ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА АНГЛОВ 5 страница. 27 Эти представления заимствованы у Орозия
27 Эти представления заимствованы у Орозия.
28 Имеется в виду римская миля (milia), состоящая из тысячи шагов. Она имела длину 1480 м, в то время как современные английские мили составляют соответственно1853 м (морская миля) и 1609 м (сухопутная миля). В период римского владычества мили отмечались на дорогах специальными мильными камнями. Следует отметить, что интерес Беды к измерениям времени распространялся и на пространство - отсюда его постоянные упоминания о протяженности тех или иных территорий.
29 Примерно 7215 км.
30 Бельгийская Галлия (Gallia Belgica) - северная часть Галлии (Франции), названная так по имени племени белгов. Во времена Цезаря Галлия делилась на Бельгийскую, Косматую или Лугдунскую и Аквитанскую, что к VII в. стало анахронизмом.
31 Ныне Ричборо в Кенте. Рутубии - небольшое, исторически не засвидетельствованное племя бриттов.
32 Цитата из Орозия, уже в его время бывшая анахронизмом. Морины - крупное племя галлов, жившее во времена Цезаря на северном побережье Франции; Гессориак - поселение на месте нынешнего г. Булонь.
33 Стадий - греческая мера длины, имевшая два основных значения. В Древней Греции широко применялся олимпийский стадий (192, 27 м). Беда имеет в виду аттический стадий (177,6 м).
34 Оркадские (ныне Оркнейские) острова впервые упомянуты Помпонием Мелой в его сочинении “О положении мира”; завоеваны Римом при императоре Клавдии.
35 Слегка измененная цитата из “Естественной истории” Плиния Старшего.
36 Цитата из “Гексамерона” св. Василия Великого - трактата о шести днях творения, написанного в IV в. и вскоре переведенного на латынь Евстафием Афром.
37 Цитата из “Полигистора” Солина.
38 Сведения о двадцати восьми городах взяты у Гильдаса и основаны, по-видимому, на кельтской традиции. Список этих городов приводится в “Истории бриттов” Ненния, написанной в VIII в. (см. перевод в изд.: Гальфрид Монмутский. История бриттов/ Пер. А.С. Бобовича. М., 1984).
39 Этот пассаж составлен Бедой из цитат Плиния Старшего и Орозия, однако демонстрирует его собственный интерес к географии и исчислению времени. Следует вспомнить географические представления того времени, в соответствии с которыми Солнце совершало в течение суток оборот вокруг плоской Земли.
40 Имеются в виду пять книг Пятикнижия (Торы), которые еще в ветхозаветной традиции именовались Законом в отличие от других частей Библии - Пророков и Преданий.
41 Англами Беда называет как англов, так и саксов, скоттами - кельтских обитателей Ирландии и западного побережья Шотландии. О пиктах см. ниже. Что касается латыни, то, несомненно, Беда упоминает ее как язык церкви, а не какого-то отдельного народа.
42 Бритты - кельтские племена, заселившие несколькими волнами южную часть Британии в начале I тыс. до Р. Х. Общего самоназвания не имели; этноним “бриттты” произошел от имени легендарного первопредка Придейна или от названия одного из бриттских племен - пританы или коританы.
43 В позднеримский период Арморикой называлось все северное побережье Галлии от Сены до Луары. Позже это название сохранилось за областью, населенной бриттами (нынешняя Бретань). Мнение о том, что бритты явились в Британию именно оттуда, основано на том, что начиная с IV в. Арморику заселили бриттские беженцы, основавшие там свои королевства.
44 Пикты - исчезнувший народ, заселявший до IХ в. северную часть Британии. Их латинское название означает “раскрашенные” и соответствует гэльскому cruithni. Происхождение и язык пиктов неизвестны, но, по крайней мере, часть их восприняли язык и обычаи бриттов. С середины I тыс. существовало королевство пиктов, которое в 848 г. было завоевано королем скоттов (ирландцев) Кеннетом мак Алпином. Говоря о прибытии пиктов из Скифии, Беда, вероятно, смешивает Скифию и Скандинавию (на языке англосаксов Scedenig), хотя ни один источник не упоминает Скандинавию в качестве прародины пиктов. По поздним ирландским преданиям пикты пришли из Фракии, что еще менее вероятно.
45 Буквально “на нескольких длинных кораблях” (longis navibus non multis). Имеются в виду большие деревянные ладьи (циулы) - обычные корабли ирландских и пиктских пиратов, опустошавших в V - VI вв. побережье Британии. Вообще пикты не отличались любовью к морским походам и в основном нападали с севера, где полуразрушенная римская стена не могла им помешать.
46 Иверния или Иберния (Hibernia) - древнее название Ирландии. Вероятно, произошло от бриттского названия Ирландии Iwerdon, которое, в свою очередь, происходит от имени мифического прародителя ирландцев Эбера Донна. Слово Ирландия (по-гэльски Эрин) ведет происхождение от имени другого первопредка - Эримона или Ира. Ирландцы называли себя гойделами (позже - гэлами); этноним “скотты” происходит от бриттского или пиктского племени аттекотов, часть которого еще до начала нашей эры переселилась в Ирландию.
47 Сведения Орозия, который основывался на “Географии” Птолемея или на иных, не дошедших до нас источниках.
48 Возможно, Беда здесь пересказывает подлинную пиктскую легенду. Уникальное в Европе наследование по женской линии у пиктов являлось пережитком матриархата и свидетельствовало об архаичности общественного строя этих древних жителей Британии.
49 Скоттами Беда везде называет ирландцев, изредка используя слово “Скоттия” как синоним Ибернии. Далриада (Дал Риатах) - название ирландского королевства на западе Шотландии, основанного около 470 г. “Дал” по-гэльски действительно означает “часть”, но первого короля Далриады звали Фергус мак Эрка. Риад (искажен. Ревда) - имя его дальнего предка, основателя ольстерского клана Кайрпре Риада.
50 Весь этот отрывок написан, очевидно, самим Бедой и послужил источником для средневековых описаний Ирландии вплоть до Гиральда Камбрийского (ХII в.).
51 Отсутствие змей в Ирландии до сих пор не получило научного объяснения. По одной из легенд они были изгнаны с острова святым Патриком.
52 Имеется в виду залив Ферт-оф-Клайд в устье реки Клайда (древний Клуйт).
53 Нынешний Думбартон.
54 В VI в. скотты завладели Центральной Шотландией, разделив королевство пиктов на две части. Южная часть (Фортриу) вскоре была захвачена королем Нортумбрии Этельфритом, но в 685 г. ее отвоевал король пиктов Бриде III.
55 На самом деле 693 г. от основания Рима соответствует 61 г. до Р. Х. Походы Цезаря в Британию датируются 55 и 54 гг. до Р. Х. или 699 - 700 гг. от основания Рима. Неправильную дату, как и основную часть главы, Беда заимствовал у Орозия (VI, 7 - 9), однако некоторые детали указывают на его непосредственное знакомство с “Записками о галльской войне” Цезаря.
56 Oneraria и actuaria - два типа римских военных кораблей.
57 Беда повторяет ошибку Орозия, который прочел слово hiberna (зима, холодное время года) как Hibernia. На самом деле Цезарь разместил легионы на зимних квартирах.
58 Также ошибка Орозия. Был убит трибун Квинт Лаберий, а не Лабиен, легат Цезаря, ставший позже его врагом и соратником Помпея.
59 Нынешняя Темза. У Цезаря она именуется Tamesis.
60 Вождь племени белгов или катувеллаунов, ставший под именем Касваллауна ап Бели героем бриттского фольклора.
61 Сведения о внешнем виде кольев не сохранились у древних авторов и исходят, вероятно, от видевших их современников Беды.
62 Этого вождя Цезарь называет Мандубракием. Племя тринобантов, или триновантов, населяло графства Эссекс и Миддлсекс.
63 Цитата из Цезаря, который делает такое примечание: «Городом бритты называют всякое место в лесу, защищенное валом и рвом» (пер. М. М. Покровского). «Город» Кассобеллауна находился на холме у деревни Уитхэмпстед севернее Сент-Олбенса.
64 Имеются в виду восстания покоренных галльских племен.
65 На самом деле год 796-й, что соответствует 43 Р. Х. Далее Беда везде ошибается на несколько лет при переводе дат Орозия на летосчисление от Рождества Христова. Все содержание главы он также заимствовал у Орозия (VI.10) с небольшими вставками из Евтропия.
66 Расширявшие свое влияние белги захватили владения тринобантов и ряда других племен. Римские власти Галлии приняли бежавших представителей племенной знати, что стало поводом для войны. По данным Диона Кассия, один из этих перебежчиков (Бериг) и побудил Клавдия вторгнуться в Британию.
67 См. прим. 34.
68 Британник - родившийся в 38 г. сын Клавдия и Мессалины. В 55 г. новая жена Клавдия Агриппина отравила его, чтобы расчистить дорогу к трону своему сыну Нерону.
69 Агав - раннехристианский пророк из Иерусалима, предсказавший голод в Сирии (Деян.11:27 - 28), а также арест апостола Павла (Деян.21:10 - 11).
70 См. прим. 17.
71 Имеется в виду восстание царицы иценов Боудикки против римлян в 61 г. Восставшие взяли римские колонии Камулодун (Колчестер) и Лондиний (Лондон) и перебили до 70 тыс. римлян и их союзников. Сведения об этом содержатся в “Анналах” Тацита, но до Беды они дошли в передаче Орозия.
72 На самом деле 161 г. Вслед за Орозием Беда путает императора Марка Аврелия (годы правления 161 - 180) с его предшественником Антонином. Луций Аврелий Коммод Вер был соправителем Марка Аврелия в 161 - 169 гг.
73 Элевтерий - епископ Рима в 174 - 189 гг.
74 Сведения об этом Беда почерпнул в “Liber Pontificalis” - краткой летописи деяний римских пап, которая велась с начала VII в. до 1431 г. Она начинается с апостола Петра, но достоверный характер приобретает только с VI в. По догадке А. Гарнака, в соответствующей записи имеется в виду не Британия (Brittania), а Бирта, или Брита - дворец правителей Эдессы (Осроены). В то время правителя по имени Луций в Эдессе не было, но ее царь Ману VIII вполне мог взять себе это латинское имя в знак подчинения Риму.
75 Реальное проникновение христианства в Британию датируется концом II в.
76 Снова хронологический сдвиг - император Септимий Север правил в 193 - 211 гг.
77 Римская оборонительная стена состояла из трех частей: каменная стена (murus) с рвом перед ней, система башен и фортов (castra) и вал (vallum). На самом деле первый вал в Британии построил император Адриан около 122 г., а второй, более северный, - император Антонин около 150 г. Уже в скором времени эти валы были частично разрушены пиктами и восставшими бриттами. Север восстановил Антонинов вал и укрепил его каменную часть, поэтому многие писатели древности считали именно его создателем этого сооружения.
78 Все это описание Беда заимствовал из сочинения Вегеция “О военном деле”. Остатки стены находились рядом с монастырем Ярроу, и автор наверняка осматривал их.
79 Эбораком здесь и далее называется современный Йорк. Бритты называли его Эвраук (что означает “золотой”) по имени своего легендарного вождя. Римляне переделали это слово в Эборак, а англосаксы - в Эофервик. Современное название восходит к скандинавам.
80 Имеются в виду император Каракалла (Марк Аврелий Бассиан), правивший в 211 - 217 гг., и его брат и соправитель Гета, казненный в 212 г.
81 Диоклетиан правил в 284 - 305 гг. Максимиан Геркулий был его соправителем на Западе в 285 - 305 гг. и пытался вернуться к власти до своей гибели в 310 г.
82 Этот отрывок почти целиком взят у Орозия (VI.25). Узурпатор Караузий правил в Британии в 287 - 293 гг, Аллект - в 293 - 296 гг.
83 Рассказ о мученичестве святого Альбана заимствован Бедой из третьей, последней редакции “Страстей святого Альбана”(Passio Albani), обнаруженной В. Мейером в конце ХIХ в. Об Альбане упоминает также Гильдас без указаний на точное время его мученичества. Первая редакция “Страстей” относит это событие к правлению Септимия Севера, но Беда и здесь, и в других сочинениях (“Большая хроника” и “Мартиролог”) однозначно ассоциирует его с гонениями Диоклетиана.
84 Венанций Фортунат, епископ Пуатье (годы жизни ок. 540 - 600) был известнейшим христианским поэтом того времени. Поэма, которую цитирует Беда, опубликована в MGH, Auct. Ant. IV,I (Carmina VIII, III).
85 Клирик (clericus) - здесь и далее лицо, служащее при церкви. Клирики противопоставлялись мирянам (laici); в то же время во времена Беды их отделяли от монахов. Позже, примерно с IХ в., клириками стали называть как белое духовенство (clerici saeculari), так и монашествующих (clerici regulari).
86 Этот правитель, называемый далее princeps и judex, был, видимо, префектом одного из диоцезов, на которые после 298 г. была разделена римская Британия.
87 Caracalla, то есть галльский плащ с капюшоном, введенный в Риме императором Каракаллой (отсюда и его прозвище).
88 По христианской традиции Беда везде именует языческих богов демонами (daemoni). Далее так же называются адские духи.
89 Murus - в данном случае стена города Веруламия. В “Страстях” пишется fluvium quo murus dividebatur (река, которая отделяла стену). У Беды ошибочно flumen quod murus (поток, поскольку отделял стену). Имеется в виду река Темза, протекающая через город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Альбан. С IХ в. в его честь этот город называется Сент-Олбенс.
90 Иак. 1:12. Здесь и далее библейские цитаты даются по Синодальному переводу, кроме тех случаев, когда их смысл расходится с латинским переводом блаженного Иеронима.
91 Распространенный мотив страстей мучеников.
92 “Кастир” - так во времена англосаксов назывались все места, где прежде находились римские укрепленные города или форты. В современном английском это слово превратилось в “честер” или “кастер”(например, Ланкастер, Чичестер). “Веклингакастир” означает римский форт, заселенный племенем или родом Веклингов. Такие названия встречались нередко, поскольку отдельные семьи англосаксов селились за стенами римских поселений. Пример такого названия - Вашингтон (“крепость потомков Вассы”), селение в Сассексе, от которого произошла фамилия первого президента США.
93 Имена этих мучеников, о которых ничего не известно, Беда заимствовал у Гильдаса. Город Легионов (Legionum urbis) - ныне Честер. Такое же название носил бриттский Каэрлеон, ныне Карлион-он-Аск; в обоих городах в римское время стояли легионы.
94 Ересь названа по имени александрийского монаха Ария, который отрицал божественную природу Христа. Его учение было предано анафеме Никейским собором в 325 г., однако продолжало существовать в Европе. Многие германские племена, обращенные в христианство в V в., были арианами.
95 Весь этот отрывок с небольшими изменениями списан у Гильдаса.
96 Император Констанций Хлор (Бледный) правил Западом с 293 г. и умер в Эбораке в 306 г. Его сын Константин Великий правил в 306 - 337 гг.; в 330 г. основал новую столицу в Константинополе.
97 Мать Константина Елена была не наложницей (concubina), а законной женой Констанция, однако его еще в двадцатилетнем возрасте заставили развестись с ней по причине ее низкого происхождения и жениться на падчерице императора Максимиана Феодоре. Позже Елена стала ревностной христианкой и немало сделала для обращения сына. Валлийские предания считают ее наследницей королевского рода бриттов.
98 “Краткая история”(Breviarium) Евтропия, написанная около 365 г., была очень популярна в раннем Средневековье. Беда часто обращается к ней для дополнения данных Орозия. Русский перевод см. в изд.: Римские историки IV в. М. 1997.
99 Грациан был императором в Галлии в 367 - 383 гг. Его отец Валентиниан I правил в Риме в 364 - 375 гг., дядя Валент - в 375 - 378 гг. Феодосий I Великий правил на Востоке в 379 - 395 гг. В Риме в это время правил брат Грациана Валентиниан II (378 - 392). Вся глава списана Бедой у Орозия.
100 Максим Магн (Великий) был императором в Британии и Галлии в 383 - 388 гг. Отношение к нему британских историков неоднозначно: Гильдас и Беда осуждают его за тиранические наклонности и увод с острова “цвета молодежи”. В то же время в бриттской традиции Максим (Максен Вледиг) превозносится как могучий государь, ставший императором Рима (в сказании из сборника “Мабиногион” его женой сделана Элен Ллидауг, то есть Елена, мать Константина). Эта традиция нашла отражение в артуровском эпосе и “Истории бриттов” Гальфрида Монмутского (ХII в.).
101 Аквилея (Aquileia) - город на северо-востоке Италии.
102 Аркадий был первым императором Восточной (Византийской) империи в 395 - 408 гг.; его брат Гонорий - императором Западной империи в 395 - 423 гг.
103 Пелагий (ок. 360 - 420) - знаменитый ересиарх, бритт по происхождению (настоящее имя Морган). Его учение о возможности спасения через внутреннее совершенствование, без участия божественной благодати было осуждено в 418 г. Карфагенским собором. Главным оппонентом Пелагия выступал Августин Блаженный (354 - 430 гг.), великий учитель западной церкви.
104 Юлиан, епископ города Эклана в Кампании - один из главных ересиархов пелагианства. В 418 г. был лишен епископства эдиктом императора Гонория, после чего начал ожесточенную полемику с идеями Августина. В 431 г. был осужден Вселенским собором в Эфесе и вскоре после этого умер.
105 Проспер Тирон, или Аквитанский - сторонник Августина, автор “Всемирной хроники”, основанной на “Церковной истории” Евсевия. Данное стихотворение взято из его сборника “Эпиграммы”; другие стихи Проспера Беда цитирует в своем труде “О поэтическом искусстве”.
106 Горожанин - здесь municeps, то есть житель укрепленного города, имеющий права римского гражданина. Грациан был объявлен императором в 406 г. и убит через несколько месяцев. Первый абзац этой главы списан у Орозия, второй принадлежит самому Беде.
107 У Беды везде Hrenus - варварское искажение латинского Rhenus.
108 Константин был императором в Британии в 406 - 407 гг.; о его сыне Константе ничего не известно. Геронтий, по некоторым данным, был после свержения Константина римским наместником в Британии. Арелат (Arelat) - современный Арль, город Вьенн (Viennum) сохранил свое название; в раннем Средневековье эти два города были центрами Галльской церкви.
109 Рим был взят готами под предводительством Алариха 24 августа 410 г. Традиционно с этой датой связывается прекращение римского владычества в Британии. Историки сообщают о датированном этим годом письме императора Гонория бриттам, в котором им предлагалось самим обороняться от варваров.
110 Некоторое время римляне контролировали южную часть Шотландии, а также острова Мона (Англси) и, возможно, Мэн (Эубония).
111 Главы ХII - ХVI взяты Бедой у Гильдаса, у которого он заимствует целые отрывки текста. “Цвет молодежи” был уведен за море тиранами Максимом и Константином в ходе их борьбы за власть в империи. Скорее всего, именно при Максиме была основана колония бриттов в Арморике (Бретани).
112 Имеются в виду заливы Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд.
113 Алклуйт - нынешний Думбартон. Что касается Гиуди, который в “Истории бриттов” Псевдо-Ненния именуется Иудеу, то местоположение этого города у залива Ферт-оф-Форт неизвестно.
114 Эта военная операция, если она вообще имела место, могла относиться к периоду между 415 и 430 гг.
115 Беда имеет в виду вал Антонина, сложенный из торфа между 140 и 142 гг. и вскоре разрушенный пиктами. Видимо, в V в. его попытались восстановить, но безуспешно.
116 Монастырь Аберкорн в Лотиане.
117 По данным “Истории бриттов” это место называлось по-бриттски Пенгваул, на языке скоттов Кенайл, а на языке саксов Пенелтун. Все это варианты бриттского Пенфаэл, что означает “край стены”.
118 Скорее всего, рассказ об этой экспедиции представляет собой вымысел Гильдаса и дублирует сообщение о предыдущем походе римлян.
119 Словом “фут” здесь и далее переводится позднеримская мера длины pes (буквально “стопа”), которая составляла 29, 57 см и была немного меньше современного английского фута. Ширина римской стены составляла от восьми до десяти футов, но высота ее была больше и доходила до двадцати; это доказывает, что во времена Беды от стены осталось лишь основание. Сведений о двух стенах у Гильдаса нет, следовательно, Беда взял их в каком-то другом источнике.
120 Эти башни также были выстроены гораздо раньше, но частично восстановлены в V в., когда бритты использовали их для защиты от набегов англосаксов.
121 На самом деле Феодосий II Младший был императором Востока в 408 - 450 гг. На Западе после Гонория правил император Иоанн.
122 Целестин был римским папой в 422 - 432 гг. Приведенное сообщение о Палладии взято Бедой из “Всемирной хроники” Проспера Аквитанского. По сведениям той же хроники, в 429 г. диакон Палладий был послан в Британию вместе со св. Германом для борьбы с пелагианами. В 431 г. он был отправлен в Ирландию для обращения ее жителей, но в том же году умер. Некоторые ученые считают Палладия и св. Патрика, крестителя Ирландии, одним и тем же лицом. Свои доводы они подкрепляют тем, что Беда нигде отдельно не упоминает св. Патрика.
123 Патриций Аэций был в то время фактическим правителем Рима; его третье консульство относится к 446 г. О послании к нему бриттов говорится у Гильдаса, однако там он называется Агицием. В 454 г. Аэций был предательски убит по приказу императора Валентиниана III.
124 Этот абзац, по-видимому, взят Бедой их хроники Марцеллина Комита, написанной в середине VI в. Хроника охватывает период 379 - 534 гг.; о ее авторе ничего не известно. Аттила был правителем гуннов в 434 - 453 гг.; брат Бледла (точнее Бледа) был убит им в 445 г.
125 В середине V в. бритты сумели достичь некоторого единства и создать так называемое “королевство логров” во главе с Вортигерном. В 453 г. они разгромили ирландских захватчиков; в битве погиб верховный король Ирландии Ниал Девяти Заложников. После этого набеги скоттов и пиктов на некоторое время прекратились.
126 Весь этот отрывок списан у Гильдаса и является поэтическим преувеличением последнего, призванным объяснить последовавшее вскоре нашествие англосаксов как кару за грехи бриттов.
127 Отражение слов Христа “иго Мое - благо, и бремя Мое легко” (Мф. 11:30).
128 Словом pestis у Беды, как и у большинства древних и средневековых авторов, именуется всякая эпидемия. Упомянутая эпидемия чумы имела место около 440 г.; позже произошли еще две эпидемии - в 480-х гг. и в 547 г. Последняя, прозванная “желтой чумой”, истребила значительную часть бриттов и облегчила англосаксам окончательное завоевание острова.
129 Отрывок взят у Гильдаса, но тот именует короля бриттов просто superbus tyrannus. По мнению ученых, это выражение является калькой бриттского Gwrteyrn (Вортигерн), что значит “верховный правитель”.
130 Здесь, следуя Гильдасу, Беда пишет о саксах, хотя впоследствии почти везде называет пришельцев англами. В кельтских языках англичане до сих пор называются “саксами” (валлийское Saesneg, гэльское Sassanach).
131 Маркиан правил Восточной империей в 450 - 457 гг. На Западе он формально правил начиная с 456 г.; Валентиниан III был убит годом раньше.
132 Longi navi - “длинные корабли” или ладьи, которые англосаксы называли циулами.
133 Саксы обитали в Древней Саксонии (нынешняя германская земля Нижняя Саксония), юты - на полуострове Ютландия. Англы жили в области между ними (нынешний Шлезвиг). Помимо указанных народов, в завоевании участвовали и другие племена, о которых Беда не упоминает, в частности фризы и ругии.
134 Это ютское королевство у Беды везде именуется Кантией (Cantia).
135 Беда видоизменяет название прародины англов, смешивая его с латинским angulus (угол). После переселения англов эта область действительно опустела, а часть ее оказалась водой в результате поднятия Северного моря. В IХ в. она была заселена данами. Что касается саксов и ютов, то на родине они заселяли области Саксонию (завоевана франками в 70-е гг. VIII в.) и Ютландию (в IХ в. вошла в состав Дании).
136 Эти предводители англосаксов впервые упоминаются у Беды. Традиционные даты правления Хенгиста - 446 - 488 гг. Хорза был убит в 455 г.; его имя означает “конь”, что заставляет многих ученых отрицать его историчность и видеть в нем одного из традиционной пары близнецов-героев, связанных с конями (Диоскуры-Ашвины).
137 В “Англосаксонских хрониках” и других источниках сохранилось немало генеалогий королей англосаксов. Все они (кроме королей Эссекса) возводили свой род к богу Водену (Одину).
138 Парафраз рассказа о взятии Иерусалима Навуходоносором (4 Цар. 25:8 - 10).
139 Этот отрывок почти дословно списан у Гильдаса.
140 Амброзий (Эмрис) Аврелиан или Аврелий - герой множества бриттских легенд, правивший “королевством логров” после Вортигерна во второй половине V в. Сведения о нем взяты у Гильдаса, но тот говорит, что родители Амброзия “носили пурпур”. Возможно, они принадлежали к роду одного из бриттских тиранов, присвоивших звание императора. Беда более осторожно сообщает о “царском имени и достоинстве”(regium nomen et insigne).
141 Дата и место битвы у горы Бадон (Badonici mons) - предмет давних разногласий историков. Предположительно она произошла у современного города Бат между 493 и 516 гг. По хронологии Беды 44 года после прибытия англосаксов прошли в 493 г. По разным сведениям, бриттов в этой битве возглавляли Амброзий или его племянник Артур.
142 Главы ХVII - ХХIV взяты Бедой из “Жития” св. Германа, написанного около 475 г. Констанцием по просьбе Пациенция, епископа Лугдуна (Лиона). Первое предложение автор заимствовал из “Всемирной хроники” Проспера Аквитанского, который был особенно нетерпим к пелагианской ереси. Север - глава пелагиан в Галлии в начале V в.; об Агриколе ничего не известно.
143 Герман, епископ Автисидора (современный Оксерр) - один из виднейших святых римской Галлии (ок. 380 - 448 гг.). Известен как чудотворец и борец с ересями; его особенно почитали в Бретани под именем Гармон и во Франции как святого Жермена д’Оксерруа.
144 Луп - епископ города Треказена (ныне Труа), святой римской церкви (ок. 383 - 455 гг.). По легенде, он заставил Аттилу пощадить город Труа. Миссия двух епископов в Британию состоялась около 440 г.
145 “Блаженный” (beatus) - звание, которое присваивалось лицам общепризнанной святости до их официальной канонизации. До ХVI в. право беатификации принадлежало местным церковным властям, поэтому слово “блаженный” часто было синонимом слова “святой” или даже обозначало особую степень святости. Так, Беда почти везде называет “блаженными” апостолов.
146 Католиками Беда везде называет сторонников католической или соборной церкви в противовес приверженцам разнообразных ересей. Греческое “католикос” означает “вселенский”; в современном православном Символе веры передано как “соборный”.
147 В провинциях, в том числе в Британии, военные трибуны управляли крупными городами. Возможно, это название правителя города сохранялось и в послеримское время. В Галлии в тот период трибуны занимали низшие административные должности, наподобие сборщика налогов.
148 В западной традиции понятие “реликвий”(reliquiae) не вполне соответствует восточному “мощи”, так как в него включаются и предметы, связанные со святыми, особенно с мучениками (частицы одежды, обуви, орудий мученичества и др.). Ввиду этого мы оставляем понятие без перевода.
149 Следующее предложение и остаток абзаца представляют собой цитату из третьей редакции “Страстей” св. Альбана.
150 Уже в V в. большинство римских городов в Британии оказались покинутыми, и население переместилось в небольшие поселки, состоявшие из деревянных домов, крытых соломой или камышом и окруженных частоколом.
151 Пасха и Пятидесятница всегда считались особенно благоприятными днями для крещения.
152 Буквально “боялись довериться оружию”(conterrito armorum praesidio). В “Житии” вместо conterrito - contempto (пренебрегать).