Герои советского союза, принимавшие участие в боях с немецко-фашистскими войсками на различных этапах боевых действий 17-й воздушной армии в годы великой отечественной войны 5 страница

«Бойцы и командиры части Алферова довольны действиями штурмовиков. Передаем вам красноармейское спасибо. Ваша помощь особенно ценна, потому что была своевременной; бойцы брали высоту в жестоком бою, борьба шла в траншеях и дзотах, дрались ножами, и вы воодушевляли нас, не дали фашистам подбросить помощь».

Исключительную самоотверженность, высочайшее мужество при выполнении боевых заданий проявляли воины 9-го смешанного авиационного корпуса. Летчики-штурмовики делали в день по три-четыре боевых вылета и по пять заходов на цели под сильным огнем вражеской зенитной артиллерии. За три дня боев только летчики 672-го штурмового авиационного полка уничтожили свыше десяти артиллерийских батарей, до 30 вражеских танков, а летчики Л. Л. Степанов, Е. И. Еременко, Ф. И. Сомов сбили по одному вражескому самолету.

18 июля в районе Великой Камышевахи был подбит при штурмовке артиллерийских позиций самолет заместителя командира эскадрильи 625-го штурмового авиационного полка старшего лейтенанта А. И. Петухова.

Коммунист Петухов направил объятую пламенем машину на блиндаж врага и под ее обломками похоронил находившихся там гитлеровцев{37}.

Днем и ночью громили врага летчики 449-го бомбардировочного авиационного полка майора И. И. Малова. Особенно отличились при выполнении боевых заданий «ночники» — коммунисты капитан В. Ф. Тюшевский, лейтенанты Н. В. Козлов, П. И. Компанеец. Их экипажи совершали по три вылета за ночь, нанося меткие удары по вражеским войскам на поле боя и по аэродромам.

По-гвардейски били фашистских стервятников истребители. Кандидат в члены ВКП(б) гвардии лейтенант И. Сытов со своими ведомыми молодыми летчиками Никитиным и Лавренко 17 июля вступил в неравный бой с 18 вражескими бомбардировщиками, шедшими под прикрытием 6 ФВ-190. Советские летчики сбили три «юнкерса». Через два дня И. Сытов увеличил счет сбитых им самолетов, доведя его до двадцати четырех. В воздушных боях отличились многие летчики, в том числе Д. К. калов, Е. И. Еременко, Г. А. Баевский, П. Т. Кальсин, [64] А. И. Пчелкин, А. И. Тимошенко, Т. М. Кучеренко, А. И. Шардаков, Е. М. Яременко и другие.

В этот же день прикрывавшие наземные войска 16 Як-1 и 4 Ла-5 под командованием командира полка майора М. В. Кузнецова неоднократно завязывали бои с большими группами бомбардировщиков и истребителей противника. Советские летчики неизменно выходили победителями. Летчики Н. Ф. Химушин, Е. П. Савельев, И. И. Селифонов и другие сбили десять вражеских самолетов.

Победителями из неравных воздушных схваток выходили летчики 9-го смешанного авиационного корпуса — коммунисты Н. И. Горбунов, И. С. Улитин, А. А. Пантелькин, А. И. Володин, В. В. Кирилюк.

Капитан Н. И. Горбунов, прикрывая войска в районе Красного Лимана, неоднократно встречал гитлеровского аса, летавшего на самолете с бортовым номером «17». И вот они встретились один на один. Спустя 15 минут вражеский истребитель врезался в землю. Горбунов сбил его на вертикальном маневре.

23 июля, сопровождая восьмерку Ил-2, шестерка Ла-5, ведомая капитаном Горбуновым, обеспечивала штурмовку аэродрома Основа. На обратном пути «лавочкиных» атаковали шесть Ме-109ф. Горбунов в паре принял бой с истребителями противника, а четверка Ла-5 продолжала сопровождать штурмовики. Лично Горбунов вел бой с четырьмя «меосершмиттами» и два из них сбил. Но и его самолет был сильно поврежден. Однако отважный летчик сумел довести израненную машину до своего аэродрома и благополучно приземлился.

Отражая налет бомбардировщиков на переправу через Северский Донец, четверка Ла-5 295-й истребительной авиационной дивизии, ведомая лейтенантом В. В. Евтодиенко, смело атаковала девятку Ю-88, расстроила ее боевой порядок, сбила четырех стервятников и не допустила врага к переправе. По одному «юнкерсу» сбили Евтодиенко, Балакин, Жиряков и Алимов.

В ожесточенном бою 21 июля с 24 «юнкерсами», пытавшимися бомбить наши войска на поле боя, увеличили свой счет, сбили по одному самолету, летчики 288-й истребительной авиационной дивизии кандидат в члены ВКП(б) младший лейтенант А. Колдунов, комсомолец сержант Авотесян и сержант Минаев. [65]

Самоотверженно, не считаясь со временем, трудились воины инженерно-авиационной службы и частей тыла. Коммунисты 3-го смешанного авиакорпуса механик Степин и оружейник Олейников за одну ночь восстановили поврежденный в бою самолет, который уже утром ушел .на боевое задание. А для ремонта этой машины требовалось не менее двух суток. Механики самолетов комсомольцы Чкадуза, Репников, Копьев, Мороз, Новиков вводили в строй самолеты в два раза быстрее назначаемых командованием сроков. Неутомимо работали в эти дни парторг эскадрильи старший техник-лейтенант Чернорай и техник по вооружению старшина Егоров, обеспечивая своевременную подготовку самолетов к повторным вылетам. Медалями «За боевые заслуги» был отмечен образцовый ратный труд девушек-комсомолок Юдаевой, Казаченко, Масловой, Савченко, Ивановой.

Успешное выполнение заданий командования воздушной армии обеспечивалось повседневной партийно-политической работой, которая отличалась конкретностью и непрерывностью. Партийные собрания, короткие митинги, боевые листки и живое слово агитатора-коммуниста, письма в газету «Защитник Отечества» и письма земляков — все направлялось на воспитание наступательного порыва у авиаторов, мобилизовывало их на свершение новых подвигов в борьбе с ненавистным врагом. «Летчики, деритесь так, как наши коммунисты А. И. Тимошенко, В. В. Бобков», «В решающий бой хотим лететь коммунистами», «Увеличиваю свой счет мести» — пестрели заголовки боевых листков тех дней. Умело строили свою работу начальники политотделов дивизий полковник Г. И. Богатиков, подполковники С. А. Вьюгин, И. А. Паршин, А. В. Пиркин, С. Н. Голенко, В. С. Калгин, И. Я. Вотинов, С. М. Крыловецкий, парторги и комсорги Б. С. Кравец, А. В. Храмцев, И. П. Архипов, П. А. Васильев, М. К. Якименко.

Лучшие воины армии связывали свою жизнь с партией коммунистов. За июль в 9-м смешанном авиационном корпусе (начальник политотдела полковник М. Г. Баранов) в партию был принят 131 человек, в частях 1-го авиакорпуса (начальник политотдела полковник Е. И. Лапин) — 128 человек, и среди них летчики и штурманы И. М. Павловский, Б. М. Андреев, А. К. Шевкунов, Е. А. Мясников и многие другие. [66]

В 625-м штурмовом авиационном полку 3-го авиационного корпуса (начальник политотдела корпуса полковник С. М. Костерев) 18 июля было проведено партийное собрание по итогам двухдневной боевой работы и обеспечению авангардной роли коммунистов, а через два дня однополчане на митинге чествовали летчиков-коммунистов Беликова и Северина, сделавших 50-й боевой вылет на Юго-Западном фронте. На митинге, прошедшем с большим подъемом, молодые коммунисты дали клятву еще сильнее громить немецко-фашистских захватчиков. Вечером был дан концерт силами личного состава 30-го района авиационного базирования. Получился своего рода небольшой праздник, давший моральную и политическую зарядку летчикам, стрелкам, техникам.

В период ожесточенных боев под Изюмом части воздушной армии произвели 4669 самолето-вылетов, уничтожили и повредили 194 танка, 1191 автомашину, более 200 орудий и минометов, взорвали 16 складов с боеприпасами, разрушили 11 дзотов, подавили огонь 119 артиллерийских и зенитных батарей, рассеяли и частично уничтожили до 8620 солдат и офицеров противника. В 126 воздушных боях летчики армии сбили 211 и подбили 35 вражеских самолетов{38}.

Боевую работу авиаторов высоко оценило командование наземных войск. Вот лишь один из отзывов:

«Командиру 9-го САК, копия командующему 17-й ВА. Ваши летчики на участке действий 8-й гвардейской армии в районе Изюм, Красный Лиман с поставленными задачами справились отлично. Летчики на поле боя проявили мужество, героизм и отвагу, а также показали хорошие образцы боевой работы по прикрытию наших наземных войск, бомбардировке и штурмовке живой силы и техники противника. Своими действиями на поле боя нанесли противнику значительный урон... За вашу боевую помощь в разгроме фашистских мерзавцев мы, гвардейцы 8-й гвардейской армии, горячо благодарим вас — гордых соколов нашей Родины, и желаем вам успешной работы на вашем боевом пути. Еще лучше прикрывайте наземные войска, еще больше штурмуйте и уничтожайте живую силу и технику противника. Мы, гвардейцы, уверены, что вы, летчики-истребители и штурмовики, с нашими [67] пожеланиями справитесь и увеличите свой боевой счет в борьбе с немецкими захватчиками. Командующий 8-й гв. армией гв. генерал-лейтенант Чуйков, начальник штаба 8-й гв. армии гв. генерал-майор Владимиров, начальник авиаотдела — гв. полковник Мохов»{39}.

К исходу 23 июля соединения Юго-Западного фронта захватили и прочно удерживали важный плацдарм на правом берегу Северского Донца, а войска Воронежского и Степного фронтов, преодолевая упорное сопротивление врага, полностью восстановили положение, занимаемое советскими частями до перехода противника в наступление на южном фасе Курского выступа. Временно на этом направлении фронт стабилизировался, но ненадолго.

Ранним утром 3 августа около 6000 орудий и минометов, сотни самолетов в течение трех часов наносили мощные удары по укреплениям врага. В 8 часов артиллерия перенесла огонь в глубину расположения противника, и наши танки прорыва с пехотой устремились в атаку. Враг не смог сдержать могучего натиска советских войск и начал отступление по всему фронту. Прорвав оборону противника, войска Воронежского, Степного фронтов и 57-й армии Юго-Западного фронта{40}, развивая успех, расчленили белгородско-харьковскую группировку противника на две части, 5 августа штурмом овладели Белгородом и вышли к внешнему харьковскому оборонительному обводу.

В тот же день вечером в столице нашей Родины Москве был произведен первый салют в честь доблестных советских войск, освободивших два старинных русских города: Орел и Белгород. С тех пор салюты в Москве в ознаменование побед Советской Армии стали славной традицией.

Немецко-фашистское командование начало спешно пе.-ребрасывать по железным и шоссейным дорогам в район Харькова и Ахтырки резервы из Донбасса и с других участков фронта, с тем чтобы нанести удары во фланг Воронежскому фронту. Переброска этих войск была своевременно раскрыта нашей воздушной разведкой. По танковым и моторизованным соединениям врага, которые следовали [68] вдоль линии фронта из Донбасса, последовательно наносили удары 8, 17, 5 и 2-я воздушные армии.

Выполняя указания Ставки Верховного Главнокомандования, части 17-й воздушной армии в первой половине августа вели круглосуточную разведку, наносили бомбардировочные и штурмовые удары по железнодорожным станциям и перегонам, местам погрузки и выгрузки вражеских войск на участках дорог Краматорская — Лозовая — Мерефа — Харьков — Белгород, Красноград — Харьков, Полтава — Люботин — Харьков, громили автомобильные колонны противника южнее и севернее Харькова. Части армии произвели 4113 самолето-вылетов по срыву железнодорожных и автоперевозок противника, уничтожили 93 танка, 1846 автомашин с войсками и грузами, 17 железнодорожных эшелонов. За это время было рассеяно и частично уничтожено до 6500 солдат и офицеров противника{41}.

В результате активных действий авиации фашистские войска, выдвигавшиеся для нанесения контрудара, понесли большие потери. Их сосредоточение задержалось. Предпринятые противником поспешные контрудары в районах южнее Богодухова и Ахтырки были успешно отражены войсками генерала Н. Ф. Ватутина.

В то время как войска Воронежского фронта отражали контрудары вражеских войск, войска Степного фронта вели бои за освобождение Харькова. В ночь на 23 августа после упорных уличных боев Харьков был очищен от оккупантов, а вечером Москва салютовала советским воинам, освободившим один из крупнейших промышленных и административно-политических центров Украины, двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.

За успешное выполнение боевых задач многие авиационные части и соединения были удостоены звания гвардейских, почетных наименований Белгородских и Харьковских, а также награждены орденами. Тысячи авиаторов получили правительственные награды, а особо отличившимся было присвоено звание Героя Советского Союза. 3-му смешанному авиационному корпусу, 290-й штурмовой и 207-й истребительной авиационным дивизиям [69] корпуса и пяти полкам этих соединений 24 августа было присвоено звание гвардейских{42}.

Величайшее сражение лета 1943 г. еще раз продемонстрировало перед всем миром растущую силу советского оружия. Это было торжество могущества многонационального Советского государства и его Вооруженных Сил, мудрой политики ленинской партии.

Разгром немецко-фашистских войск под Харьковом не только обеспечил нашим войскам возможность развивать дальнейшее наступление на запад, но и сыграл важную роль в освобождении войсками Красной Армии Донбасса. Еще в начале августа 1943 г. штабы Юго-Западного и Южного фронтов приступили к подготовке операции по разгрому донбасской группировки противника и освобождению Донбасса.

До войны Донецкий бассейн давал стране около 60 процентов .всей добычи угля, 23 процента стали, 34 процента чугуна. Вот почему удержанию Донбасса — «всесоюзной кочегарки», с его богатейшими запасами угля, железной руды, продовольственных ресурсов, германское военное командование придавало исключительно большое значение. Гитлер неоднократно говорил командующему группой армий «Юг» фельдмаршалу Манштейну, что Германия ни в коем случае не может обойтись без Донбасса.

Противник, стремясь сохранить этот район в своих руках, превратил города и села угольного бассейна в сильные опорные пункты, сосредоточив здесь 22 дивизии. Действия фашистских войск поддерживались значительными силами авиации.

Войскам Юго-Западного фронта, которыми командовал генерал армии Р. Я. Малиновский, предстояло сильным ударом из района Изюм-Богородичное в направлении Барвенково, Павлоград, Орехов разгромить противника и выходом в районе Запорожья отрезать пути отступления донбасской группировке врага к днепровским переправам. [70]

Авиационное обеспечение действий фронта возлагалось на 17-ю воздушную армию. Ей были определены следующие задачи: в тесном взаимодействии с наземными войсками массированными штурмовыми и бомбардировочными ударами по узлам сопротивления, огневым точкам, боевой технике и живой силе противника взламывать оборону, уничтожать подходящие резервы и, преследуя отступающего противника, способствовать успешному наступлению войск фронта; мощными штурмовыми ударами уничтожать материальную часть и личный состав авиации противника на аэродромах; истребительной авиации надежно прикрывать наземные войска на поле боя и в местах сосредоточения, обеспечить успешные боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков; вести интенсивную воздушную разведку.

В частях и соединениях воздушной армии началась подготовка к предстоящим боевым действиям. С командным составом авиационных корпусов и дивизий было проведено специальное учение, на котором отрабатывались вопросы поддержки механизированных войск при развитии боя в глубине обороны. Много внимания уделялось изучению местности, оборонительных сооружений и аэродромов противника.

Политорганы, партийные и комсомольские организации воздушной армии готовили коммунистов и комсомольцев, весь личный состав к длительному, безостановочному наступлению. Вся работа проходила под лозунгом «Быстрее освободим родную Украину!». В это время Центральный Комитет КП(б) Украины, Президиум Верховного Совета и Совнарком УССР писали в обращении к воинам: «Товарищи бойцы, командиры и политработники! В гитлеровской неволе томятся многие тысячи наших братьев и сестер, отцов и матерей. Они призывают вас на новые подвиги, зовут к мести врагу, они ждут вас как своих освободителей. Крепче же удар по немецко-фа-шистским захватчикам!»

10 августа состоялось совещание руководящего состава политического отдела армии. Заместитель командующего по политической части генерал В. Н. Толмачев, начальник политотдела полковник В. Г. Точилов довели до политработников итоги партийно-политической работы в июльских боях, поставили задачи на период нового наступления. В этот же день офицеры политотдела майоры [71] Кучмин, Колотилов и другие выехали в корпуса, дивизии и полки, чтобы на местах помочь командирам и политорганам в подготовке авиационных частей, личного состава, а также выступить с докладами и беседами о текущем моменте, об успехах Красной Армии, о значении освобождения Донбасса и всей Левобережной Украины. Доклады и беседы проводились отдельно с различными категориями воинов. Например, с летным составом: «Внезапность — важнейшее условие победы в воздухе», «Работа штурмовиков над целью»; с техниками и механиками: «Безупречная подготовка материальной части — залог успеха в бою».

Перед авиаторами выступали командующий армией, его заместители, командиры, политработники, члены агитпропколлективов, созданных к тому времени при каждом политотделе.

Большую работу проводили агитаторы эскадрилий, подразделений тыловых частей. Агитаторами были лучшие летчики, стрелки, техники, механики. В их числе были ставшие впоследствии Героями Советского Союза летчики Н. П. Дмитриев, С. Л. Родинко, В. Д. Кизь и другие.

В 9-м смешанном авиационном корпусе состоялось совещание начальников политотделов соединений. Они заслушали доклад начальника политотдела корпуса полковника М. Г. Баранова «Об итогах партполитработы в прошедших воздушных боях и наших задачах», а также содоклады начальников политотделов 295-й истребительной и 306-й штурмовой авиационных дивизий. Участники совещания обменялись опытом работы с партийным активом, парторгами по укреплению партийных организаций, воспитанию коммунистов, обеспечению их передовой роли в боях, оказанию помощи организациям ВЛКСМ в мобилизации комсомольцев и молодежи на успешное выполнение боевых задач.

Многое сделали в те дни по мобилизации воинов на успешное решение боевых задач комсомольские организации, в составе которых работало около 750 коммунистов.

Глубоко вникал в работу комсомольской организации парторг 449-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Ю. Н. Артамошин, ставший впоследствии помощником начальника политотдела армии по комсомолу. Он часто бывал на комсомольских собраниях, помогал комсомольским вожакам конкретно строить свою [72] работу. Сам Ю. Н. Артамошин летал на боевые задания в качестве стрелка.

Перед началом наступления во всех авиационных дивизиях армии прошли собрания партийного актива, призвавшие партийные организации, всех коммунистов повысить уровень партийно-политической работы, укреплять единоначалие, заботиться о росте партийных рядов, приложить все силы к тому, чтобы подготовить личный состав частей и подразделений к предстоящим боям по освобождению Донбасса. До каждого летчика, штурмана, стрелка, техника, механика были доведены конкретные задачи. В подразделениях выпускались боевые листки, стартовки, между коммунистами и комсомольцами распределялись поручения. Особое внимание уделялось подготовке и воспитанию нового пополнения. Молодые авиаторы были ознакомлены с боевыми традициями Советской Армии, соединений и частей воздушной армии.

Своего рода итогом всей подготовительной работы явилось доведение до каждого воина обращения Военного совета фронта к авиаторам. В нем содержался призыв умножить усилия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и быстрее освободить Донбасс.

Листовки с обращением доставлялись в полки, где они зачитывались личному составу на митингах или во время бесед. Армейская газета «Защитник Отечества» выпустила специальный номер, посвященный переходу войск в решительное наступление.

Авиаторы клялись Родине, Коммунистической партии и народу, что не пожалеют ни крови, ни самой жизни для освобождения Советской Украины.

— В дни решающих сражений за цветущую Украину — только вперед! Донбасс будет советским, — говорил летчик-комсомолец дважды орденоносец Е. Мясников. — Я выражу мнение всех комсомольцев, если скажу, что высокое звание членов Ленинского комсомола оправдаем.

В те дни в частях и соединениях воздушной армии царил небывалый патриотический подъем, высокий наступательный порыв.

13 августа 1943 г. войска Юго-Западного фронта приступили к освобождению Донбасса. «Если бы кто-нибудь мог окинуть взглядом гигантскую панораму боев и сражений за освобождение истерзанной гитлеровцами Украины, — писал Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, — перед [73] ним предстала бы всесокрушающая лавина советских войск, оснащенных самой совершенной по тому времени боевой техникой — тысячами, десятками тысяч орудий всех систем и калибров, мощных танков, скоростных самолетов, всеми другими видами и типами вооружения»{43}.

Воздушная армия основное усилие сосредоточила на поддержке войск фронта, которые при ее содействии к концу августа вклинились во вражескую оборону и овладели несколькими опорными пунктами, расширив плацдарм на правом берегу Северского Донца. За подготовительный период и в ходе операции воздушная армия в августе совершила 16 188 боевых самолето-вылетов{44}.

В воздухе проходили ожесточенные бои. Наивысшего накала они достигли 19 августа. Наша истребительная авиация прочно удерживала инициативу и своими активными действиями срывала вражеские попытки наносить удары с воздуха по наступающим войскам. Одновременно бомбардировщики и штурмовики успешно наносили удары по неприятельским войскам.

9-й смешанный авиационный корпус поддерживал действия 8-й гвардейской армии генерала В. И. Чуйкова в районах Каменки, Долгенькой, Голой Долины, Краснополья, Славянска, Адамовки. По целям на поле боя было произведено 750 самолето-вылетов, а на сопровождение штурмовиков — 504 вылета истребителей.

Летчикам приходилось выполнять самые разнообразные задания. В одном из лесов противник сосредоточил много танков и артиллерии и стал препятствовать продвижению наших наземных войск. Командование решило во взаимодействии с авиацией уничтожить врага. В назначенный час в воздух одновременно взлетели три группы «ильюшиных». Их вели Красночубенко, Федотов и Рахимов. Смертоносный груз был сброшен точно на цель. Лишь одна группа Рахимова в составе 18 самолетов произвела 206 атак по небольшой площади лесного массива. Отлично действовали летчики В. Н. Афанасьев, П. М. Потанин и М. Г. Антонов. В телеграмме, полученной [74] от наземного командования, выражалась благодарность летчикам за своевременную помощь с воздуха.

15 и 16 августа части авиационного корпуса, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, произвели успешные налеты на аэродромы Краматорская и Барвенково, где противник сосредоточил до 145 самолетов различных типов.

Ударами групп штурмовиков во главе с коммунистом Захарченко, старшим лейтенантом Михайловым и другими было уничтожено и повреждено около 100 самолетов врага.

Истребители надежно прикрывали штурмовиков, расчищали небо от фашистских стервятников. В течение августа только летчики 295-й истребительной авиационной дивизии уничтожили в воздушных боях 84 «мессершмитта» и «фокке-вульфа».

Победы в воздухе давались нелегко. Не все возвращались с боевого задания. В одной из воздушных схваток был сильно поврежден самолет командира звена коммуниста младшего лейтенанта С. Г. Балакина. Летчику не удалось довести его до своего аэродрома. С. Г. Балакин, лично сбивший девять самолетов противника, был навечно зачислен в списки авиационного полка.

Массированные удары бомбардировщиков и штурмовиков по аэродромной сети противника были весьма ощутимы. Они заставили врага уже на третий день убрать уцелевшие самолеты на глубинные аэродромы и резко сократить действия своей авиации по советским войскам.

Успехам авиаторов армий содействовал высокий подъем боевого духа солдат, сержантов и офицеров. Политорганы, партийные и комсомольские организации неустанно заботились об усилении наступательного порыва воинов. Политработники довели до летчиков, техников и механиков открытое письмо шахтеров освобожденных районов Донбасса к воинам, опубликованное 18 августа в газете. Шахтеры призывали советских бойцов как можно скорее вернуть Родине шахты и заводы. Обращение горняков звало наших воинов на новые подвиги.

В период жарких боев летчики отказывались от отдыха, раненые стремились снова получить боевое задание. Летчики, не имевшие машин, осаждали командиров просьбами послать их сражаться с врагом на самолетах товарищей. [75]

Вблизи линии фронта был подбит самолет Н. Мишагина. Летчика ранило в левую руку. Потеряв скорость, машина с перебитым управлением пошла в отвесное пикирование. С большим трудом Мишагину удалось выбраться из кабины. Он приземлился на парашюте в расположение нашей артиллерийской батареи и на третьи сутки вернулся в свой полк. Он отказался лечь в госпиталь, а вскоре вылетел на очередное боевое задание.

Успешно громили врага авиаторы 1-го гвардейского смешанного авиационного корпуса. Обеспечивая наступление 6-й армии и 23-го танкового корпуса, за первые пять дней операции летчики сбили 97 вражеских самолетов, уничтожили 45 танков, 33 орудия, свыше 700 солдат. В эти дни особенно отличились истребители: капитан А. И. Тимошенко, старшие лейтенанты Л. М. Соколов, И. Н. Сытов, Д, Д. Сырцов, штурмовики: майор В. Г. Точилин, капитан В. Н. Захаров, лейтенант П. Н. Зиновьев и другие.

Группа «Яковлевых», ведомая лейтенантом В. А. Серединым, ставшим в октябре 1944 г. Героем Советского Союза, встретила и атаковала 12 «юнкерсов» и 6 «хенкелей», которых прикрывали 10 «мессершмиттов». Бой длился немногим более 20 минут. За это время советские летчики сбили пять вражеских самолетов.

А вот еще пример грамотных и смелых действий наших летчиков. При подходе к аэродрому противника они заметили идущие на посадку фашистские самолеты. Старший лейтенант В. М. Михайлов и младший лейтенант А. И. Петухов с дальних дистанций обстреляли вражеский аэродром и сбросили на стоянки бомбы. Затем атаковали самолеты, идущие на посадку. Два из них, объятые пламенем, рухнули на землю. Остальные бросились врассыпную.

В августовских боях 244-я бомбардировочная авиационная дивизия уничтожала живую силу и технику врага в районах Поповки, Соколовки, Борок, нарушала его железнодорожные перевозки. Наибольшему воздействию с воздуха подвергались железнодорожные станции Лозовая и Черкасская. Экипажи бомбардировщиков при выполнении этой задачи действовали совместно со штурмовиками по общему плану штаба воздушной армии и преимущественно по тем объектам, которые находились за пределами досягаемости штурмовиков. 6 сентября одна [76] только группа бомбардировщиков под командованием майора Красовского севернее Красноармейского уничтожила 13 самолетов противника.

История Великой Отечественной войны знает множество примеров защиты бойцами своих командиров. Немало таких примеров и в 17-й воздушной армии. Однажды над целью был ранен командир 110-го гвардейского штурмового авиационного полка майор Н. И. Зубанев. Его самолет был сильно поврежден. К тому же его стал атаковать ФВ-190. Заметив это, командир эскадрильи майор Столяров сразу же пошел на выручку. Меткими очередями он отогнал фашистского летчика, прикрыл командира и сопровождал его до аэродрома. А незадолго до этого старший лейтенант Масленников спас майора Столярова и его стрелка сержанта Терло: он вывез их с места вынужденной посадки на территории, занятой противником.

24 августа 814-й истребительный авиаполк был преобразован в 106-й гвардейский. Получая гвардейское Знамя, командир полка М. В. Кузнецов сказал тогда, что летчики в боях оправдают высокое звание гвардейцев. Командир сам подавал пример мужества и отваги. После освобождения Донбасса майору М. В. Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Коммунист М. В. Кузнецов свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну совершил 22 июня, будучи командиром эскадрильи. В 1942 г. он уже командовал авиационным полком.

Однажды М. Кузнецов вылетел во главе шестерки «Яковлевых» на свободную «охоту» за Северский Донец. На фоне багрового заката летчики заметили большую группу фашистских бомбардировщиков, которые шли под прикрытием «мессершмиттов». Кузнецов сразу же устремился в атаку, увлекая за собой ведомых. Он задался целью сбить ведущего, обезглавить вражескую группу прикрытия, а затем разделаться с бомбардировщиками.

Фашистские истребители не приняли боя, прижались к бомбардировщикам. «Яки» с ходу врезались в уже дрогнувший строй гитлеровцев. Один за другим на землю рухнули объятые пламенем три бомбардировщика. М. Кузнецов неотступно преследовал машину ведущего фашистской группы и меткой очередью сбил ее. По одному самолету [77] уничтожили в этом бою летчики коммунисты Н. Химушин и Г. Артемченко.

Днем и ночью авиаторы вели жаркие бои с врагом, помогая наземным войскам в освобождении городов Донбасса, а также Харькова, Днепропетровска, Кривого Рога. Как-то М. В. Кузнецову пришлось пролетать и над древним украинским городом Переяслав-Хмельницким — родиной великого сына украинского народа, мудрого государственного деятеля, выдающегося полководца Богдана Хмельницкого. Здесь 8 января 1654 г. созванная Хмельницким Переяславская Рада выразила единодушную волю украинского народа жить дружной семьей с братским русским народом и вместе с Россией общими усилиями громить иноземных захватчиков. Вот и теперь, в тяжелую годину, на помощь украинскому народу пришли все народы нашей многонациональной Отчизны. В небе Украины М. В. Кузнецов лично сбил 12 вражеских самолетов и 4 — в групповых боях. Он был награжден орденом Богдана Хмельницкого.

Войну М. В. Кузнецов закончил в Берлине. Он участвовал в 72 воздушных боях, лично уничтожил 22 вражеских самолета и 6 — в группе. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, М. В. Кузнецов в июне 1945 г. был удостоен второй Золотой Звезды Героя.

Наши рекомендации