Идея разделения властейРодоначальник либеральной идеологии Дж.Локк
Дж.Локкатрактовал идею общественного договора иначе:
- поскольку главной ценностью является сво-бодная личность, постольку необходимо ограничение власти государства;
- с этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основ-ным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ – источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору главная и единственная функция государства – защита естественных и неотчужда-емых прав человека: на жизнь, свободу и собственность.
Для того, чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не пося-
гало на права и свободы личности, Дж.Локк выдвинул идею разделе-
ния властей на законодательную и исполнительную. Причем законно-
дательная власть должна иметь более высокий статус, поскольку имен-
но она определяет политику государства. Дж.Локк был сторонником
ограниченной монархии.
Взгляды на государствоИдею Дж.Локка о разделении властей и другие про-
Ш.Монтескьеблемы государства активно разрабатывал француз-
ский философ Ш.Монтескье, который:
- полагал, что потребность в разделении властей на законодательную, исполни-тельную и судебную вытекает из природы человека, его склонности к злоупотреб-лению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свобо-дам граждан;
- выделил три типа правления: республику, монархию и деспотию. Идеальным типом правления является демократическая республика, но в тот период он оказался неосуществимым. В условиях социального неравенства добиться поли-тического и морального единства общества, прямого правления народа было невозможно;
- более жизненной считал аристократическую демократию, при которой правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.
Теория утилитаризмаВ построении теории государства некоторые авторы
И.Бентамашли не от идеи естественных прав, а от ее критики.
Полным абсурдом назвал естественные права англ. философ и юрист Иеремия Бентам - автор теории утилитаризма.
Основные положения теории утилитаризма:
- люди в своей деятельности исходят из принципа практической выгоды, которую можно измерить соотношением страдания и удовольствия: человек более счастлив тогда, когда его страдания минимальны, а удовольствие – макси-мально;
- цель политики состоит в достижении обществом «наибольшего счастья наибольшего числа людей». Причем государство призвано удовлетворять разно-образные интересы личности, обеспечивать безопасность и пропитание людей, не вмешиваясь при этом в их личную жизнь;
- лучше всего достижению этой цели соответствует форма представительной демократии: народ выбирает на основе всеобщего и равного избирательного права своих представителей в однопалатный парламент; депутаты, не оправдав-шие доверия избирателей, считал он, должны отзываться и привлекаться к юри-дической ответственности; кроме того, необходимо функционирование различ-ных механизмов контроля за органами власти со стороны общества и т.д.
Теория демократииНовое время предложило отличную от античности
А.Токвилля теорию демократии, пригодную для больших на-
циональных государств, которые стали возникать в тот период. Одним из ее создателей был французский социолог и историк Алексис де Токвилль ((1805-1859).
Выводы, сделанные А.Токвиллем (исходя из анализа политич. опыта США):
- распространение демократии является мировой тенденцией, вызванной утвер-ждением социального равенства и упадком аристократии; остановить этот процесс невозможно;
- демократия обладает рядом преимуществ: она представляет собой верхо-венство большинства; способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политическую свободу и широкое участие масс в управлении. Все эти достоинства, согласно А.Токвиллю, наиболее полно воплотились в американской политической системе, ее учреждениях и Конституции;
- демократии присущи определенные недостатки, она несовершенна. Прежде всего демократии угрожает индивидуализм, проявлениями которого являются эгоизм, политическая апатия граждан, их растущее безразличие к общественным проблемам.
Политические учения в США.Создатели американского государства и
Модель федеральной респуб-авторы Конституции США Дж.Мэдисон,
лики Дж.МэдисонаТ.Джефферсон и А.Гамильтон, признавая
идею народного суверенитета, а выборы – способом формирования властных институтов, тем не менее не очень доверяли избирателям и боялись взрыва «народных страстей». А.Гамильтон отмечал, что «народ обладает буйным нравом и непостоянством; он редко способен судить и решать правильно». Для того, чтобы лишить фракцию большинства, образующе-гося в результате выборов, возможности подавлять права меньшинства, Дж.Мэдисон предлагал модель федеральной республики с представительным правлением.
Согласно модели федеральной республики:
- потребности граждан должен выражать двухпалатный парламент, палаты которого и обеспечивают компромисс между интересами больших и малых штатов;
- создаются специфические институты для противодействия установлению прямого правления народа: президент избирается не всеми гражданами непосредственно, а коллегией выборщиков; судебная власть назначается президентов совместно с верхней палатой Конгресса – сенатом;
- правительству также не следует безгранично доверять. Оно должно иметь такую структуру, чтобы «каждая его составляющая часть могла в процессе взаимодействия с другими частями быть средством сдерживания их…».
Поэтому в американской политической системе все ветви власти (законо-
дательная, исполнительная и судебная) не только разделены, независимы,
но и равноценны. Так был создан механизм сдержек и противовесов, ко-
торый до сих пор обеспечивает эффективность и стабильность американ-
ской политической системы.
Вопрос «История политических учений.
Политическая мысль XIX – начала ХХ вв.»
Влияние социологии наНовым в развитии политической науки стало