Семестр. 1 занятие по питанию.
Кафедра пропедевтики детских болезней
СЕМЕСТР. 1 ЗАНЯТИЕ ПО ПИТАНИЮ.
ТЕМА: "ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ДО ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМА".
Перечень основных понятий и терминов:
1. Естественное вскармливание, определение понятия. Терминология ВОЗ.
2. Разновидности молока: молозиво, переходное молоко, зрелое молоко.
"Переднее", "заднее" молоко.
3. Лактация, ее механизмы, гормональное обеспечение. Лактационный криз.
4. Физико-химические свойства грудного молока. Состав женского молока (б, ж, у, энергетическая ценность, минералы, микроэлементы, витамины).
5. Биологические свойства грудного молока, влияние компонентов на рост и развитие ребенка.
6. Преимущества естественного вскармливания.
7. Первое прикладывание к груди. Техника кормления.
8. Режим кормления. "Свободное вскармливание". « Кормление по требованию»
9. Способы расчета объема питания: в периоде новорожденности и грудном возрасте. Объем питания разовый.
10.Критерии достаточности питания. Контрольное кормление.
11.Питание кормящей женщины и коррекция естественного вскармливания.
12. Потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах, калориях, витаминах, минеральных элементах, обеспечивающие рост и развитие ребенка.
13. Сетка питания. Коэффициент корреляции.
14. 10 принципов успешного грудного вскармливания.
В дневники самоконтроля внести:
А. Теоретический материал.
Б. Практические навыки:
1. На основании клинических, в том числе антропометрических данных оценить достаточность питания ребенка.
2. Соответственно возрасту и физическому развитию ребенка
назначить режим вскармливания: число кормлений, интервалы между ними, часы кормлений, свободное вскармливание по требованию.
3. По основным способам определить необходимый суточный и разовый объем пищи для ребенка.
4. Определить суточную потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах и калориях.
5. Составить сетку питания с определением фактического потребления ребенком основных пищевых ингредиентов и калорий.
6. Назначить коррекцию естественного вскармливания.
Место проведения занятия:
Общесоматическое или специализированное отделение детского стационара.
Необходимый подбор больных: 6-7 детей первого года жизни (реконвалесцентов), госпитализированных с матерью.
Этапы занятия
- 9.00 – 9.15. Контроль уровня знаний студентов по основным теоретическим положениям темы.
- 9.15 – 10.00. Обсуждение наиболее сложных вопросов темы: разбор совместно с ассистентом важных в практическом аспекте вопросов вскармливания по материалам лекций и учебной литературы.
- 10.00 – 10.15. Установка на самостоятельную работу и раздача больных, либо практических задач по теме.
- 10.15 – 10.45. Самостоятельная работа студентов с детьми или задачами.
Сбор жалоб и анамнеза у матери больного ребенка: аппетит, активность сосания, соблюдение техники кормления, адекватность и своевременность проведения коррекции вскармливания. При осмотре ребенка дать оценку состояния, психо-моторного и физического развития, кожи, слизистых, подкожно-жировой клетчатки, костной и мышечной систем.
На основании совокупности клинических данных дать письменное заключение о достаточности питания обследуемого ребенка с указанием корректив при неадекватном его проведении.
- 10.45 – 11.15. Общий разбор 1-2 больных преследует цели проконтролировать
выработку практических навыков по методике оценки питания у детей грудного
возраста, правильности назначенной диеты и коррекций.
- 11.15 – 12.00. Индивидуальное решение студентами диетологических задач -
назначение питания детям разного возраста с расчетом получаемых ребенком основных пищевых ингредиентов и калорий, коэффициента корреляции, а также
соответствующих коррекций с составлением сетки питания. Решение оформляется
письменно.
- 12.00 – 12.15. Подведение итогов занятия. Указание и разбор наиболее типичных
ошибок при проведении различных видов вскармливания по результатам
индивидуальных задач.
8. 12.15 - 12.25. Задание на следующее занятие.