть князя если не ограниченной, то заставляло его считаться с мнением народного собрания.
Опорой великокняжеской власти была дружина. В это время начинается процесс дифференциации дружины. В ней выделяются прославившиеся воины, вошедшие в совет князя – бояре. Менее знатные и не успевшие прославиться дружинники составляли так называемую младшую дружину. Младшие дружинники были прежде всего хорошо обученными воинами, которые в мирное время выполняли функции административного управления (сбор дани).
Своего расцвета государства достигает в правление князя Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.),победившего в борьбе за власть в ходе междоусобице 1015-1019 гг. Утвердилась власть киевского князя на берегах Чудского озера и границы приблизились к Прибалтике. Основание горда Юрьева (Тарту). Отражены последние попытки нападения печенегов на Русь (1037 г.). Границы государства расширились от Карпат до Камы, от Балтики до Черного моря. Это был период высшего международного влияния Руси. Великие князья поддерживали политические, торговые, культурные отношения с Чехией, Польшей, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией.
С Ярославом Мудрым связано укрепление власти Киевского князя. Чему способствовало расселение им своих сыновей по отдельным землям. Утвердился новый порядок передачи великокняжеской власти по старшинству.Старший в роду становился великим князем.
Происходит формирование системы древнерусского права. С Ярославом Мудрым связано появление «Русской Правды», закрепившей кодификацию законодательства. «Русская Правда» включала законодательные нормы, регулировавшие отношения между отдельными категориями населения. Основное в них – защита жизни и имущества княжеской дружины и слуг, свободных сельских общинников и горожан, некоторых категорий зависимого населения. В XI веке завершилось становление феодального политического строя. Формируется централизованный и разветвленный аппарат управления, сочетавший элементы первобытно-общинной и феодальной формации.
При нем происходит расцвет культуры Киевско-Новгородской Руси. Начинается строительство двух крупнейших соборов – св. Софии в Киеве и Новгороде, появляется первый монастырь – Троица-Сергиевская Лавра, появляются школы при монастырях, утверждается кириллица как основа письменности, начинается летописание, происходит активное проникновение художественной традиции Византии (фрески и иконопись) и т.д.
Упадок и распад - вт. пол. XI - первая треть XII вв. (от Ярославичей до Мстислава Великого). Уже после смерти Ярослава Мудрого начинаются усобицы между его Рюриковичами. Ярослав разделил все земли Киевского государства между сыновьями, посадив старшего Изяслава в Киеве, а младшего Владимира в Новгороде. Между старшими сыновьями складывается триумвират – совместное правление, просуществовавшее до 1068 г. После поражения от половцев триумвират распадается и начинается борьба между братьями за великий престол киевский, которая длилась до конца XI в. Усиление половецкой опасности и с целью преодоления усобицы («устроение мира») в 1097 г. состоялся съезд князей в г. Любече.На съезде, стремясь прекратить споры о старшинстве и княжеском престоле, было принято решение: «Каждо да держит отчину свою». Таким образом, в Любече был зафиксирован новый принцип владения, который запрещал переходить с одного престола на другой, а княжеское владение становилось наследственным.
Становление феодальных отношений и усиление эксплуатации, особенно княжеской, подталкивало население к выступлениям. Народные движения из языческого протеста, превращались в протест социальный. Выступления вызывались как широким распространение дани, так и расширением других податей – «виры» и «продажи» (судебные пошлины), «корма» (поставки для содержания княжеских должностных лиц). Ухудшение материального положения городских и сельских низов, рост ростовщичества, закабаление свободных общинников и горожан вызвали крупное выступление киевлян в 1113 году. Лишь с приходом на великокняжеский стол Владимира Мономаха (1113–1125 гг.) социальное напряжение было снято. «Устав Владимира Всеволодовича» определил новую систему взимания долгов и выплаты процентов. Социальный мир позволил Мономаху восстановить государственность, ослабленную в период междоусобиц с 1054 по 1113 годы, единство Руси и обеспечить стабильность социально-политического развития.
Период правления Владимира Мономаха оказался, однако, непродолжительным. С его смертью и смертью его сына Мстислава Великого междоусобица обострилась, были окончательно сформированы тенденции феодальной раздробленности.