Пути решения проблем в системе социальной защиты семьи, материнства и детства в Москве.

Неблагоприятные тенденции демографического развития в Москве и России в целом, проявившаяся в первую очередь, в сокращении численности населения, предопределили важность решения проблем рождаемости и увеличения уровня жизни семей с детьми. Основным государственным приоритетом стало поощрение семей в рождении детей и повышении уровня рождаемости.

Доходы семей с детьми продолжают сохраняться на низком уровне. Следовательно, семьи с детьми имеют риск бедности. В Москве динамика демографических процессов последнего десятилетия отличается явной депопуляцией.

Снижение рождаемости происходит на фоне повышения среднего возраста матерей, и увеличения числа детей, родившихся вне брака. Негативной особенностью рождаемости является увеличение численности абортов как способа регулирования деторождения.

Проявления кризисных процессов в институте семьи способствовали ослаблению семейных связей, снижению ответственности у родителей за содержание и воспитание детей, результатом этого является беспризорность и безнадзорность детей, рост социального сиротства.

В период 2014-2017гг. в Москве численность детей в возрасте до 18 лет заметно сократилось, но увеличилось численность детей и подростков, лишённых попечения родителей.[16]

Демографический кризис – это одна из самых острых проблем, существующих в Москве и России в целом. Долгое время власть ни озвучила ни каких серьёзных проектов.[17] Но в 2006 году в ежегодном обращении Президента Российской Федерации Федеральному собранию впервые за 15 лет экономических реформ этот вопрос был назван ключевым, что вызвало огромный общественный резонанс.[18] Для решения этой проблемы необходимо создать надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости, применять эффективные программы для поддержки семьи, материнства и детства.

Для того что бы приостановить сокращение численности населения, сохранить существующий численный капитал и увеличить вклад молодого поколения в социальное развитие и экономический рост. Необходимо увеличить безопасность, качество окружающей среды и здравоохранения. Превентивные меры в области охраны здоровья и стимулирования здорового образа жизни так же в значительной мере способствуют приостановки сокращения численности населения. Так же все эти меры способствуют сокращению численности детей, находящихся в государственных детских учреждениях, что в свою очередь благоприятно отражается на стабильности и благосостоянии населения.

Меры государственной политики, которые направлены на повышение уровня жизни с детьми, в первую очередь должны быть связаны с преодоление проблем, сложившихся на рынке труда: сокращение широкой распространенности низкой заработной платы и содействие в трудоустройстве тем, кто ищет работу.

Наряду с доходной обеспеченностью, жилищные условия являются так же важной составляющей уровня жизни, а именно плохие жилищные условия семей в Москве наиболее часто называют в качестве причины, по которой семьи отказываются от рождения детей. Подавляющие большинство семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий. Они испытывают потребность в дополнительных метрах площади, сталкиваются с отсутствием доступа к базовым коммунальным услугам.

Рассматривая вопрос выплаты пособий, можно говорить о том, что новое пособие по уходу за ребёнком, достигло уровня рассматриваемого значимым для принятия решения о рождении детей в случае наличия в семье материальных сложностей. В случае если рост пособия по уходу в возрасте до полутора лет не будет поддержан адекватными мерами, обеспечивающими социальную поддержку для малообеспеченных семей с детьми на более длительный период времени (до достижения детьми возраста пятнадцати – семнадцати лет), то позитивное влияние на рождаемость, обусловленное ростом пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, может оказаться кратковременным. Существуют пути сохранения роста рождаемости. Например, такие как поднятие, бедным семьям с детьми в возрасте до шестнадцати – восемнадцати лет пособия до уровня, выплачиваемого по уходу за детьми до полутора лет, вследствие чего уровень бедности сократился бы в два раза. Двукратное снижение бедности среди детей является значимой целью, которая может быть достигнута при помощи государственных социальных программ. Стабильность в семье и институционализация детей.

Возвращаясь к жилищному вопросу. Можно отметить тот факт, что семьи с двумя и более детьми сталкиваются с проблемами гораздо большего масштаба, чем фиксируемые в среднем по всему населению. В неблагоустроенном или тесном жилье проживает 98,1 % семей, претендующих на участие в программе материнского капитала. Говоря о материнском капитале можно отметить, что – это достаточно дорогостоящая программа, 50% его получателей не сможет участвовать в схемах ипотечного кредитования, так как для большинства из них это единственный ресурс, не подкреплённый другими возможностями (доходы позволяющие, позволяющие возвращать кредит, развитый рынок жилья).[19] Самым полезным использованием этого ресурса может стать улучшение благоустройства жилья, а практика реализации именно этой стратегии использования материнского капитала пока не определена, в законодательных актах, регулирующих данную социальную программу.

Меры политики, призванные обеспечить повышение уровня жизни для малообеспеченных детей, с детьми. Так же должны быть направлены на преодоление проблем, доминирующих на рынке труда. Речь идёт о низкооплачиваемой занятости и безработице, особенно среди молодёжи. Политика имеет положительного влияния на поддержку семей.

В настоящий момент в Москве к соответствию данным требованиям приближается только пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. По-прежнему проблема действенных и долгосрочных пособий остаётся актуальной для детей из бедных семей, поскольку решение родителей иметь несколько детей напрямую зависит от перспектив долгосрочной экономической стабильности семьи. Влияние пособий на уровень рождаемости, очевидно выше, если материнская поддержка сочетается с развитием сферы социальных услуг для семей с детьми и формирование гибкого рынка труда. Говоря об этих мерах в контексте повышения уровня и качества жизни семей с детьми, можно сделать некоторые стратегические рекомендации относительно потенциальных вариантов программы, которые могли бы повысить, эффективность в сфере рождаемости.

Несмотря на то, что материнский капитал – это достаточно дорогостоящая программа, в рамках обозначенных целей его использования, он не позволит существенно повысить благосостоянии получателей. Принципиален и тот вопрос, касающийся того, что большая половина адресной группы не сможет участвовать в схемамах ипотечного кредитования – так как для большинства из них – это единственный ресурс, неподкреплённый другими возможностями (доходы, позволяющие возвращать кредит). Использование только самого капитала на покупку нового жилья лучшего качества сопровождается большими издержками по продаже старого, и покупке нового. Рационально расширить возможности использования его в части капитального ремонта, имеющегося жилья, и повышения уровня его благоустройства.

В данное время материнский капитал направлен на удвоение потребностей в образовании, здравоохранении и улучшении жилищных условий. Вместе с этим, у малообеспеченных семей имеются проблемы более низкого порядка: они имеют белководефицитное питание, не обеспечены даже по минимальным стандартам одеждой и обувью.

Использование в качестве инструмента способного позитивно повлиять на рост рождаемости и социальной стабильности семей с детьми только пособий неправильно. Они должны дополняться комплексом мер «устойчивой поддержки» семьи в других сферах, прежде всего в сфере занятости женщин и создании дружественной общественной атмосферы для семей с детьми.[20]

Для улучшения защиты социального положения семьи материнства и детства требуется комплекс мер, с одной стороны, способствующих развитию стратегий самообеспечения для семей с детьми, с другой стороны повышающих для них доступность, программ государственной социальной поддержки в сфере занятости. Беря во внимание стратегическую цель создания высокопроизводительных рабочих мест, необходимо предпринимать меры, направленные на повышение качества оплаты труда и возможностей для репродуктивных намерений населения. В частности, речь идёт о политике повышения минимальной оплаты труда, расширении сферы услуг по уходу за детьми и развитии нестандартных занятости в рамках формальных экономических отношений. Включающий в себя следующие меры:

- объединение служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных из уязвимых групп.

- попадание многодетных и неполных семей в приоритетную группу при устройстве детей в детские дошкольные учреждения и на режим продлённого дня в школе.

Стратегия, ориентированная на социальную защиту семьи, материнства и детства призвана создать условия для того, чтобы каждый ребёнок рос в семейном окружении, атмосфере счастья любви и взаимопонимания, что бы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении её обязанностей. Каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе. Это является наиболее надёжным путём снижения социальной напряженности, сокращением разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.

Основные задачи стратегии –

1. Создание наилучших условий для рождения и здоровья детей, доступности высококвалифицированной медицинской помощи для каждого ребёнка и формирования здорового образа жизни как доминирующего стиля поведения Москвичей.

2. Обеспечение прав, интересов и потребностей развития каждого ребёнка в столичной системе образования и культурной среде.

3. Эффективная социализация подрастающего поколения по средствам его включения в общественно значимую деятельность и процесс принятия решений относительно своего будущего, семьи и города.

4. Социальная поддержка, реабилитация и адаптация детей инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Которые проживают в социально неблагополучных семьях, подвергающихся насилию, сексуальной эксплуатации, беспризорных и безнадзорных, совершивших преступления.

Целью данной политики, является содействие в укреплении института семьи и брака, безусловному права каждого ребёнка на семью, повышению качества жизни семей с детьми, формированию в семьях морально – психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию детей.

Основными задачами данной политики являются:

- Обеспечение всесторонней социально – экономической поддержки семей с детьми посредствам:

1. системы денежных пособий и целевых субсидий;

2. содействия улучшений жилищных условий;

3. создания условий занятости обоих родителей;

4. расширения возможностей для занятости родителей при выполнении ими своих семейных обязанностей;

5. развития инфраструктуры временного содержания, ухода, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

6. развития инфраструктуры совместного отдыха, досуга, культурных и образовательных центров и мероприятий для семей с детьми;

7. обеспечение равного и приоритетного доступа к услугам в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальных услуг.

- Развитие системы социально-психологической и правовой помощи семье по средствам:

1. повышения качества и доступности социальных услуг для семей с детьми в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;

2. обеспечения для всех категорий семей доступа к услугам семейных консультаций, кризисных центров, служб правовой помощи;

3. повышения качества и доступности, расширения ассортимента социальных услуг семьям, имеющих детей инвалидов и детей с особыми потребностями;

4. социальной работы с семьями группы риска помощи родителям в лечении наркомании и алкоголизма, профилактики безнадзорности детей.

- Обеспечение информационно культурной поддержки семьи по средствам:

1. поддержки и развития семейных форм отдыха. Например, таких как, семейные объединения, клубы, экскурсионные программы;

2. поддержки и развития семейных форм образования детей;

3. формирования и развития программ родительской компетенции;

4. сокращение числа безнадзорных и беспризорных детей за счёт усиления профилактической работы с семьями «группы риска»;

- Обеспечения права на семью для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей обеспечиваются по средствам:

1. оптимизации процедур усыновления;

2. стимулирования усыновления и опеки, поддержки усыновителей и опекунов;

3. развития и поддержки приёмных и патронатных семей и других форм семейного устройства.

4. формирования общественного мнения;

- Повышение значимости семьи и семейного воспитания, укрепление супружеских связей и связей поколений по средствам:

1. развития и формирования семейных ценностей у молодых супругов;

2. создание условий для укрепления духовно-нравственных и культурных семейных традиций.

В ходе изучения и исследования задач и продвижения к цели, указанные выше, выявлены индикаторы эффективной реализации, такие как:

- повышение среднедушевого дохода Московских семей с детьми (включая зарплаты, пенсии и социальные пособия);

- снижение доли многодетных семей с результирующим доходом на члена семьи ниже прожиточного минимума;

- доведение ежемесячного пособия детям в возрасте до восемнадцати лет из малообеспеченных семей, до уровня, соответствующего минимальному размеру пособия по уходу за ребёнком с последующей индексацией;

- объём субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги отдельно взятым категориям граждан;

- увеличение числа молодых семей, проживающих в отдельных квартирах;

- снижения количества разводов;

- снижение количества семей, состоящих на учёте как социально неблагополучные;

- снижение доли детей, пропускающих школьные занятия без уважительных на то причин;

- сокращение доли родителей, лишённых своих родительских прав;

- сокращение времени пребывания в родовспомогательном учреждении детей от которых отказались родители при рождении;

- сокращение количества воспитанников специализированных учреждений для детей сирот;

- увеличение числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, помещённых в альтернативные семьи, в том числе под опеку и попечительство в приёмные семьи.

К основным мероприятиям по реализации данной политики относятся:

- создание системы информирования вступивших в брак о мерах социальной поддержки молодых семей, возможностях улучшения жилищных условий;

- повышение объёма предоставляемых семье Московских льгот по мере увеличения количества детей в семье в дополнение к пособиям, выплачиваемым на Федеральном уровне;

- введение, в дополнение к Федеральным, Московских механизмов оказания дополнительной помощи неполным семьям и многодетным семьям с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей оставшихся без попечения родителей, а также семей имеющих детей-инвалидов;

- развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального состояния семей;

- помощь в получении средне специально либо высшего образования молодым родителям дистанционно, в заочной форме, в учебных учреждениях, находящихся в территориальной доступности от места их проживания;

- формирование городской системы социальных служб доброжелательных к семье, например, таких как:

1. создание семейных психологических консультаций во всех административных округах города Москвы и обеспечении доступности предоставляемых ими услуг;

2. создание сети правовых центров поддержки семьи во всех административных округах города Москвы и обеспечении их доступности;

3. увеличение числа, повышения качества, эффективности и разнообразия услуг поддержки семьи и детей, направленных на раннее выявление кризисной ситуации в семье. Воссоединение и реабилитацию семей с помощью оказания социальной, экономической, психологической и юридической поддержки;

4. Дети инвалиды с особыми потребностями (политика адресной поддержки детей-инвалидов и их семей).

Цель данной политики заключается в обеспечении всех необходимых условий для жизни и развития в обществе каждого ребёнка-инвалида, недопущении дискриминации таких детей и их семей в различных социальных сферах.

К основным задачам данной политики относят:

- обеспечение достойного уровня каждой семье воспитывающего ребёнка-инвалида;

- профилактика отказов родителей от имеющих специфические особенности и содействие семейному устройству таких детей, от которых отказались родители;

- формирование гибких финансовых механизмов, эффективно направлять средства бюджета Москвы в организации, выбранные семьёй ребёнка-инвалида для оказания необходимых медицинских, реабилитационных и образовательных услуг;

- интеграция детей с особыми потребностями в систему общего образования и минимализация изолирующих форм получения образования;

- обеспечение условий для полноценного участия таких детей и их семей в социальной, культурной, спортивной жизни Москвы;

- создание системы профессионального (трудового) обучения каждому ребёнку- инвалиду (в соответствии с медицинскими показаниями);

- формирование без барьерной среды – городской технической инфраструктуры доброжелательной к людям с ограниченными возможностями (жилые дома, общественные места, транспорт);

Основными же мероприятиями по реализации данной политики являются:

- формирование гибкой системы Московских социальных пособий и иных мер финансовой помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;

- выделение дополнительного ежемесячного пособия семьям, взявшим детей-инвалидов на воспитание;

- создание городской системы медико-социальных служб, доброжелательных к особенным детям и их семьям;

- разработка единых городских стандартов реабилитационной помощи детям-инвалидам. Внедрение новейших инновационных технологий работы с особенными детьми;

- обеспечение реабилитационным оборудованием учреждений социального обслуживания семьи и детей, имеющих отделения по работе с детьми-инвалидами;

- обеспечение за счёт бюджета Москвы детей-инвалидов специализированными средствами реабилитации по жизненным показаниям;

- разработка и принятие Положения об организации интегрированного (эксклюзивного) образования;

- разработка и принятие нового Положения о психологически - медико-педагогических комиссиях;

5. Ребёнок в трудной жизненной ситуации (политика поддержки адаптации).

Цель данной политики – состоит в создании условий для них социальной и психологической реабилитации и адаптации, устранении влияния криминальной либо асоциальной среды, возобновлении посещаемости образовательных учреждений, обеспечении условий для улучшения здоровья, и возвращении к нормально – социальной жизни.

Основными задачами данной политики выделяю:

- формирование системы своевременного выявления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации относящихся к «группам риска»;

- недопущение дискриминации и безусловное соблюдение прав всех категорий детей, попавших в сложную жизненную ситуацию;

- снижение уровня насилия в отношении детей;

- безусловное соблюдение права на образование всех ВИЧ инфицированных детей;

- поддержка подразделений внутренних дел, специализирующихся на работе с несовершеннолетними;

- развитие образовательных и воспитательных программ, которые непосредственно направленные на различные категории детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- развитие системы профессиональной компетенции различных категорий специалистов, работающих с детьми, оказавшимися в сложных ситуациях;

- развитие системы учреждений гражданско-правовой формы, обеспечивающих все виды помощи и поддержки таким детям.

К индикаторам эффективного решения данных задач можно отнести:

- сокращение числа детей и подростков, умерших от насилия, повышение для детей, подвергшихся насилию и их семей доступности специализированной помощи;

- снижение численности несовершенно летних детей, употребляющих наркотические вещества, и поставленных на учёт в специализированные учреждения;

- снижение показателей детской и подростковой преступности по Москве в целом, снижение числа рецидивов среди выпускников закрытых, исправительных учреждений для несовершеннолетних.

А вот основными мероприятиями по реализации данной политики являются:

- организация мониторинга социальных проблем в детской и подростковой среде;

- создание и поддержка единых баз данных «Дети группы риска» и

«Семьи группы риска»;

- внедрение различного вида программ, способствующих выявлению, реабилитации и социальному сопровождению семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- проведение различных мероприятий по предотвращению и выявлению насилия в семьях;

- оказание таким семьям адресной помощи;

- введение независимой общественной инспекции с целью контроля содержания детей в специализированных учреждениях;

- оказание материальной помощи беспризорным и безнадзорным детям (питание, одежа, обувь и другие необходимые нужды);

- создание социально-трудовых реабилитационных центров для наркозависимых и больных алкоголизмом детей.

Для того что бы стратегия была полностью реализована необходимы следующие элементы:

1. научно обоснованное проектирование, подготовки документов по реализации Стратегии;

2. координация различных программ и проектов в рамках Стратегии;

3. общественная экспертиза контроля, общественно-государственного контроля;

4. прямое взаимодействие родителей и детей;

5. создание и принятие документов для выделения финансирования;

6. мониторинг хода реализации Стратегии по направлениям с привлечением профессиональных, независимых и международных структур.

Реализация стратегии включает в себя – сбор данных от Московских органов исполнительной власти и учреждений, а также опроса граждан. Выработку все возможных вариантов реализации Стратегии, в зависимости от выделяемого финансирования.

Важным условием эффективности осуществления Стратегии является политика информационной открытости, направленная на предоставление обществу объективной информации о ходе реализации политики, в сфере семьи, материнства и детства, возникающих проблемах и путях их решения, о возможности каждого Москвича внести личный вклад в превращение столицы в город, доброжелательный к полным семьям.

Анализ, материнства семьи и детства показал, что проявляются неблагоприятные тенденции демографического развития Москвы в сокращении численности населения в целом, и численности детского населения в частности. Доходы семей с детьми продолжают сохраняться на низком уровне, в результате чего семьи остаются в зоне риска бедности, и социальной нестабильности. Возникающие кризисные процессы в институте семьи способствую ослаблению семейных связей, снижению у части родителей ответственности за содержание и воспитание детей, что в конечном итоге приводит к появлению и расширению такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей, и росту социального сиротства. В связи, с чем напрашивается вывод о том, что в срочном порядке необходимо принимать конкретные меры по защите и социальной поддержке семьи, материнства и детства.

Заключение

Целью курсовой работы является исследование социальной защиты семьи, материнства и детства в Москве.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить определённый ряд задач.

Решая поставленные задачи, было выявлено, что материнство, семья и детство представляют собой взаимосвязанную систему, социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества. Подробно рассмотрев и изучив связь материнства, семьи, детства можно сделать вывод о том, что эти на первый взгляд отдельные институты неразрывно связаны друг с другом. И представляют в своей совокупности взаимосвязанную систему, социальных факторов, в значимой степени определяющих состояние общества, и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и как следствие этого преемственность поколений. Подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Система социальной защиты семьи, материнства и детства включает в себя меры финансовой и нефинансовой поддержки.

Рассматривая деятельность государства по защите семьи, материнства и детства можно сделать вывод о том, что она делится на три пласта:

- принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы их реализации. Разрабатываются программы на Федеральном и Региональном уровнях;

- создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих институтов и норм;

- нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств, поскольку защита семьи, материнства и детства – феномены динамичные и развивающиеся.

Проанализировав виды финансовой и не финансовой поддержки семьи и детей в Москве, в процессе исследования делаем вывод, о том, что государство старается повысить уровень социальной защиты семьи, материнства и детства, но необходимо совершенствовать этот уровень, приближаясь к мировым показателям.

Наши рекомендации