Становление советского права.
Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.
1-я группа – новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.
2-я группа – старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.
Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 2 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.
И, наконец, 3-я группа источников права – революционное правосознание трудящихся масс. Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, «как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции».
Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.
Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).
Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК «О редактировании и печатании законодательных актов» принятом в январе 1918 г.
С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.
Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.
По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.
Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов, т.к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации – Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.
Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.
Гражданское право. Сфера нового гражданского права формировалась в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия крупной, а затем средней и даже мелкой промышленности, железные дороги и т.д. Это привело к резкому сокращению сферы частной собственности граждан. Сокращались договорные отношения. Отношения между национализированными предприятиями строились в основном не на гражданском праве, а на административном.
Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов, национализация охватила и сферу жилья. Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. отменил наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца все его имущество (движимое и недвижимое) становилось достоянием государства. Наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей и поступала родственникам умершего в виде меры социального обеспечения на праве управления и распоряжения.
Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. признал недействительными дарение и всякое иное «безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей».
Итогом реформирования гражданского права стало то, что многие его институты, в том числе институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовывались на административно плановой основе.
Семейное право. Если в прежних системах права брачно-семейные отношения регламентировались гражданским правом, то теперь семейное право становилось отдельной отраслью права. Два декрета: «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния»» и «О расторжении брака»», принятые в декабре 1917 г. ВЦИК и СНК, отменили многие ограничения, узаконили только гражданскую форму брака и установили свободу развода.
Основными принципами брачно-семейных отношений становились добровольность вступления в брак и равноправие супругов. Законной считалась только моногамная форма брака.
Согласно декрету, для мужчины устанавливался брачный возраст 18 лет, для женщины – 16 лет. Декретом закреплялось немало положений о правах и обязанностях детей (внебрачные дети уравнивались с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям).
В сентябре 1918 г. ВЦИК принял «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Это был первый кодекс в истории советского права. Он более подробно регулировал брачно-семейные отношения, более четко регламентировал права и обязанности супругов.
Уголовное право. Первым специальным актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов «Об отмене смертной казни» от 28 октября 1917 г., по которому отменялась смертная казнь на фронте.
В ноябре 1917 г. НКЮ подготовил «Руководство для устройства революционных трибуналов», в котором давался примерный перечень наказаний, применяемых трибуналом: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу.
16 июня 1918 г. в связи с обострением обстановки в стране было опубликовано постановление НКЮ, наделившее революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания.
В декабре 1919 г. Наркомюст принял «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права. «Руководящие начала...» определяли задачу советского уголовного права – посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс. Содержалось положение о том, что советское правосудие осуществляется народными судами и революционными трибуналами.
Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Не подлежали суду лица, совершившие преступление в состоянии душевной болезни. В специальном разделе давались примерные виды наказаний: внушение, выражение общественного порицания, объявление под бойкотом, возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, конфискация всего или части имущества, лишение политических прав, объявление врагом революции или народа, принудительны работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел, сочетание вышеназванных видов наказания. Расстрел применялся как исключительная мера.
Предусматривалось условное осуждение к совершившим преступление впервые и притом при исключительно тяжелом стечении обстоятельств его жизни.
Уголовное право РСФСР действовало на всей территории республики в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших на ее территории преступления и некоторых других категорий лиц.
Социальное право. В декабре 1917 г. ВНИК были приняты положение «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.
Особенностью складывавшегося нового права стало выделение в самостоятельную отрасль трудового права. Первым актом нового государства о труде было постановление советского правительства «О восьми часовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени» от 29 октября 1917 г.
Постановление заметно сокращало уровень эксплуатации трудящихся. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Не допускались к работе по найму лица, не достигшие 14 лет.
В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде (КЗоТ), обобщавший предшествующее советское законодательство о труде. КЗоТ действовал как на государственных, так и на частных предприятиях. Подтверждалась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет. Кодекс предоставлял значительные полномочия профсоюзам в регулировании оплаты труда, найма и увольнения и т.д. КЗоТ заменял социальное страхование социальным обеспечением. В июне 1919 г. началось введение трудовых книжек, ужесточившее систему контроля над трудящимися.
В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», тем самым, изменив все прежние принципы земельного права. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов. Создавались совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли.
Таким образом, для советского права в период его становления был характерным процесс слома старых правовых устоев и установления новой революционной идеологии. На правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно правовым регулированием. Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывавшейся судебной практики и быстро формировавшейся законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК).
Прежде всего, законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социальные, политические, экономические) проблемы. Однако в процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.