Естественно-правовые теории голландских мыслителей. Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза

В Нидерландах конца XVI-начала XVII в. борьба за освобождение от испанского господства сочеталась с антифеодальной и с умеренными буржуазными преобразованиями. Результатом революции стала независимость страны и установление буржуазной республики. Классическим воплощением нового мировоззрения, отличным от теологических представлений Средневековья, стала теория естественного права и общественного договора, нашедшее отражение в трудах Гуго Гроция и Бенедикта Спинозы.

15. Гуго де Гроот Гроций (1583-1645 гг.) родился в г. Делфте. В 11 лет поступил и в 15 лет закончил университет, получил ученую степень доктора права. Занимался адвокатской практикой. В 1607 г. назначен обер-прокурором при Верховном суде Голландии и Новой Зеландии. В связи с участием в религиозно-политической борьбе в 1619 г. был предан суду и приговорен к пожизненному заключению. В 1621 г. бежал в Париж, где пробыл до 1631 г. С 1634 г. стал шведским посланником при французском дворе, отказавшись предварительно от голландского гражданства. В 1644 г. по собственной просьбе освобожден от должности. В следующем году отправился через Голландию в Швецию, на обратном пути произошло кораблекрушение, Гроций больной добрался до Ростока, где и умер.

Основные произведения: «Свободное море», «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Написал более 90 произведений по юриспруденции, филологии, истории.

Теоретические воззрения Г. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Ж.Бодена.

Государство - это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признак государства – верховная власть, к атрибутам которой Гроций относил: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Происхождение государства. Было время, когда существовало естественное состояние, т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, началось насилие, появилась угроза жизни. И тогда разум привел их к мысли о необходимости объединения, т.е. по мысли Гроция, государство – результат сознательной деятельности людей, и возникновение его явилось следствием договора.

Форма правления. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия ее изменить, ибо договоры должны соблюдаться (Pacta sunt servanda). Относительно разновидностей форм правления Г. Гроций придерживался взглядов древнегреческих мыслителей: единодержавная власть (монархия), власть знатнейших вельмож (аристократия) и гражданская община (демократия). Симпатии его явно находились на стороне аристократического или монархического правления.

Право. Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Он считает, что право коренится в стремлении человека к спокойному и направленному разумом общению с другими людьми. Это стремление свойственно каждому индивиду. Право же есть сумма норм, которые оформляют и закрепляют правила этого общения. Нормы права: воздержание от незаконного приобретения чужого имущества, возвращение этой вещи, соблюдение данных обязательств, возмещение виновным причиненного вреда, заслуженное наказание провинившихся в чем-либо и т.д. Это право естественное. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом».

Наряду с естественным правом есть и позитивное (волеустановленное) право, включающее право человеческое (внутригосударственное и международное, т.н. право народов) и божественное, основанное на естественном праве. Источник естественного права – природа человека, источник человеческого права – соглашение между людьми, народами, государствами. А поскольку человеческое право получает свою силу от естественного, то «природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права».

Международное право.Г. Гроций считается отцом науки международного права. Вопросы международного права он соотносит с общей проблематикой права и государства, пытаясь с точки зрения юриспруденции анализировать итоги Тридцатилетней войны. Гроций приходит к выводу, что предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Это отличает ее от предмета политики, изучающей вопросы целесообразности и пользы.

Отношения между государствами должны строиться на принципах права, т.е. в основе этих отношений должны лежать право и справедливость. Это есть «право народов». Источниками этого права являются соглашения, а также разум человека. Оно существует даже тогда, когда государства находятся в состоянии войны друг с другом. Войны делятся на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические, правонарушающие). Несправедливые войны подлежат запрету. Необходим специальный орган, который обладал бы полномочиями разрешать споры между государствами. Его идеалом было единое мировое сообщество, которое состоит из суверенных государств, отношения между которыми регулируются рациональными принципами международного права.

16. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) родился в Амстердаме в семье еврейского купца, переселившегося из Испании, чтобы избежать преследований инквизиции. Учился в еврейском религиозном училище, но его не закончил из-за необходимости помогать отцу. После смерти отца, продает свою долю в деле брату и поступает в частный колледж, где совершенствуется в латыни, учит греческий, философию (античную и новую, в том числе Т. Гоббса, Н. Макиавелли), естественные науки. В 1660 г. амстердамская синагога обращается с просьбой к городским властям осудить Спинозу, и последний вынужден покинуть Амстердам. Ему пришлось зарабатывать на жизнь частными уроками и шлифовкой линз, что окончательно подорвало его здоровье, слабое от природы. В возрасте 45 лет он умер от чахотки.

Основные произведения: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим способом» и др.

Философской основой политико-правовой концепции Спинозы является пантеизм–религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. Следуя этому принципу, Спиноза утверждает, что поскольку человек – это часть природы, то его социально-политическое бытие подчинено универсальным законам мироздания.

Государство.

Происхождение государства. По природе человек эгоистичен и корыстолюбив, поэтому естественное состояние конфликтно и нестабильно. Все люди в естественном состоянии равны. По естественному праву «человек человеку – волк» (Homo homini lupus est). Выход из этого состоит в переходе из естественного состояния к общественному посредством заключения общественного договора. Объединяясь в государство, люди подчиняются единому закону и единой суверенной власти.

Цель государства –свобода, мир и безопасность его граждан.

Форма правления. Разделяя взгляды Аристотеля, Спиноза выделяет три формы правления: монархию (абсолютную и конституционную), аристократию и демократию. Монархия может быть хорошей формой лишь в случае, если в ней есть Совет, избираемый населением. Аристократия – форма более предпочтительная, т.к. власть принадлежит привилегированной верхушке (патрициату) и эти люди могут выбрать правильный путь развития государства.

Демократия – форма государства, в которой наиболее полно реализуются естественные права человека, где все граждане (если они не лишены этого права из-за преступления или бесчестья) участвуют в управлении государством. Спиноза был сторонником демократии. Одна из глав «Политического трактата» была посвящена демократии, однако осталась незаконченной.

Право. С созданием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается силами всех объединившихся в нем людей. Это общее право, являющееся результатом объединения естественных прав отдельных людей и соединение людей в единое целое, именуется властью. Спиноза придерживается известного деления права на естественное и волеустановленное. Под естественным правом он подразумевает «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». Его источник он видит в «здравом смысле». Волеустановленное – «образ жизни, который люди предписывают себе или другим ради какой-нибудь цели». Источником его является обязательство, вытекающее из соглашения либо вынуждаемое иным образом.

Отстаивая принципы буржуазного государства, Б.Спиноза говорит о неотчуждаемости естественных прав, на которые не может посягать государство. Например, отвергая право подданных на сопротивление властям, он все же считает, что в случае нарушения договора со стороны государства, народ может реализовать свое естественное право на восстание.

Международное право.Спиноза рассматривает войну как естественное состояние. На этом основании право войны принадлежит каждому государству, но право мира – союзным государствам. Конечный результат войны – мир.

Учение Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

Наши рекомендации