Действие нормативно-правовых актов во времени.
Под началом действия, функционирования нормативно-правового акта, как правило, понимают признание за ним с конкретного момента времени определенной юридической силы, т.е. четкого места в системной иерархии актов национального законодательства, а под окончанием его действия момент прекращения юридической силы нормативно-правового акта. Хотя следует сделать оговорку, что в процессе правовой жизни общества может возникнуть и возникают ситуации когда опубликованный, но еще не вступивший в действие нормативно-правовой акт все же обладает определенной юридической силой, поскольку он уже является составной частью существующего законодательства и может быть отменен только в том же порядке, какой предусмотрен для юридических актов, хотя и не вызывает еще таких юридических последствий, какие вызывает уже действующие акты[525].
Следует выделить несколько вариантов вступления в юридическую силу нормативно-правовых актов:
· по истечению определенного срока после его официального опубликования. Так, например, федеральные законы нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ вступают в юридическую силу на территории РФ по истечению десяти дней после их опубликования. Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечению семи дней после их официального опубликования. Акты министерств и ведомств соответственно после десяти дней после их опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции;
· посредством указания в тексте нормативно-правового акта срока вступления этого акта в действие;
· через указание на иные обстоятельства, с которыми связываются вступление акта в юридическую силу (например, «с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента утверждения» и т.д.). Кроме того, есть часть нормативно-правовых актов, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства, учреждения и организации. Они вступают в юридическую силу с момента их получения этими органами, если иное не предусмотрено в самом тексте акта.
Прекращение действие нормативно-правового акта, или иными словами утратой юридической силы следует считать следующие обстоятельства:
· истечение срока действия, на который был принят тот или иной нормативно-правовой акт (так называемые срочные акты, имеется виду указанный срок действия их юридической силы);
· отмена действия нормативно-правового акта уполномоченным на то органом, с изданием соответствующего «акта отмены»;
· в связи с фактической заменой нормативно-правового акта новым принятым актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.
Принятый государственными органами нормативно-правовой акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия, т.е. становясь причиной этих уже правовых явлений. Поэтому действие актов, как правило, обращены в будущее, на поведение, совершенное с учетом получения нормативно-правовым актом юридической силы. Отсюда вытекает весьма важный правовой принцип, в соответствии с которым нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, другими словами они не распространяются на отношения, протекающие между субъектами до момента вступления этого акты в юридическую силу (так называемое положение римского права: «Lex ad praeteriam non valet» - Закон обратной силы не имеет). В свою очередь нормативно-правовые акты, устанавливающие не новые правовые обременения (юридические обязанности), а, наоборот, устанавливают дополнительные права участников правовых отношений, то только в этом случае акту может быть предана обратная (ретроспективная) сила. Например, обратной силой могут наделяться нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную или административную ответственность. Также ретроспективной силой пользуется нормативно-правовые акты тогда, когда в самом акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.
И, последнее в юридической практике встречаются случаи, когда утративший юридическую силу нормативно-правовой акт в целом не применяется, однако, отдельные его положения могут применяться к длящимся правоотношениям, возникшим или существовавшим во время действия этого акта и не прекратившимся на момент его отмены (так называемый процесс «переживания» старого нормативного акта).
Действие нормативно-правовых актов в пространстве.
По общему правилу нормативно-правовые акты по критерию действия в пространстве подразделяются на общие и местные. Под первыми понимают те акты, которые действуют на всем пространстве государственной территории. В свою очередь, местные акты, напротив, охватывают только известную часть территории государства и вне своей области не имеют юридической силы. Местные акты, как правило, обладают преимущественно историческим и этнонациональным характерами обусловлены размерами территории, местными правовыми обычаями и традициями.
В современной теории права при рассмотрении пространственных пределов действия нормативно-правовых актов выделяют два основных принципа: территориальный и экстерриториальный.
Территориальный принцип отражает действия нормативно-правового акта в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция субъекта, издавшего этот нормативный акт. Здесь нормативно-правовые акты, как правило, подразделяются на:
· государственные, действующие на всей территории государства. При этом под государственной территорией понимается, все пространство находящееся по суверенной властью конкретного государства. Оно включает в себя: во-первых, сухопутную территорию (недра и континентальный шлейф); во-вторых, водную территорию, включающую внутренние вводы (морские воды, воды портов, воды заливов и т.д.), территориальное море – полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль; в-третьих, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем; в-четвертых, территории военных и гражданских кораблей, речных и воздушных судов, космических кораблей и станций, а также других объектов находящихся в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству;
· местные, т.е. акты территориальных органов власти, действие которых распространяется на определенную часть территории государства. Например, акты субъектов РФ действуют исключительно на территории соответствующего субъекта, акты органов местного самоуправления – на территории определенного муниципального образования;
· локальные – это нормативно-правовые акты, действующие на территории отдельно взятых предприятий, учреждений, организаций. Примером таких актов может служить устав той или иной организации.
Экстерриториальный принцип означает распространение действия нормативно-правового акта данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, действие нормативно-правового акта за пределами государства, где он был издан (на территории посольств и дипломатических представительств за рубежом), а также при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.