Б. А. Кистяковский о правовом социалистическом государстве
Кистяковский Богдан Александрович (1868-1920 гг.) родился в Киеве в семье профессора А. Ф. Кистяковского, известного ученого-криминалиста. С 1888 по 1892 обучался в Киевском, Харьковском и Дерптском (Тарту) университетах, откуда исключался за участие в нелегальных революционных кружках и студенческих волнениях. После краткосрочного заключения и высылки под надзор полиции, получил возможность выехать для продолжения образования за границу. В 1895-1897 изучал философию в Берлине и Страсбурге. В 1898 защитил в Берлинском университете диссертацию. В 1899 возвратившись в Россию, активно сотрудничал с журналами «Вопросы философии и психологии», «Право» и др. В 1906 читал лекции по теории права в Московском коммерческом институте, с 1909 – в Московском университете, в 1911-1916 гг. по энциклопедии права в Демидовском юридическом лицее (г. Ярославль). В 1917 защитил докторскую диссертацию и стал профессором юридического факультета Киевского университета. В 1919 избран действительным членом Украинской Академии наук и вместе с ее первым президентом В. И. Вернадским совершил поездку в Ростов к А. И. Деникину с целью защиты интересов Академии. Во время поездки заболел и умер в Екатеринодаре.
Основные произведения: «Философская энциклопедия» в 5-ти томах, «Социальные науки и право» и др.
Государство. В 1909 г. Б. А. Кистяковским было введено в научный оборот понятие «социалистическое правовое государство». Он полагал, что термин «правовое государство» служит для определения юридического характера государства. Поэтому ставил социальное и экономическое строение государства выше его юридической природы и в этом видел принципиальное отличие социалистического государства от буржуазного. Кистяковский называл социалистическое государство социально справедливым, народным, демократическим, высшим типом правового государства, отвергая при этом существовавшие в то время идеи о несовместимости социалистического государства с правом.
По его мнению, формальные правовые признаки, положенные в основание буржуазного правового государства, могут и должны быть использованы социалистическим государством, но они должны быть применимы и осуществлены более последовательно и глубоко. Среди таких двух основ правового государства, которые нуждаются в более совершенном их проявлении при социализме, он называл «субъективные публичные права и участие народа в законодательстве и управлении страной». Б. А. Кистяковский писал о «полном единении государственной власти с народом» и «о самом последовательном и самом широком применении народовластия», о расширении субъективных прав.
Обосновывая важность ограничения законами правительственной деятельности, он подчеркивал, что акты правительства, основанные на законе, должны издаваться только с той целью, которая преследуется законом, а не вопреки ей, только тогда они целесообразны.
Право.Кистяковским предлагается несколько подходов к понятию права. По его мнению, сам феномен права можно рассматривать как:
· государственно-организационное или государственно-повелительное (право – совокупность норм, исполнение которых вынуждается, защищается или гарантируется государством);
· социологическое (право есть совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений, в процессе которых вырабатываются и кристаллизуются правовые нормы);
· психологическое (право – совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером);
· нормативное (право есть совокупность норм, заключающие в себе идеи о должном и определяющие внешние отношения людей между собой). Именно это понятие права Кистяковский считал наиболее ценным.
Помимо этого он выделял два практических понятия права:
· юридико-догматическое (право есть совокупность правил, указывающих как находить в действующих правовых нормах решения для всех возникающих случаев столкновения интересов;
· юридико-политическое (право есть совокупность правил, помогающих находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе).
56. C. A. Котляревский: «...право дает силу закону»
Историк, правовед, писатель Сергей Андреевич Котляревский (1873–1939 гг.) с 1903 г. принимал активное участие в деятельности политических формаций, находящихся в оппозиции к самодержавию, был избран в I Государственную думу. Один из создателей «Союза освобождения». В 1939 г. был репрессирован.
Его диссертации по государственному праву были посвящены очень актуальным в тот период проблемам конституционного государства и внешней политики правового государства.
Основные произведения:«Власть и право. Проблема правового государства» и др.
Правовое государство.В работе «Власть и право. Проблема правового государства» Котляревский ищет причины возникновения идеи правового государства. Он останавливается на проблемах происхождения государства, природе власти, характеризует позиции некоторых правоведов в связи с темой взаимоотношений власти и права, обращается к древнейшим источникам права, рассматривает государственно-правовые системы древности, античности, Средневековья и Нового времени.
Котляровский писал о правовом государстве как о факте общеизвестном: «...идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных государств... Правовое государство стало одним из политических заданий. Много раз отмечался кризис правосознания... Наличность переживаемых здесь разочарований не отнимет у данных стремлений настойчивости и выразительности: убеждение, что государство должно принять облик правового государства, остается непоколебимым».
Проблема власти была представлена Котляревским многосторонне. Помимо сравнительно-исторического освещения революционных аспектов реализации идей господства права автор уделил немало внимания процессуальным аспектам властвования и подчинения. Юристы, по мнению ученого, не всегда отдавали себе отчет в том, насколько явление властвования сохраняет в себе элемент загадочности, несмотря на их ежедневный и даже ежечасный характер проявления. Главное назначение правового государства – быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справедлив и что «способ его создания есть в то же самое время – при недостатках человеческой природы – обеспечение этой возможной справедливости».