Психологическая школа права. Л. И. Петражицкий
Психологическая школа права – одно из направлений правовой науки, считающей право явлением чисто психологическим, продуктом психологических установок, переживаний, эмоций, инстинктов (властвования и подчинения).
С точки зрения представителей психологической школы, обусловливающие существование и действие права коренятся в психологии личности или социальной группы. Родоначальником школы является французский социолог и юрист Г. Тард (1843-1904 гг.), считавший, что в основе всех социальных ценностей и норм, в том числе и правовых, лежит инстинкт подражания.
Наибольшее развитие психологическая школа права получила в трудах российского ученого Л. И. Петражицкого.
Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931 гг.) родился в дворянской семье выходцев из Польши. Учился на медицинском факультете Киевского университета, но, не закончив, перешел на юридический. После окончания университета стажировался в Германии, где в 1892 защитил магистерскую диссертацию. Возвратился в Россию, преподавал в Киевском, затем - в Петербургском университете. В 1898 защитил докторскую диссертацию, возглавил кафедру энциклопедии и философии права, затем был деканом юридического факультета. Один из основателей кадетской партии, член ее Центрального комитета, депутат 1-й Государственной думы. После ее роспуска подписал «Выборгское воззвание», за что был приговорен к тюремному заключению. В 1917 Временным правительством назначен сенатором Правительствующего Сената. После Октябрьской революции в 1918 эмигрировал в Польшу, преподавал в Варшавском университете. Мировая война, две революции, военный переворот Ю. Пилсудского, диктаторский режим удручающе подействовали на Л. И. Петражицкого. В состоянии депрессии он покончил жизнь самоубийством.
Основные произведения: «Введение в изучение права и нравственности», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».
Суть концепции Петражицкого в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное (естественное) право, истоки которого коренятся в психике людей и складывающиеся из того, что они воспринимают как право. Позитивное право, выраженное в законах, основной массе населения известно недостаточно, с интуитивным же правом человек сталкивается постоянно. Соотношение интуитивного и позитивного права зависят от культуры, религии, моральных качеств и состояния психики народа в целом.
Интуитивное право - регулятор поведения человека, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения. В государстве существует множество интуитивных прав: мещанское, крестьянское, рабочее, право зажиточных слоев, организованной преступности. Принципы интуитивного права: «действовать по справедливости», «по доброй совести» - могут быстро меняться. Одни нормы права отмирают, другие закрепляются в сознании, как наиболее пригодные для существования, как универсальные регуляторы поведения. Именно интуитивному праву принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных и иных отношениях, постоянно возникающих в жизни людей.
Позитивное право. Позитивное право Петражицкий классифицировал на виды (он насчитал их 15), неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею:
· обычаи (правовые и неправовые) составляют прецедентное право;
· правила «игр» - позитивное игорное право;
· научное право - правила, содержащиеся в научных сочинениях;
· право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, святых;
· договорное право;
· право преступного мира;
· светское право;
· право юридических поговорок и пословиц;
· официальное право, т.е. нормы, созданные государством. К нему относятся нормативно-правовые акты (законное право) и судебные решения (преюдициальное право). Именно официальное право Петражицкий считал наиболее эффективным.
Позитивное право в отличие от интуитивного более консервативно, поэтому интуитивное должно оказывать на него влияние. «Осознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права».
В свою очередь, и позитивное право оказывает влияние на развитие интуитивного права человека: через воспитание в семье, школе и последующую социализацию (усвоение человеком норм и требований общества, необходимых для жизни в нем). Следовательно, приходил к выводу Петражицкий, законодатель не только должен изучать и учитывать в ходе законотворческой деятельности различные виды действующего интуитивного права, но и с помощью официально установленного (позитивного права) поддерживать прогрессивные и противодействовать устаревшим видам интуитивного права.