Классическая философия Др. Греции
Взгляды Сократа (469—399 до н. э.), излагавшего свое учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложениях его учеников, в первую очередь Ксенофонта и Платона, вся жизнь которых прошла под знаком смерти любимого учителя. Как видно из записей учеников Сократа, главным предметом его речей и бесед были вопросы этики — вопросы о том, как следует жить. Сократ всей своей жизнью преподал личный урок не только своим ученикам, но и последующим поколениям. Его урок жизни в полном соответствии с проповедуемыми им принципами особенно значим в настоящее время.
Чему же учил Сократ? Какие нравственные ценности: бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. Его нравственная и гражданская позиция даже перед лицом смерти была непоколебимой: «Афиняне..., отпустите меня или нет, но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз».
Сократ принял смерть с полным сознанием своей правоты, основанном на убеждении в том, что существуют объективные нравственные ценности, отступать от которых нельзя. Для него, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный, а не относительный характер. Именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности, выяснить их сущность. Для него являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Если нет точно определенного понятия, то нет и знания о предмете.
Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.
Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др.Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.). Ядро учения Платона - теория идей.
«Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим. Космос — это своего рода худ. произведение. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных.
Мир по природе двойственен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей - истинное бытие, а чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии (теория воспоминания, узник в пещере)
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное: воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды.
Идеи — вечные образцы, по к-ым из бесформенной и текучей материи организуется все мн-во реальных вещей. Высшая идея - идея абсолютного добра. Существенной составляющей мир-ия Платона явл-ся вера в богов. Он считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.
В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.
Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой — тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.
Космология Платона. Создательмира из первичного хаоса – демиург (творец). Все процессы в мире целесообразны. Мир возник из огня и земли, между к-ыми творец поместил воздух и воду. Так возник Космос, шаровидной формы, конечен, но не вечен, т.к. был сотворён.
Гносеология Платона. Процесс познания – припоминание идей, высший род познания – интуиция. Истинное познание - познание мира идей, к-ое осущ-ся разумной частью души.
Главная часть учения – этическая. В понятие добродетели входит: справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение законов.
Платону рисовалось идеальное гос-во во главе с ф-ами, созерцателями чистых и вечных идей, к-ых защищают воины и к-ым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Осн. принципом идеального гос-ого устройства Платон считает справедливость.
Значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. В разделении труда Платон видит не только основу распадения об-ва на сословия, но и осн.принцип строения гос-ва.
Гл. задача трактата о гос-ве - проблема благой и совершенной жизни об-ва в целом и его членов.
Гос-ом у Платона руководят немногие, только лица, способные хорошо управлять государством. Во-1ых, в силу природных задатков, во-2ых, вследствие долголетней предварительной подготовки.
Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия.
Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана).
Богатое ф-ое наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.
Ф-ию Аристотеля наз-ют вершиной развития античной ф-ой мысли, т.к. она явл. обобщением всей предшествующей ф-ии, он провёл систематизацию всех форм знания, накопленных предшествующим развитием культуры.
Аристотель основал свою ф-ую школу "перипатетиков" (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Он значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает 2 начала каждой вещи (вещь = материя + форма).
БЫТИЕ по Аристотелю – существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений.
Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).
Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон - орудие для изучения бытия). Логика имеет методологическое значение для познания.
Аристотель большое внимание уделяет душе чел-ка. Хар-ой особенностью ф-ии Аристотеля явл-ся колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом.
Из огня, земли, воздуха и воды состоят все земные вещи, а эфир образует небо и звёзды. Материя – неопределённое бытие. Она содержит только возможность бытия, не может сущ-ть без формы. Форма всех форм – Бог, к-му движение присуще имманентно.
Cчитал, что душа, обладающ. целеустремленностью, есть неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. Душа: растительная, чувственная, разумная.
Этические взгляды. Гос-во требует от гражданина определенных добродетелей, без к-ых ч-ек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об-ву: добродетельно то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые — добродетели характера. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них чел-к проявляет себя как одаренное разумом сущ-во.
Об обществе и гос-ве. Чел-к — полит-ое сущ-во, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Чел-ка отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только чел-к способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. 1ым рез-ом соц-ой жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло гос-во. Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию (власть среднего класса) и три - неправильными: тиранию, олигархию и демократию.