Древнерусское государство и право. Вервь -территориальная община, орган местного крестьянского самоуправления
Бояре -на Руси IX-XVII вв. высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве - потомки родоплеменной знати, старшие дружинники - вассалы и члены княжеской думы, крепостные землевладельцы. В период феодальной раздробленности - наиболее богатые и влиятельные феодалы, соперники княжеской власти. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства (путные Б.) и управлением территорией. С XV в. - высшие чины служилых людей по отечеству, первые чины Боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Звание Б. отменено Петром I в начале XVIII в. (Б. слились с дворянским сословием).
Вервь -территориальная община, орган местного крестьянского самоуправления. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.
Вече(от " вещать " - говорить) - собрание горожан в Древней и средневековой Руси. Возникло из племенных сходок. В. в Новгороде ( XII - XV вв. ) и во Пскове ( XIV - начало XVI вв. ) было юридически высшим государственным органом. Оно решало вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборов и смещения должностных лиц ( посадников, тысяцких и др., а также - архиепископа ), заключения договоров с другими землями, наделения землей и привилегиями, принятия законодательных актов ( например, Новгородской и Псковской судных грамот ). В. собиралось по мере необходимости высшими административными органами по звону вечевого колокола в определенном месте ( в Новгороде - на Ярославовом дворище, в Киеве - во дворе Софийского собора). Решения принимались криком. Они были обязательны для подчиненных (" младших ") городов. Собирались В. и по частям города («кончанские» и «уличанские» В. в Новгороде ). Верховодила на В. городская знать. С усилением власти князей в XIV в. В. утрачивают значение и перестают созываться. Дольше других существовало В. в Новгороде ( до 1478 года ) и Пскове (до 1510 года) до присоединения к Москве.
Вира -в Древней Руси уголовный (денежный) штраф за убийство или увечье свободного человека в пользу князя как представителя общественной власти. Известна с 996 г. (по Лаврентьевской летописи). По Правде Ярослава В. взимается в том случае, если нет мстителя. В. взыскивалась не только с преступника, но иногда и с общин. Если убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила "дикую" В. Этот обычай был распространен еще в XVI в. Сборщика штрафов называли вирником.
Вотчина -1) древнейший вид постоянной земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в 10-11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13-15 вв. господствующая форма землевладения. С кон. 15 в. противостояла поместью, с которым сближалась в 16-17 вв. и в нач. 18 в. слилась в один вид - имение. В дальнейшем вотчина - всякая феодальная земельная собственность.
Головничество - в Древней Руси денежный выкуп (взыскание), выплачивавшийся убийцей (головником) родственникам убитого.
Гонение следа - третья стадия судебного процесса в Древней Руси, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника. Ввиду отсутствия специальных розыскных органов и лиц "Г.с." осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы
Гости – 1)крупные купцы в феодальной Руси 10-18 вв. Вели межгородскую и зарубежную торговлю. Гости некоторых крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации: "Московское сто", "Ивановское сто", "Сурожане" и др. В 16-18 вв. члены привилегированной корпорации купцов выполняли финансовые поручения правительства. 2)категория торговых людей, купечества. В Древней Руси в основном иноземцы. В 14 15 вв. существовала группа отечественных Г., торговавших со странами Востока (гости «сурожане»). К середине 16 в. стали высшей категорией привилегированного сословия.
Десятина - десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения (из княжеского дохода), в пользу духовенства и храмов как налог в пользу Церкви. На Руси была установлена в Х в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в.
Заклич - первая стадия судебного процесса в Древней Руси. Заключался в объявлении о совершившемся преступлении (пропаже вещи) – в надежде на опознание украденного/утерянного; производился в людном месте, "на торгу" – торговой площади.
Закупы -категория людей (из разорившихся общинников), работающих в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться различные ценности – земля, скот, зерно, деньги и прочее. «Купу» - долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором.
Изгои – 1)свободные люди, покинувшие вервь. 2)(от «гоить» — жить), на Руси XI—XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.). Церковный устав XII в. перечисляет среди людей, находившихся под покровительством Церкви: «изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство к себе приложим, — аще князь осиротеет». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших с общиной, и из бывших холопов. Жизнь вне своего слоя, круга считалась страшной трагедией, к изгоям относились недоверчиво, как к чужакам, хотя и жалели.
Обида -преступление по "Русской правде" - причинение морального или материального вреда конкретному лицу или группе лиц. При этом уголовное правонарушение не отграничивалось от гражданско-правового.
Огнищанин(от слова огнище - очаг, двор) - первоначально младший дружинник древнерус. князя, стоявший во главе княж. х-ва. В 11-13 вв. - старший дружинник, "княжой муж", боярин. По Русской правде — «княжеский муж», т. е. слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в доме своего господина. Жизнь О. охранялась повышенным штрафом — в 80 гривен серебра (за убийство свободного «людина» полагался штраф в 40 гривен, а смерда и холопа— в 5 гривен).
Ордалии– Суд Божий вРусской правде. Важнейшие формы С.б. следующие: поединок (на Руси - "поле"); испытание огнем: очищающийся от обвинения держал определенное время руку в огне, проходил через костер и т.д.; испытание водой: обвиняемый должен был достать из котелка с кипящей водой какой-нибудь предмет (напр., кольцо) или его связывали и опускали на веревке в воду; если обвиняемый всплывал, это значило, что его "вода не принимает" (т.е. он не прав); жребий, применявшийся обычно при обвинениях в краже. Испытание (огнем, водою, железом) невиновности по обвинению — для оправдания, установления истины.
Полюдье(«хождение по людям») - объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже — сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря (945) на территориях, прочно вошедших в Древнерусское государство, полюдье было отменено. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность.
Поток и разграбление - высшая мера наказания по Русской Правде, заключавшаяся в изгнании из общины (порабощении – обращение в холопство – преступника и членов его семьи) и разорении (конфискации) имущества. Применялась за разбой, поджог, казнокрадство, кражу из закрытых помещений.
Продажа- в Древнерусском государстве наказание в виде денежного штрафа в казну князя (по Русской Правде до 12 гривен) за большую часть преступления, кроме тех, которые карались вирой, потоком и разграблением.
Рядовичи -1) В Киевской Руси — люди, находившиеся в зависимости от господина/феодала по «ряду» (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По Русской Правде штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа и смерда. 2) В русских городах XIV — XVI вв. члены корпорации владельцев лавок одной профессии на городском торгу («ряда»), а также жители рядка. Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров.
Свод - вторая стадия судебного процесса в Древней Руси. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого она приобретена – доказать добросовестность приобретения. "С." продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой признавался татем (вором).
Скопище– преступление, совершенное группой лиц.
Смерды -обозначение всей массы сельского населения в Древней Руси (наиболее распространенное в литературе толкование этого термина). Положение смерда было двойственным. В отличие от раба он имел свою семью и имущество, платил штраф за совершенные проступки, но юридически был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его имущество наследовал князь.
Снем - княжеские съезды в древней Руси, не были учреждением постоянным или обязательным, но собирались в древней Руси по инициативе отдельных князей, для решения дел, имевших общий интерес. Первый пример такого съезда князей мы видим в 1097 г. в Любече, когда князья собираются, чтобы покончить начавшиеся между ними усобицы.
Татьба- 1)в древнем русском праве преступное/корыстное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой. 2) кража по "Русской правде". Видами Т. были кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, головная татьба и пр.
Воинские артикулы заменили слово татьба словом воровство, описывая означенное им действие словами «украдёт», «покрадёт», но практика общих судов следовала терминологии уложения и для обозначения кражи в техническом смысле употребляла выражение татьба: выражение «кража» скорее относилось к способу действия (украдкой), чем к особому виду преступления.
Лишь указом 1781 года выражение татьба как техническое окончательно было вытеснено и заменено выражением воровство-кража (XVI, 485).
Тиун -доверенное лицо своего князя, которому поручалось не только хозяйство, но и администрация с судом и расправой. Доверенное лицо князя или боярина – управитель.
Тысяцкий -избирался на вече сначала из низов, далее из знатных бояр. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
Урок - по "Русской правде" возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа по размеру причиненного вреда.
Холопы -наиболее бесправный субъект права, раб. Его имущественное положение особое – все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом.