Основные теории происхождения гос-ва
Термин «Государство» появился еще в 16 веке, его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли. Разумеется, что государство, как общественное явление до этого уже существовало тысячелетия.
Античность: Патриархальная теория(Аристотель, в совр.Фильмер, Михайловский).Аристотель понимал гос-во как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. С точки зрения Аристотеля, все начинается с семьи, которое для лучшей жизни расширяется до государства. Согласно ей монарх- отец (патриарх) своих подданных, кот должны его слушаться. Римский юрист Цицерон государство представлял как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Он дошел до понимания такого государства, в котором все предоставлено самому народу.
Средневековье: преобладали идеи божественного происхождениягосударства. Представители теологической концепции государства (Августин, Ф. Аквинский) проповедовали вечность, незыблемость государства как продукта божественного творения. Церковная власть имела преимущество надсветской, монарх считался представителем Бога на земле.
Теория договорного происхождения государства.Ее идеи высказывали еще древнегреческие философы (Эпикур и др.). Основательное развитие эта идея получила в период разложения феодального строя. Представители: (Т. Гоббс, д. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и др.) утверждали, что государство приходит на смену естественному состоянию людей в результате общественного договора: люди сами создают государство своим разумом для решения своих же жизненных проблем. Гос-во, по их мнению, - договорное творение самих людей.
В 19 в. появилась органическая теория происхождения и понимания гос-ва. Ее представители (Спенсер, Блюнчли, Вормс и др.) считали, что гос-во появляется вместе с людьми и, как и сами люди, является творением сил природы. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).
Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский и др.) - гос-во появилось в результате военно-политических причин, и ради этого оно существует: одни племена смогли одержать победу над другими и для удержания побежденных создали гос-во. Психологическая теория– объясняет надобность в государстве осознанием массой своей зависимости от власти (Н.М. Коркунов), невозможности существования без государства (Л.И. Петражицкий). Волевая теория –объясняет происхождение и понимание гос-ва в качестве волевой деятельности сильной личности (Ф.Мейтленд-Джонс). Гидравлическая теория –гос-во возникло для организации строительства ирригационных сооружений, и является инструментом общественной необходимости (К. Витфогель). Так возникли гос-ва на Др. Востоке, в Др. Египте, Китае и т.д.
Отечественный дореволюционный период:
Гос-во – общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми (И.М. Коркунов).
Гос-во – союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной влати (В.М. Хвостов).Вторая половина 19 в. и начало 20 в.
Марксистко-ленинскоепредставление о государстве. Вошла в историю как классовый подход.
Постсоветский период: Некоторые юристы не могут освободиться от марксистско-ленинского учения (классового подхода). Гос-во есть организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса) проявляется в соответствующей политической форме (В.А. Ржевский).
Вюр лит-ре выделяют подход к государству как к совокупности трех слагаемых: власти, территории и населения.
Так же в юр. литературе выделяют и некоторые др подходы к пониманию государства. Так, В.Е. Чиркин насчитал 5 основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классический (гос-во как совокупность трех слагаемых – власти, территории, населения); юридический – (государство – юридическая персонификация нации); социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).
26. Правосознание: понятие, структура.
Правосознание представляет собой - совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, проживании, которые выражают отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к правовым явлениям обществ.жизни. Это представления о законодательстве, законности, о правомерном или неправомерном поведении.
Структура: два элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное правосознание (правовая психология).
Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления обществ, жизни, которые содержатся в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в обществ.жизнидеятельности.
Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных соц. групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства.
Виды правосознания: По степени общности правосознание подразделяется на: массовое, групповое и индивидуальное.
Массовое – (классы, нации, народы) это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе.
Групповое (коллективные представления формальных и неформальных групп) отражает правосознание определенных соц. слоев населения (студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, вузовских работников и т.д.).
Индивидуальное (конкретный индивид) правосознание - это суждения о праве, отношение к праву отдельной личности.
По уровню (глубине) отражения правосознание делится на: научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.
Научное (правоведение, доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, суждения ученых, они приводят соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные.
Профессиональное (юристы) правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием).
Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации, так называемые правовые привычки.