Теоретические основы социальной защиты населения
ВВЕДЕНИЕ
Переходный период к рыночным отношениям ведет за собой новый этап в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Сложность перехода заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи и она должна определять стратегические направления, которые могут подвергаться тактическим корректировкам. В целом она должна быть разумной, цельной, эффективной и рациональной и должна формироваться с учетом национальных особенностей и исторических условий, культурных традиций, политики и экономической ситуации. Социальная политика носит, кроме того, консервативный (заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве) и инновационный (это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям) характер. При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты.
Социальная защита населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Она является частью многогранной социальной политики, направленной на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное страхование и социальное обеспечение, а также нематериальные формы социальных гарантий, которые предоставляются национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, выплаты, пособия, налоговые льготы и вычеты, прочие компенсации различным категориям граждан, которые нуждаются в социальной помощи.
В настоящее время социальная сфера испытывает кризис. Это во многом показатель и результат несоответствия курса экономических реформ отчаяниям и ожиданиям населения, глубокой рассогласованности действий органов государственного управления с интересами человека.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что возникла и нарастает потребность уточнения целей и приоритетов экономической и социальной политики, увязки последовательности их реализации, корректировки механизма государственного регулирования социально-трудовых отношений с учетом специфики трансформации государства и его экономико-регулирующих функций в процессе формирования рыночной экономики.
В практике государственного управления в настоящее время недооценивается тот факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться с инвестиционной и структурной политикой.
Проблема регулирования финансового механизма социальной защиты населения является актуальной для любого государства, в связи с тем, что в каждом государстве есть граждане, нуждающиеся в социальной защите.
Целью курсовой работы является изучение финансового механизма социальной защиты населения, его динамики и структуры.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– Изучить теоретические основы социальной защиты населения;
– Проанализировать основные проблемы системы социальной защиты населения и возможные пути их устранения;
– Показать перспективы развития системы социальной защиты населения.
Объектом исследования является финансовый механизм социальной защиты населения.
Предметом исследования являются экономические отношения, в процессе которых образуются и расходуются средства на социальную защиту населения.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: статистический, аналитический, также анализ экономической литературы.
Значение в практической деятельности заключается в том, что политика в области социальной защиты, расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов и управления образованием является важной составляющей государственной социальной и финансовой политики. От ее эффективности зависит уровень жизни населения, степень доверия населения государству и социально-экономическая ситуация в стране.
Социальной помощи в РФ
Финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества.[3]
Новый механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике только формируется и важно, чтобы его плодами пользовались все члены общества, а результаты отражались прежде всего на материальном и духовном развитии малоимущих граждан. Гарантом решения всех проблем, связанных с социальной защитой населения является развитие производственной сферы. Если наши предприятия будут работать прибыльно – будут товары, возрастут доходы населения и уровень жизни.
Финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов, а практическая помощь организуется местными органами власти, благотворительными и общественными организациями. Финансы в социальной работе – это важнейшая составная часть всей финансовой системы государства; это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.
Основными функциями финансирования являются: стимулирующая, распределительная и контролирующая.
Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе следующих принципов:
– Принцип социального реагирования – предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, ростом стоимости жизни, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты;
– Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов – означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы в социальных целях;
– Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;
– Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями;
– Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат;
– Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.[4]
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
– Государственный бюджет, в том числе: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации и муниципальные бюджеты.
– Государственные внебюджетные фонды, в том числе: ПФ РФ; ФСС РФ; ФОМС РФ; Фонд занятости.
– Негосударственные источники финансирования (общественные и частные благотворительные фонды и др.).
Определяющей формой финансового планирования являются федеральные и территориальные бюджеты. Без бюджетно-финансового планирования развитие рынка практически невозможно.
Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Федеральный фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное финансирование республиканских и федеральных целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.
Средства федерального и территориальных фондов расходуются на:
– предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
– плату коммунальных услуг;
– предоставление дотаций на предоставление лекарств, протезно-ортопедических изделий;
– обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
– развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
– создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.
За счет средств Федерального фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.
Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об основах социального обслуживания населения», и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.
Правовой основой социальной работы стал закон «Об основах социального обслуживания населения» и в соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:
– нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
– средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;
– поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
– финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
– доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
– дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;
– средств от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: дохода от видеосалонов, игровых автоматов и т.д.[5]
Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования и без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.
ЗАЩИТЫ НЕСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
– изучены теоретические основы социальной защиты населения;
– произведен анализ основных проблем системы социальной защиты населения и выявлены пути их решения;
– рассмотрены проблемы в сфере социальной защиты населения;
– рассмотрены перспективы развития системы социальной защиты населения.
Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Изучив теоретические основы социальной защиты населения, необходимо подробно рассмотреть механизм, который предоставляет государственную социальную помощь.
Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования и без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.
В министерстве социальной защиты населения в следующем году в одном из первых органов государственной власти начнет функционировать электронный документооборот, который ускорит оформление документов на получение услуги, льготы, звания.
Все направления деятельности, осуществляемые министерством социальной защиты населения в настоящее время, продолжат реализовываться в будущем году. Социальная поддержка в будущем году будет увеличена по объемам финансирования и по спектру предоставляемых услуг.
Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.[10]
Решение данных проблем возможно при условии разработки и реализации целевых программ и законов по поддержке социально-незащищенных групп населения с привлечением средств как муниципального бюджета, так и дополнительных источников финансирования, в числе которых могут выступать благотворительные фонды, частные предприниматели и организации. Такие программы, как«Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области», «Старшее поколение» и многие другие имеют перспективный характер и направлены на совершенствование системы социальной защиты населения. Кроме того, все направления деятельности, осуществляемые Министерством социальной защиты населения, продолжат реализовываться в последующие годы.
Подведя итоги, важно отметить, что эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач выхода Российской экономики из кризиса.
ВВЕДЕНИЕ
Переходный период к рыночным отношениям ведет за собой новый этап в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Сложность перехода заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи и она должна определять стратегические направления, которые могут подвергаться тактическим корректировкам. В целом она должна быть разумной, цельной, эффективной и рациональной и должна формироваться с учетом национальных особенностей и исторических условий, культурных традиций, политики и экономической ситуации. Социальная политика носит, кроме того, консервативный (заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве) и инновационный (это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям) характер. При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты.
Социальная защита населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Она является частью многогранной социальной политики, направленной на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное страхование и социальное обеспечение, а также нематериальные формы социальных гарантий, которые предоставляются национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, выплаты, пособия, налоговые льготы и вычеты, прочие компенсации различным категориям граждан, которые нуждаются в социальной помощи.
В настоящее время социальная сфера испытывает кризис. Это во многом показатель и результат несоответствия курса экономических реформ отчаяниям и ожиданиям населения, глубокой рассогласованности действий органов государственного управления с интересами человека.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что возникла и нарастает потребность уточнения целей и приоритетов экономической и социальной политики, увязки последовательности их реализации, корректировки механизма государственного регулирования социально-трудовых отношений с учетом специфики трансформации государства и его экономико-регулирующих функций в процессе формирования рыночной экономики.
В практике государственного управления в настоящее время недооценивается тот факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться с инвестиционной и структурной политикой.
Проблема регулирования финансового механизма социальной защиты населения является актуальной для любого государства, в связи с тем, что в каждом государстве есть граждане, нуждающиеся в социальной защите.
Целью курсовой работы является изучение финансового механизма социальной защиты населения, его динамики и структуры.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– Изучить теоретические основы социальной защиты населения;
– Проанализировать основные проблемы системы социальной защиты населения и возможные пути их устранения;
– Показать перспективы развития системы социальной защиты населения.
Объектом исследования является финансовый механизм социальной защиты населения.
Предметом исследования являются экономические отношения, в процессе которых образуются и расходуются средства на социальную защиту населения.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: статистический, аналитический, также анализ экономической литературы.
Значение в практической деятельности заключается в том, что политика в области социальной защиты, расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов и управления образованием является важной составляющей государственной социальной и финансовой политики. От ее эффективности зависит уровень жизни населения, степень доверия населения государству и социально-экономическая ситуация в стране.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ