Советы по подготовке к экзамену
На подготовку к экзамену отводится от 2-х до 4-х дней. Однако наивно думать, что можно освоить весь учебный курс за это короткое время. Поэтому подготовку следует начинать заблаговременно, отрабатывая один за другим вопросы, указанные в учебно-методическом комплексе.
Повторение пройденного целесообразно вести по конспекту лекции (разумеется, если в нём нет пропуска тем). Можно рекомендовать подготовку и по одному из указанных учебников, помня при этом, что ни один учебник не содержит ответа на все вынесенные на экзамен вопросы.
Эффективность подготовки значительно повышается при одновременном использовании всех типов памяти: зрительной, слуховой, двигательной, образно-ассоциативной. Поэтому чтение и пересказывание текста полезно сочетать с составлением логических схем, выписками. Призвав на помощь память и воображение, постарайтесь подыскать цитаты из первоисточников, иллюстрирующие соответствующие теоретические положения и ваши тезисы. Все способы подготовки хороши, исключая зубрёжку (или механическое заучивание), которую нельзя назвать учением уже потому, что она создаёт внутреннее сопротивление какому бы то ни было запоминанию (мозг защищается от насилия) и, конечно, уменьшает память.
Важно иметь в иду, что хотя содержание предмета концентрируется в определённых понятиях, знания которых необходимо, главное внимание следует уделять не формальной, а содержательной стороне подготовки, т.е. вникать в глубинный смысл концепций, анализировать их сущность и назначение и т.д. Творческий подход в этих вопросах можно только приветствовать. Умение самостоятельно мыслить, иметь независимое суждение, успешно решать проблемы – отличительные черты будущего высококлассного специалиста. Всё это, конечно, должно быть основано на глубоких знаниях.
Все оставшиеся перед экзаменам неясности и вопросы могут быть разрешены на консультации. Приходить на неё имеет смысл даже тогда, когда кажется, что к экзамену всё готово. Помимо позитивной информации по предмету, можно узнать о типичных ошибках при ответах. К таковым можно отнести неумение объяснить политическую востребованность той или иной концепции (например, почему теории естественного права и общественного договора сыграли столь революционную роль в XVII-XVIII вв.). Поэтому при подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты: первое – при анализе отдельных концепций или целых школ политико-правовой мысли следует чётко определить их историческое место. Необходимо также знать исторический контекст, в котором появилась та или иная теория, хотя «засиживаться» на внешней истории долго не стоит. Второе – необходимо хорошо знать текст обязательных первоисточников. Комментарии – дело вторичное.
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практических заданий по темам лекций.
Задание к темам № 2, 3, 4.
Задание 1.Составьте таблицу или синхронизированную схему развития политических и правовых учений в рассматриваемый период. Количество мыслителей и школ не менее 10 по Вашему выбору.
Образец таблицы
Вопросы | Мыслители, школы, концепции. | ||||||
Египетская мифология | Легизм | Платон | Аристотель | Эпикур | И т.д. | И т.д. | |
1. Каково место государства в мироздании и какова структура мироздания в целом? | Часть божественного мирового порядка | ||||||
2. Каково происхождение государства? | Создано богами | Выросло из семьи | |||||
3. Каковы задачи государства и пути их решения? | Обеспечение мира и досуга есть конечная цель государства. Для этого необходимо… |
Задание 2.Заполните таблицу, оставляя неизменным круг вопросов. Сами определите круг мыслителей и концепций, их должно быть не менее 7 (Аристотелеь, Цицерон и Шан Ян обязательны). Если позиция мыслителя по какому-то вопросу не ясна, можно оставить пробел.
Вопросы | Мыслители, школы, концепции. | ||||||
Индийская мифология | Сократ | ||||||
1. Какова роль семьи, нации, религиозного сообщества в образовании государства? | |||||||
2.Каково место семьи, нации, религиозного сообщества в жизни государства? | |||||||
3. Каков механизм формирования профессиональных групп и их роль в государственной жизни? | |||||||
4.Какова роль различных по своему имущественному положению слоёв общества в жизни государства? | |||||||
5.Какая форма собственности предпочтительнее для государства? |
Задание 3.Заполните таблицу по аналогии с заданием 1 и 2 (не менее 8 позиций).
Вопросы | Мыслители, школы, концепции. | ||||||
Индийская мифология | Сократ | ||||||
1. Какую рольв формировании права играет божественное откровение? | |||||||
2. Какую роль в формировании права играют акты правителя? | |||||||
3. какую роль в формировании права играют труды юристов? | |||||||
4. Какую роль в формировании права играют местные обычаи и традиции? | |||||||
5. Какую роль в формировании права играют представления о правде и справедливости и каково происхождение этих представлений? | |||||||
6. Каково соотношение вышеприведённых источников права по значимости? | |||||||
7. Должен ли правитель и чиновники руководствоваться нормами права (если да, то какими из выше приведённых)? |
Задание к темам №6 и №7.Первое – заполните таблицы, характеризующую воззрения на государство приведённых ниже мыслителей.
Что такое государство? | Как возникают государства? | Какова цель образования государства? | Как соотносятся государство и общество? | Необходимо ли в государстве разделение властей, если да, то каковы взаимоотношения между ними? | Как соотносятся государство и право? | |
Гроций | ||||||
Спиноза | ||||||
Гоббс | ||||||
Локк | ||||||
Монтескье | ||||||
Констан | ||||||
Руссо | ||||||
Маркс | ||||||
Кант | ||||||
Гегель |
Задание к темам № 7, 8. Заполните следующую таблицу.
Учения социологической ориентации | Учения позитивистской ориентации | Учения естественно-правовй ориентации | Учения психологической ориентации | |
1. Что такое право? | ||||
2.Из каких частей состоит право? | ||||
3. Какую роль в формировании права играют законодатели, судьи, административные чиновники, общество (рядовые граждане и их объединения), человеческая воля, разум, совесть (мораль), эмоции, чувства, инстинкты? | ||||
4. Как соотносятся понятия право и закон? | ||||
5. Отразите другие существенные положения учения? |