Положение в промышленности

3.2.1. План реконструкции 1946 года. После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных изменений выступал Председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов). В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на четвертую пятилетку (1946-1950 гг.), разработанном под руководством председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г., а к концу пятилетки его превышения на 48%.

Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.

3.2.2. Денежная реформа. 4 декабря 1947 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ВКП(б) О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленые товары. Основные положения реформы включали в себя:

- выпуск денег нового образца 1947 г. (старые подлежали обмену в соотношении 10:1);

- переоценка вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. без изменения в номинальной стоимости; далее чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому);

-отменялась карточная система снабжения продовольствием и промышленными товарами;

- отменялись коммерческие цены и вводилась единые розничные цены.

Одновременно было принято постановление о предельных нормах отпуска товаров в одни руки (хлеб 2 кг, мясо 1 кг, мыло 1 кусок, керосин 2 л и т.д.). В целом, реформа сильно ударила в первую очередь, по крестьянам, которые хранили свои деньги не в сберкассах , а дома.

3.2.3. Ужесточение экономической политики. В целом план 1946 г. воспроизводил методы экономической политики 30-х гг. Сохранялась тенденция на преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности и прежде всего оборонных отраслей. В основе лежали административные методы управления экономикой, в силу чего партия продолжала тщательно контролировать хозяйственную жизнь как страны в целом, так и отдельных предприятий. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения исполнительной власти и партийного аппарата. Сохранялись принудительные методы управления рабочей силой. Нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства.

Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку).

В 1949 г. ситуация усугубилась. По указанию Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике. Благодаря развернувшемуся процессу по ленинградскому делу появился повод обвинить главу Госплана СССР Н.А.Вознесенского в занижении показателей и приговорить его к расстрелу.

3.2.4. Конверсия. Составной частью экономической политики СССР послевоенного периода являлась конверсия, которая проводилась однако частично. В условиях начала холодной войны огромные средства продолжали вкладываться в развитие военно-промышленного комплекса, в частности, в реализацию атомного проекта, который курировал Л. Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых- И. Курчатова, Ю. Харитона и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия - водородной бомбы (научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров). После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. человек ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25 % годового бюджета СССР.

3.2.5. Итоги развития промышленности. В целом, за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы реконструкции и официальные заявления о превышении промышленного производства довоенного уровня на 73% (при плане 48%), план в реальности был недовыполнен. Полностью восстановить экономику удалось лишь к 1953 г.

В то же время по отраслям тяжелой индустрии действительно были превзойдены показатели 1939-1940 гг. Было построено и восстановлено, часто из руин, 6200 предприятий, включая такие крупные объединения как Днепрогэс, Запорожсталь, Минский тракторный завод и многие другие.

В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) сохранились те же тенденции на преимущественное развитие отраслей тяжелой индустрии в ущерб сфере народного потребления. Вследствие этого производство товаров широкого потребления в послевоенный период не соответствовало нуждам населения, хотя ассортимент этих товаров увеличивался, росло их приобретение (в числе радиоприемников, фотоаппаратов, мотоциклов).

3.3. Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным. В 1946 г. в стране разразился голод и были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (на фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства убыточными. Но именно благодаря им крестьяне могли выжить, прокормить себя и свою семью. Крестьянство в большей степени пострадало также от денежной реформы 1947 г.

С 1949 г. положение в деревне все более ухудшалось.Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергаться судебной ответственности за невыполнение трудовой нормы. В республиках Прибалтики в эти годы была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием и многотысячными высылками.

К началу 50-х годов в стране фактически наступил аграрный кризис. При этом Сталин, все более терявший ощущение реальности, считал необходимым дальнейшее движение к превращению сельского хозяйства в государственное. В результате продолжилась политика укрупнения колхозов: их число с 1950-1952 гг. сократилось в 2,6 раза (с 252 тыс. до 94 тыс.).

Внешняя политика СССР

4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы.После 1945г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

Превратившись в сверхдержаву, СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы с США. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).

Благодаря участию СССРв послевоенные годы возникли международные общественные организации:Всемирный конгресса мира, Всемирная федерации демократической молодежи (ВФДМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) и др.

4.2. Система двублокового противостояния в мире. Наметившееся после войны потепление международного климата оказалось недолгим. С 1946 г. произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США. Военно-политическое противоборство двух противостоявших друг другу политических сил определялось несколькими факторами, прежде всего:

- коренными различиями в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии,

- геополитическими интересами держав, их стремлением к расширению сфер влияния.

4.3. Начало холодной войны. Во внешенеполитической доктрине СССР И.В.Сталин считал необходимым создание военного противовеса США. В дальнейшем он вернулся к идее неминуемого кризиса капитализма, а с 1949 г. (и особенно под конец жизни), уверился в возможности дестабилизации капиталистической системы и приближения пролетарской революции на Западе.

Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики с позиции силы, пыталось использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 г. была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна ограничения коммунистической экспансиии, подкрепленная в 1947 г. доктриной экономической помощи свободным народам (план Маршалла). Эти события означали поворот к холодной войне, что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов.

Ухудшение отношений с западным миром, а также возрождение имперских амбиций, толкали советское руководство к закреплению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. В ответ на попытку США связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и политическими соглашениями, СССР и под его давлением восточноевропейские страны отказались от участия в американской программе помощи (размер которой исчислялся 12, 4 млрд долларов), а в дальнейшем и в деятельности международных экономических организаций.

1949-1950 гг. стали апогеем холодной войны. Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО, а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и США.

4.4. Германская проблема. После войны в центре внимания государств-учатниц антигитлеровской коалиции была Германия. Созданный по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как единым экономическим целым оказался неэффективным. Совместного единого управления не получалось. Тогда США приняли решение о проведении в 1948 г. сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине (которая должна была дать немецкой экономике твердую валюту). СССР в свою очередь установил блокаду Берлина (до мая 1949 г.). В 1949 г. на основе западных зон оккупации была создана ФРГ.

Так развивался первый военно-политический кризис начавшейся холодной войны берлинский кризис 1948-1949 гг. Для СССР он имел тяжелые последствия: потеря международного доверия, ослабление позиций в Германии и Берлине, ускорение создания НАТО.

4.5. Борьба за укрепление безопасности.Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение национальной безопасности страны. Этот процесс не ограничивался военными приготовлениями.

4.5.1. Политика по укреплению социалистического лагеря и его союзников. С 1945 г. по мере создания пояса безопасности на западных границах СССР происходило втягивание в его орбиту восточноевропейских стран. Была выдвинута идея объединения восточноевропейских стран по внешнеполитической, экономической, идеологической линиям.

Первая фаза в этом процессе заключалась в оформлении режимов народной демократии (в Румынии, Болгариии, Венгрии, Польше; вторая - в создании в сентябре 1947 г. Коминформа (совместного информационного бюро со штаб-квартирой в г.Белграде вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна). От своих новых союзников И.В. Сталин требовал проведения политических и социально-экономических преобразований по советской модели, что породило немало противоречий. Отклонение от подобной установки в Югославии во главе с ее лидер И. Тито в 1948г. привело к разрыву дипломатических отношений с этой страной. Деятельность Коминформа не была успешной, так как западные компартии все более стремились занять самостоятельные позиции.

4.6. Помощь коммунистическим партиям и движениям. С 1950 г. СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства. В 1945-1952гг. одних долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов. Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической взаимопопмощи (СЭВ), - межправительственную организацию, учрежденную в 1949 г..

В целях поддержки коммунистических партий Запада, а также рабочих и общественных организаций в разных странах мира постановлением ЦК ВКП(б) от 1952 г. при ВЦСПС был создан Фонд помощи левым рабочим организациям, средства в который поступали из отчислений коммунистических партий социалистического лагеря (при этом отчисления ВКП(б) составляли 50%).

ИТОГИ

5.1. Общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью.

5.2. С одной стороны,народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма, достигшего в этот период своего апогея.

5.3. Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.

5.4. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, привели кдальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.

Наши рекомендации