Правовая культура и юридический менталитет

Право как продукт общественного развития характеризует культуру обще­ства в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры во­обще.

В переводе с лат. слово «сulturа» означает воспитание, образование. В настоящее время в литературе нет единого мнения по толкованию термина «культура». При анализе данной категории исследователи выдвигают различные аспекты, ориентируются на разнообразные теоретико-методологические установки. Под культурой, часто понимается определенная область человеческой деятельности (культурно-просветительская, искусство, науки и т.д.), творчество индивидов, их «вторая природа». Нет четкого различия и между такими понятиями, как «культура» и «цивилизация», их часто употребляют как синонимы. Хотя в западноевропейской традиции подобной синонимии не просматривается. О. Шпенглер и более поздние исследователи в своих работах уделяют внимание данной проблематике. В 40-х гг. ХХ века И.А. Ильин делает попытку различить эти два понятия. «Культура духовная, первична, творчески целенаправленна, ограничена. Цивилизация технична, вторична, размножаема, механистична, вещественно и инструментально создаваема. Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полезного, материального, второстепенного» [680].

Культуру можно определить и как совокупность материальных и духов­ных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общест­венно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Правовая культура, очевидно, принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов обще­ственной культуры и содержит как духовные, так и материальные компонен­ты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации.

В юридической науке, как и в философии и культурологии нет единого понимания категории правовой культуры. Например, А.Б. Венгеров считает, что правовая культура – это более высокая и емкая форма правосознания [681]. По его мнению, если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является лишь частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и юридические учреждения, их организацию, отношения; роль права в обществе, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем и т.д. Т.В. Синюкова утверждает, что правовая культура – это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социо-правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации) [682].

По мысли профессора В.П. Сальникова, правовая культура – это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Правовую культуру личности и общества он рассматривает как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний прогрессивного человечества. Она становится неотъемлемым компонентом цивилизованности и правового государства [683]. Структурными элементами правовой культуры выступают такие компоненты юридической действительности, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов[684].

С.С. Алексеев пишет, чтоправовая культура - это состояние правосознания, законности, совер­шенства законодательства и юридической практики, выражающее утвержде­ние и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юриди­ческое богатство» общества.

В.В. Лазарев отмечает, что можно выделитьчетыре разновидностипроявлений правовой культуры:правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, исферами ее действия.

В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще,по ее уровню, который определяется, прежде всего, уровнем развития компонен­тов правовой системы.

При этом оцениваются:

а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;

б) уровень законности;

в) уровень совершенства законодательства;

г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе.

Данные уровни можно расценивать и как элементы правовой культуры.

В правовой культуре можно выделять такжеобщечеловеческий и нацио­нальный компоненты.

Повидам правовую культуру (как и правосознание) можно разделить на правовую культуру об­щества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (этносов, наций, народа) и цивилизаций.

Однако, очевидно, что современные исследования правосознания и правовой культуры нуждается в понятии, отображающем сложную морфологию и корреляцию (соотношение, взаимосвязь) общественного и индивидуального сознания в конкретном обществе и государстве. Такой категорией является понятие правового менталитета.

Полагать, что современной правовой науке имеется теория правовой ментальности пока преждевременно. Налицо лишь некоторые идеи и подходы. Достаточно очевидно, что современная доктрина отечественного правового менталитета нуждается в систематическом исследовании своих многочисленных, в том числе специальных юридических, этнокультурных и конкретно социологических измерений.

В порядке понятийного анализа, интересно соотнести категории ''юридический менталитет'' и ''правовая культура''. Хотя, как одно, так и другое понятие в отечественной юридической науке в настоящее время являются слабо разработанными, однако, семантическая сложность и неоднозначность категории ''культура'', отмеченная выше сложность понимания этого термина (уже к 1793 г. было около 250 попыток дать определение ''культуре'': от Цицерона до Канта), его непростая философская ''судьба'' делает введение ''юридического менталитета'' в сферу правового познания более чем оправданным. Можно согласиться с теми авторами (а их совсем немного), которые утверждают, что структурно и по своему содержанию правовая культура и юридический менталитет достаточно близки. Утверждать же их синонимию и абсолютное концептуальное, смысловое совпадение пока преждевременно. Более того, сравнительная ''молодость'', относительная новизна термина ''менталитет'' (ментальность) освобождает его от многочисленных смысловых ''наслоений'', свойственных более ''зрелым'' категориям, многозначности и беспорядочности в употреблении. Правовая культура же, напротив, в отечественном словоупотреблении не лишена возможности обыденного (массового) использования, что часто ведет к приписыванию ей иных, ненаучных значений (''культурность'', ''разумность'' и др.). Нерусский и ''непонятный'' (на первый взгляд) термин ''юридический менталитет'', очевидно, находится вне такой опасности.

Ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции, определим правовой менталитет в качестве системы (совокупности) ''сквозных'' правовых архетипов и представлений, знаний, навыков и установок, которые в разных социумах, этнокультурных общностях, типах цивилизаций и социальных группах имеют собственное содержание, различным образом сочетаются, но всегда лежат в основе восприятия субъектом (обществом или социальной группой) национальной правовой системы, политических институтов, сущности и значении собственных интересов, прав и свобод и, поэтому, определяют поведение (реакции) индивида, социальных и профессиональных групп, государственных органов и должностных лиц.

Правовой менталитет, таким образом, определяет совокупность осознанных и неосознанных психологических установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать различные юридически значимые явления, оценивая их в качестве положительных или отрицательных.


Наши рекомендации