Понятие социальной ответственности
Ответственность как социальное явление возникло вместе с зарождением первых человеческих сообществ. Этот феномен был характерен еще догосударственным, первобытным обществам, в них существовало целая система табу, которая посредством положительных предписаний и запретов укрепляло и поддерживало социальную жизнь. Именно система тубу имеет, по мнению ряда ученных, важнейшую роль в формировании социальной и в частности юридической ответственности, «она представляет собой зародыш юридической ответственности», а «история табу – это предыстория юридической ответственности, общих юридических запретов» [635]. Возникновение социальной ответственности обусловлено необходимостью поддержания устойчивого взаимодействия индивидов, оптимального функционирования конкретного сообщества людей, связанных между собой определенными требованиями, обязанностями, долгом и т.п.
В русском национальном правосознании первое упоминание об ответственности можно встретить уже в «Повести временных лет». Этимологически оно связанно с такими старославянскими понятиями как «ответ», «совет», «уговор», «согласие», которые в тех или иных вариациях определяли спектр и объем социальных задач и обязанностей личности, социальной группы, институтов власти [636]. Так, например, в словаре русского языка С.И. Ожегова ответственность трактуется как «необходимость, обязанность отвечать за свои поступки» [637]. В малом толковом словаре русского языка оно толкуется в качестве: 1) необходимости, обязанности давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их последствия; 2) спектра прав и обязанностей, возникающих при осуществлении какой-либо деятельности; 3) высоко развитого сознания общественного долга, преобладания у человека такового сознания [638]. Русские мыслители в разные времена подчеркивали, что само понятие «ответственности» возникает только у человеческих сообществ, где каждый субъект обладает свободой выбора, т.е. сознательным предпочтением определенной формы и способа поведения в обществе. Условно ответственность анализировалась как «скрепа» сознательно-волевого бытия людей, формирующая взаимосвязи и взаимозависимости общества и отдельного человека. Подчеркивалось, что в различных жизненных ситуациях «сознательный выбор» личности должен сообразовываться с исторически сложившийся системой ценностей, обычаев, традиций, норм, свободой и интересами других лиц. Сообразуя свои решения и поступки с ними человек действует ответственно, в ином случае к данному субъекту применяются меры социально-властного воздействия, наказания. Русский юрист и философ И.А. Ильин по этому поводу отмечал: «Не подлежит никакому сомнению, что человек в своем общественном воспитании и в государственной жизни безусловно нуждается в гетерономных, т.е. идущих из вне предписаниях и запрещениях, причем эти предписания и запрещения должны быть часто поддержаны угрозою, а иногда подкреплены силой и принуждением». Даже если бы люди и научились самостоятельно преображать зародившиеся в их собственной душе дурные влечения, продолжает исследователь, все равно, «гетеронимные приказы и запреты не исчезли бы из жизни – ибо ни воспитание детей, ни создание прочных и больших общественных организаций, покоящихся на положительном праве, не могут обходиться без таких гетерономных правил» [639]. Эти два аспекта с точки зрения И.А. Ильина отражают, соответственно, и две ипостаси социальной ответственности: проспективную, предварительную и ретроспективную, последующую .
В проспективном (позитивном) смысле социальная ответственность характеризуется положительным (ответственным) отношением к совершаемым деяниям. Это, прежде всего, понимание важности и координации своих личностных поступков с имеющими в обществе нормами, требованиями, обязанностями, а также ответственность за добросовестную реализацию социальных ролей и функций (матери, отца, дочери, сына, учителя и проч.), за порученное дело. Поэтому проспективная ответственность предполагает всегда социально-активное проявление личности, ее позитивной инициативы по реализации существующих социальных норм, ролей, функций, обязанностей. На этой сфере человеческой активности общество лишь координирует, контролирует, а также стимулирует и поощряет позитивную деятельность субъектов. В свою очередь, ретроспективная (негативная) ответственность характеризуется негативной реакцией и наступлением неблагоприятных последствий за действия субъектов нарушающих общепризнанные правила. Другими словами это фактическая ответственность за уже совершенное. При этом «фактическая ответственность есть мост, соединяющий официальное право и неофициальное право [640], ибо при нарушении той нормы, которая не входит в официальное право, общественное правосознание не мирится с нарушением и заставляет нарушителя организованным или неорганизованным порядком нести за нарушение ответственность. Но фактическая ответственность за нарушение нормы официального права гораздо глубже, бесспорнее и острее, чем фактическая ответственность за несоблюдение той же нормы, еще не ставшей нормой официального права или же переставшей быть ею» [641].
В литературе принято классифицировать социальную ответственность по сферам социальной активности, видам общественных отношений и т.п. В этом плане выделяют нравственную, этическую, профессиональную, политическую, юридическую и др. виды ответственности. Под политической ответственностью, как правило, понимают взаимосвязь и взаимную ответственность в системе личности, общества, государство. Содержательно она раскрывается в ответственности публичных органов власти перед народом (источником политической власти) за выполнения возложенных на нее публично-правовых, управленческих функций и задач, в ответственности институтов гражданского общества перед государством и личностью и т.п. Нравственная ответственность – это, с одной стороны, уважение, должное веление и восприятие существующей системы моральных требований, норм, социальных традиций и обычаев, а с другой – фактическая ответственность личности за нарушение последних в своей социальной активности. Юридическую ответственность трактуют как правовое состояние, поддерживаемое правовыми средствами и инструментами, блокирующее противоправное поведение и стимулирующее общественно-полезное социально-правовое действие.