Научно-педагогическая практика для магистрантов
Научно-педагогическая практика для магистрантов
Общие положения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистерской подготовки по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» учебный план подготовки магистров по магистерской программе «Управление государственными и муниципальными учреждениями» в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» предусматривает прохождение студентами за период обучения научно-педагогической практики, которая имеет свои цели и задачи.
Научно-педагогическая практика предназначена для дальнейшей ориентации будущих магистров на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя экономических дисциплин. Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО по направлению ___ Государственное и муниципальное управление.
Учебный план предусматривает прохождение практики в ____ семестре в течение ____ недель.
Основными целями научно-педагогической практикиявляются:
1. Знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя экономических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций.
2. Закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.
В соответствии с целями основными задачами научно-педагогической практикиявляются:
· углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении по той учебной дисциплине, в рамках которой магистрант проходит научно-педагогическую практику;
· приобретение и закрепление устойчивых навыков работы в студенческой аудитории;
· приобретение навыков подготовки учебных материалов и их использования при проведении занятий;
· изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;
· приобретение навыков воспитательной работы.
Данный вид практики вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и предполагает овладение следующими профессионально-педагогическими умениями:
· ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения профессионального образования;
· дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;
· самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс;
· использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;
· владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, специализирующегося в сфере экономики и государственного управления;
· строить взаимоотношения с коллегами, студентами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;
· владеть культурой речи, общения.
Реализация поставленных целей и задач в процессе прохождения научно-педагогической практики подготовит магистрантов к самостоятельной педагогической деятельности в высшей школе.
2. Организация и содержание научно-педагогической практики
Научно-педагогическая практика предполагает совместную работу практиканта с профессорско-преподавательским составом кафедры Государственного и муниципального управления по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.
Руководитель практики совместно с заведующим кафедрой планирует, организует и контролирует педагогическую деятельность магистранта, поручая ему исполнение намеченных данной программой конкретных процедур обучения. Магистрант в данном случае исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в преподавательской деятельности своего руководителя.
Перед началом научно-педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами. Перед магистрантами ставится задача разработать индивидуальный план прохождения научно-педагогической практики (Приложение 1), который должен быть согласован с руководителем в соответствии с заданием руководителя практики (Приложение 2).При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.
Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения научно-педагогической практики (Приложение 3).
Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:
1) проектирование лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием современных инновационных образовательных технологий;
2) разработка мультимедийных комплексов по экономическим дисциплинам;
3) технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и выпускных квалификационных работ;
4) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;
5) разработка сценариев проведения деловых игр, круглых столов, видеоконференций и других инновационных форм занятий;
6) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки бакалавров и магистров по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».
Формами проведения научно-педагогической практикиявляются:
1. Разработка под контролем и при помощи руководителя плана и текста лекции по одной из основных и актуальных тем преподаваемого курса, совпадающей (по мере возможности) с темой его диссертационного исследования.
2. Чтение подготовленной лекции студентам при обязательном присутствии руководителя.
3. Подготовка и проведение под контролем руководителя семинарских, практических занятий со студентами.
4. Участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемому курсу, методических указаний для проведения практических, семинарских занятий по отдельным темам;
5. Участие под контролем руководителя в руководстве выполнения студентами курсовых работ и отчетов по практикам, проверка, оценка их и прием защиты.
6. Подготовка кейсов, тестовых заданий и других материалов для практических работ, составление задач и т.д. по заданию руководителя
7. Участие в проведение деловой игры и круглых столов для бакалавров и магистрантов.
8. Участие в работе по подготовке студенческих научных конференций.
9. Участие вместе с руководителем в подготовке или совершенствовании зачетных вопросов и экзаменационных заданий для студентов.
10. Осуществление промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ).
11. Прием экзамена и (или) зачета по учебному курсу у студентов под непосредственным контролем руководителя.
12. Оказание руководителю помощи в подготовке учебных заданий.
13. Организаций различных форм внеаудиторной работы.
14. Организация анкетирования, социологических опросов и т.п., предусмотрен проведение различных исследовательских проектов - опросов студентов и выпускников, мониторинг рынка труда и выявление изменившихся образовательных потребностей целевой аудитории;
15. Другие формы работ, определенные научным руководителем.
Преподавательская деятельность обязательна для магистрантов очной формы обучения, для заочной формы возможны разные варианты прохождения научно-педагогической практики. Минимальный объём учебных поручений составляет 12 часов. Необходимо провести не менее 2-х семинаров (практических занятий) продолжительностью 2 часа каждое, а также подготовить одно лекционное занятие в виде текста или оформленной компьютерной презентации. Результаты проведенного занятия оформляются в письменном виде.
Магистрант может проводить учебные занятия только совместно с преподавателем (как стажер). Присутствие руководителя практики в аудитории при проведении магистрантом учебных занятий является обязательным.
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистранта _____ курса, группы, форма обучения, направление, магистерская программа
Ф.И.О. _________________________________________________________________________
Руководитель практики, Ф.И.О. ____________________________________________________
1. Сроки прохождения практики____________________________________________________
2. Место прохождения____________________________________________________________
3. План научно-педагогической практики:
№ этапа | Мероприятие | Сроки выполнения | Форма отчётности |
1. | Учебно-методическая работа | ||
Изучение структуры и содержание ФГОС ВПО по направлению …. | |||
Анализ учебного плана подготовки бакалавра | |||
2. | Учебная работа | ||
Проведение семинара по курсу «____________________________________» на тему:______________________________ для студентов ________________________ | План семинара | ||
Подготовка лекции на тему: ____________ _____________________________________ для студентов_________________________ | Текст (тезисы) лекции | ||
3. | Организационно-воспитательная работа | ||
Участие в работе …семинара |
Подпись магистранта _________________________
Подпись руководителя практики _________________________
Приложение 2
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОХОЖДЕНИЕ
Приложение 3
Приложение 4
РЕЦЕНЗИЯ
НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ
Приложение 5
Схема анализа лекции
Общие вопросы:
1. Присутствующие:
2. Ф.И.О. преподавателя –
3. Дата посещения, время:
4. Специальность, предмет:
5. Количество студентов на лекции –
6. Тема лекции:
№аллы | Что оценивается | Качественная оценка | Баллы | ||||
1. Содержание | |||||||
1. | Научность | а) в соответствии с требованиями в) популярно с) ненаучно | |||||
2. | Проблемность | а) ярко выражена в) отсутствует | |||||
3. | Сочетание теоретического с практическим | а) выражено достаточно в) представлено частично с) отсутствует | |||||
4. | Доказательность | а) убедительно в) декларативно с) бездоказательно | |||||
5. | Связь с профилем подготовки специалиста | а) хорошая в) удовлетворительная с) плохая | |||||
6. | Структура лекции | а) чёткая в) расплывчата с) беспорядочная | |||||
7. | Воспитательная направленность | а) высока в) средняя с) низкая | |||||
8. | Соответствие учебной программе | а) полностью соответствует в) частично соответствует | |||||
9. | Использование времени | а) используется рационально в) излишние траты на организационные моменты с) время используется не рационально | |||||
2. Изложение материала лекции | |||||||
1. | Метод изложения (преимущественно) | а) проблемный в) частично-поисковый с) объяснительно-информационный | |||||
2. | Использование наглядности | а) используется в полном объёме в) используется недостаточно с) не используется | |||||
3. | Владение материалом | а) свободно владеет в) частично пользуется конспектом с) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту | |||||
4. | Уровень новизны | а) в лекции используются последние достижения науки в)в излагаемой лекции присутствует элемент новизны с) новизна материала отсутствует | |||||
5. | Реакция аудитории | а) повышенный интерес в) низкий интерес | |||||
3. Поведение преподавателя | |||||||
1. | Манера чтения лекции | а) увлекательная, живая в) увлекательность и живость выражены ярко с) монотонная, скучная | |||||
2. | Культура речи | а) высокая в) средняя с) низкая | |||||
3. | Контакт с аудиторией | а) ярко выражен в) недостаточный с) отсутствует | |||||
4. | Манера держать себя | а) умеренно выражена мимика и жестикуляция в)избыточная мимика и жестикуляция с) суетливость и беспорядочность движений | |||||
5. | Внешнее проявление психического состояния | а) спокойствие и уверенность в) некоторая нервозность с) выраженная нервозность | |||||
6. | Отношение преподавателя к слушателям | а) в меру требовательное в) слишком строгое с) равнодушное | |||||
7. | Такт преподавателя | а) тактичен в) бестактен | |||||
8. | Внешний облик | а) опрятен в) неряшлив | |||||
Шкала итоговой оценки:
100-90 – отлично;
89-90 – хорошо;
79 - 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.
ЗАНЯТИЯ
1. Общие сведения – тип занятия, контингент, место занятий, преподаватель.
2. Рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.
3. Наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности.
4. Использование на занятиях активных методов обучения, технология развития личности студента.
5. Осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.
6. Система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).
7. Методически обоснованное применение демонстрационного и раздаточного материала.
8. Педагогическая техника преподавателя.
9. Общие выводы об эффективности занятия.
Приложение 6
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет
имени И.Н. Ульянова»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ОТЧЕТ
Приложение 7
Основные требования, предъявляемые к оформлению отчета
по практике:
1. Отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала шрифт Times New Roman, номер 14 pt; размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1-1,5 см., табуляция и абзац (красная строка) – 1,25 см.
2. Рекомендуемый объем отчета – 25 – 40 страниц машинописного текста.
3. В отчет могут быть включены приложения, объемом не более 20 страниц, которые не входят в общее количество страниц отчета.
4. Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами и т.п.
Приложение 8
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет
имени И.Н. Ульянова»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ОТЗЫВ
Научно-педагогическая практика для магистрантов
Общие положения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистерской подготовки по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» учебный план подготовки магистров по магистерской программе «Управление государственными и муниципальными учреждениями» в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» предусматривает прохождение студентами за период обучения научно-педагогической практики, которая имеет свои цели и задачи.
Научно-педагогическая практика предназначена для дальнейшей ориентации будущих магистров на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя экономических дисциплин. Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО по направлению ___ Государственное и муниципальное управление.
Учебный план предусматривает прохождение практики в ____ семестре в течение ____ недель.
Основными целями научно-педагогической практикиявляются:
1. Знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя экономических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций.
2. Закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.
В соответствии с целями основными задачами научно-педагогической практикиявляются:
· углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении по той учебной дисциплине, в рамках которой магистрант проходит научно-педагогическую практику;
· приобретение и закрепление устойчивых навыков работы в студенческой аудитории;
· приобретение навыков подготовки учебных материалов и их использования при проведении занятий;
· изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;
· приобретение навыков воспитательной работы.
Данный вид практики вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и предполагает овладение следующими профессионально-педагогическими умениями:
· ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения профессионального образования;
· дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;
· самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс;
· использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;
· владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, специализирующегося в сфере экономики и государственного управления;
· строить взаимоотношения с коллегами, студентами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;
· владеть культурой речи, общения.
Реализация поставленных целей и задач в процессе прохождения научно-педагогической практики подготовит магистрантов к самостоятельной педагогической деятельности в высшей школе.
2. Организация и содержание научно-педагогической практики
Научно-педагогическая практика предполагает совместную работу практиканта с профессорско-преподавательским составом кафедры Государственного и муниципального управления по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.
Руководитель практики совместно с заведующим кафедрой планирует, организует и контролирует педагогическую деятельность магистранта, поручая ему исполнение намеченных данной программой конкретных процедур обучения. Магистрант в данном случае исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в преподавательской деятельности своего руководителя.
Перед началом научно-педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами. Перед магистрантами ставится задача разработать индивидуальный план прохождения научно-педагогической практики (Приложение 1), который должен быть согласован с руководителем в соответствии с заданием руководителя практики (Приложение 2).При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.
Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения научно-педагогической практики (Приложение 3).
Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:
1) проектирование лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием современных инновационных образовательных технологий;
2) разработка мультимедийных комплексов по экономическим дисциплинам;
3) технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и выпускных квалификационных работ;
4) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;
5) разработка сценариев проведения деловых игр, круглых столов, видеоконференций и других инновационных форм занятий;
6) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки бакалавров и магистров по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».
Формами проведения научно-педагогической практикиявляются:
1. Разработка под контролем и при помощи руководителя плана и текста лекции по одной из основных и актуальных тем преподаваемого курса, совпадающей (по мере возможности) с темой его диссертационного исследования.
2. Чтение подготовленной лекции студентам при обязательном присутствии руководителя.
3. Подготовка и проведение под контролем руководителя семинарских, практических занятий со студентами.
4. Участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемому курсу, методических указаний для проведения практических, семинарских занятий по отдельным темам;
5. Участие под контролем руководителя в руководстве выполнения студентами курсовых работ и отчетов по практикам, проверка, оценка их и прием защиты.
6. Подготовка кейсов, тестовых заданий и других материалов для практических работ, составление задач и т.д. по заданию руководителя
7. Участие в проведение деловой игры и круглых столов для бакалавров и магистрантов.
8. Участие в работе по подготовке студенческих научных конференций.
9. Участие вместе с руководителем в подготовке или совершенствовании зачетных вопросов и экзаменационных заданий для студентов.
10. Осуществление промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ).
11. Прием экзамена и (или) зачета по учебному курсу у студентов под непосредственным контролем руководителя.
12. Оказание руководителю помощи в подготовке учебных заданий.
13. Организаций различных форм внеаудиторной работы.
14. Организация анкетирования, социологических опросов и т.п., предусмотрен проведение различных исследовательских проектов - опросов студентов и выпускников, мониторинг рынка труда и выявление изменившихся образовательных потребностей целевой аудитории;
15. Другие формы работ, определенные научным руководителем.
Преподавательская деятельность обязательна для магистрантов очной формы обучения, для заочной формы возможны разные варианты прохождения научно-педагогической практики. Минимальный объём учебных поручений составляет 12 часов. Необходимо провести не менее 2-х семинаров (практических занятий) продолжительностью 2 часа каждое, а также подготовить одно лекционное занятие в виде текста или оформленной компьютерной презентации. Результаты проведенного занятия оформляются в письменном виде.
Магистрант может проводить учебные занятия только совместно с преподавателем (как стажер). Присутствие руководителя практики в аудитории при проведении магистрантом учебных занятий является обязательным.