Анализ и синтез раздражений в коре головного мозга
Анализ и синтез раздражений в коре головного мозга
Многочисленные раздражители внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, поступающих в кору больших полушарий. В коре поступившие импульсы анализируются, различаются, синтезируются, соединяются, обобщаются.
Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, их дифференцировать и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга. С аналитической деятельностью коры головного мозга связана ее синтетическая деятельность, которая проявляется в объединении, обобщении возбуждения, возникшего в различных ее участках от действия различных раздражителей. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков.
Анализ и синтез неразрывно связаны между собой.
Внешний мир действует на организм системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию системности или динамического стериотипа, в деятельности коры головного мозга.
Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (тормозных, неподкрепляемых) условных раздражителей.
Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, приобретения навыков и умений.
Хотьба, бег, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, письмо – все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий. Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы трудно поддаются переделке.
Типы высшей нервной деятельности.
В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И.П.Павлов выделил человеческие типы высшей нервной деятельности.
1.Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди пользующиеся чувственными образами. Эмоциональное без контроля реагирование на внешнее влияние.
2.Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы «мыслители», способные к абстрактному мышлению, склонны к рассудочной жизни, к анализу всех явлений и событий.
Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем.
Лекция: Типы ВНД и темпераменты.
1. Биоэлектрическая активность мозга детей.
2. Невроз, классификация, стадии развития.
3. Особенности ВНД у детей и подростков.
Экспериментальные неврозы.
В лаборатории И.П.Павлова путем перенапряжения основных нервных процессов удалось вызвать функциональные расстройства деятельности ЦНС — экспериментальные неврозы. В результате возникает «срыв» ВНД. Он выражается в резком преобладании или возбудительного, или тормозного процесса. При преобладании возб-я появляется двигательное беспокойство, при преобладании торм-я — сонливость, двигательная активность ограничивается.
Сущность невроза заключается в понижении работоспособности нервных клеток, в появлении хаотического характера условнорефлекторной деятельности и поведения.
Особый интерес привлекают т.н. экспериментальные неврозы. Они представляют собой патологическое состояние коры больших полушарий, возникающее при отсутствии каких-либо анатомических повреждений н.с. или других органов организма. Э.н. является функциональным нарушением, или нервным срывом ВНД, возникающим при трудных условиях деятельности головного мозга, вызывающих перенапряжение нервных процессов.
Патологическое состояние ВНД часто наступает вследствие угрожающей жизни ситуации. В этом отношении показателен случай э.н., который наблюдал Сперанский у собак, содержавшихся в Институте экспериментальной медицины и переживших наводнение в 1924 г. в Ленинграде. У животных возникли нарушения нормальной условно-рефлекторной деятельности, которое заключалось в исчезновении всех условных рефлексов и в отказе от еды во время окота. Относительно нормальное состояние ВНД восстановилось через 1,5 месяца. Однако стоило после этого пустить в кабину струю воды, и снова возникало нарушение условных рефлексов.
По происхождению выделяют следующие э.н.
1. Э.н. при перенапряжении тормозного процесса — нарушается дифференцирование раздражений, запаздывание условных рефлексов.
2. Э.н. при перенапряжении возбудительного процесса — уменьшается величина условных рефлексов.
3. Э.н. при перенапряжении подвижности нервных процессов — проявляется или в их инертности, застойности, или в чрезмерной подвижности.
Может быть вызван слишком быстрыми и частыми переделками значения положительных и отрицательных условных раздражителей или ломкой стереотипов (переоценка взглядов человека, коренное изменение образа жизни).
4. Э.н. «сшибка» — это столкновение возбуждения и торможения. Развивается при слишком быстрой смене или одновременном действии раздражителей противоположного значения.
Первые э.н. в лабораториях И.П.Павлова были получены именно таким путем при выработке пищевого рефлекса на сигнал болевого раздражителя, вызывающего оборонительную реакцию. В дальнейшем пользовались разными способами, в том числе применением кормушки под током.
Невротический срыв легче вызвать у людей слабого типа и безудержного типа нервной системы, в первом случае страдает чаще возбудительный процесс, во втором — тормозной.
Функциональные неврозы могут приводить к патологическим изменениям в других органах (напр., выпадение волос, нарушение деятельности ж.-к.т., почек, желез внутренней секреции).
Экспериментальный невроз имеет несколько фаз развития:
1. Уравнительная фаза — раздражители разной силы начинают вызывать примерно равный рефлекторный ответ.
2. Парадоксальная фаза — сильные условные раздражители вызывают слабый, а слабые — сильный эффект.
3. Накротическая фаза — резко падают эффекты как сильных, так и слабых — усл. раздражителей.
4. Ультрапарадоксальная фаза — положительные условные раздражители дают тормозной эффект, а тормозные — вызывают положительную условную реакцию.
Нарушения ВНД могут наблюдаться в течение различного срока, и глубина неврозов зависит от причины и типа ВНД. Они могут приводить и к патологическим изменениям в других органах.
Отдых, лекарственные вещества, бромистый Nа — усиливают процессы торможения, кофеин — процесс возбуждения.
ВНД в дошкольном возрасте.
Этот возраст характеризуется высокой стабильностью всех видов внутреннего торможения. Угашение и дифференцирование отдельных сигналов вырабатываются быстрее и длительнее становятся периоды удерживания тормозного состояния. Увеличивается точность движений, уменьшается количество “лишних” движений. Преобладают прямые временные связи. Например, дети затрудняются или совсем не могут вести обратный счет (6,5,4,3,2,1). Обратные связи возникают позднее прямых. Интенсивно формируются аналитико-синтетические механизмы, вырабатываются условные рефлексы на сложные раздражители. Типичны бурные проявления эмоций, которые имеют не стойкий характер. Начиная с 6 летнего возраста дети в состоянии управлять своим поведением на основе предварительной словесной инструкции.
Анализ и синтез раздражений в коре головного мозга
Многочисленные раздражители внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, поступающих в кору больших полушарий. В коре поступившие импульсы анализируются, различаются, синтезируются, соединяются, обобщаются.
Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, их дифференцировать и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга. С аналитической деятельностью коры головного мозга связана ее синтетическая деятельность, которая проявляется в объединении, обобщении возбуждения, возникшего в различных ее участках от действия различных раздражителей. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков.
Анализ и синтез неразрывно связаны между собой.
Внешний мир действует на организм системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию системности или динамического стериотипа, в деятельности коры головного мозга.
Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (тормозных, неподкрепляемых) условных раздражителей.
Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, приобретения навыков и умений.
Хотьба, бег, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, письмо – все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий. Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы трудно поддаются переделке.