Тема 3. Связи с общественностью и культура государственного управления
Демократизация общества предполагает взаимодействие государственных органов и общества, предполагает диалог между ними. Непрерывность диалога в форме двусторонних информационных отношений необходима для мониторинга и прогнозирования социальных, политических событий, для своевременного реагирования на них государственными органами. Установление связей между государственными структурами и обществом способствует формированию внешней среды управления, формированию социально – коммуникативных отношений, т. е. установлению, упорядочению и развитию связей с обществом в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия государственных структур и общества.
Социально – коммуникативные отношения – социальная коммуникация при которой S управления (государственные структуры) и О управления (человек, общество) действуют как взаимосвязанные участники социальных отношений. Сегодня государственное управление не может реализовывать свои функции, решать задачи и достигать поставленные цели без широкой общественной поддержки, без участия каждого гражданина в государственном управлении. В этом и есть сущность демократического государственного управления.
В общем понимании, социально – коммуникативные отношения или связи с общественностью (PR или пиар) – это взаимодействие и взаимосвязь государственных структур с гражданами и институтами гражданского общества. Где реализуется информационно – коммуникативная функция публичной власти и управления, происходит оценка деятельности органов исполнительной власти, идентифицируется провозглашенная и реально реализуемая политика, происходит соотношение реализуемых государственных программ с общественными интересами, формируются социальные представления по каким – либо проблемам, формируется и задействуется общественное мнение для поддержки принятия и выполнения государственного управленческого решения.
В реализации государственного управления, связи с общественностью (PR) – прямые отношения с гражданами, институтами гражданского общества для предоставления необходимой информации, распространения, разъяснения, объяснения принятых государственных управленческих решений, проводимой государственной политики. При этом выявляется и изучается реакция граждан на реализуемые управленческие решения, реализуемую государственную политику, изучается общественное мнение.
Общественное мнение – массовое общественное сознание, в нем выражается совокупность представлений и оценочных суждений по общезначимым, актуальным вопросам и проблемам. Оно возникает и изменяется как стихийно, так и организованно, будучи целенаправленно сформированным во внутренней или внешней среде государственного управления. Оно действует в рамках всего общества или в рамках отдельных социальных групп, страт.
Общественное мнение это не просто зеркало, результат деятельности государственных структур, но и источник их деятельности так оно может активно влиять на государственные органы. на формирование общественного мнения влияют: историческое развитие, традиции, обычаи, религия, ментальность общества, . уровень развития правосознания, культуры, экономики, а также особые технологии, связанные с деятельностью СМИ.
Недооценка общественного мнения, слабость и неразвитость социально – коммуникативных отношений в государственном управлении приводит к потере взаимопонимания, взаимодействия государственных структур и граждан, институтов гражданского общества. Тогда общественное мнение может попасть под влияние информационного воздействия из внешней среды государственного управления. Что в свою предполагает рассматривать основную функцию связей с общественностью (PR), как воздействие на человека, его сознание и подсознание, с целью определение его поведения. Таким образом, государство вынуждено вместо формирования взаимосвязей и взаимопонимания, задействовать пиар технологии. Но реализация одних и тех же пиар технологий с одной и той же направленностью, в конечном счете, приводит к их неспособности к воздействию.
Связи с общественностью предполагают использование моделей отношений между властью и гражданами, институтами гражданского общества.
Во-первых, модель (ассиметричная) одностороннего информационного потока, где происходит информирование общественности о деятельности государственных структур.
Во-вторых, модель (ассиметричная) одностороннего информационного потока, использования специальных технологий, способных убеждать (действовать на подсознание и сознание человека, социальную группу или общества в целом) в рациональности проводимой государственной политики, реализации государственных управленческих решений. Здесь изучается реакция на О управления, но лишь в интересах S управления.
В-третьих, модель (симметричная) двустороннего информационного потока предполагает выявление интересов и прямых контактов с социумом, тесного взаимодействия и сотрудничества государственных структур и граждан, институтов гражданского общества.
Основные направления деятельности служб по связям с общественностью:
- информирование общественности о деятельности государственных структур по реализации государственных решений;
- мониторинг общественного мнения;
- формирование деятельности каналов взаимодействия и взаимосвязи государственных структур и граждан, институтов гражданского общества;
- анализ и прогнозирование общественных, политических процессов;
- гражданское просвещение;
- формирование имиджа, образа государственных органов и т.п.
В своей работе, службы, реализующие связи и общественностью, должны использовать принципы:
- адресность;
- постоянство деятельности (а не только в период избирательной компании);
- доступность информации;
- своевременность ее предоставления;
- гласность;
- этичность.
Социально – коммуникационные отношения во многом зависят от социальных и политических процессов. которые выражаются в:
- глобализации;
- интеграции и интернационализации;
- развитии электронных технологий связи.
Для государственных структур в процессе государственного управления важно не только налаживать взаимосвязи с социумом. Воздействовать на социум, но и реализовывать культуру управления.
Культура государственного управления – это не просто социальный компонент системы управления, определяемый этическими правилами между государственными органами и социумом. А комплексное понятие, выражающее конкретные формы взаимодействия государственных структур и социума по поводу властно – управленческих отношений. Она определяется характером организации взаимодействия и взаимосвязи государственных структур и граждан, институтов гражданского общества, степенью демократизации, цивилизованностью, гуманностью.
Ее сущность и содержание – социальная направленность отношений, этика и культура руководства, управления, морально – психологический климат в реализации управления во взаимоотношениях с гражданами. Она определяет культуру государственных структур. Характеризует культуру властно – управленческих отношений. Культуру власти.
Главным механизмом трансляции культуры государственных структур являются:
- индивидуальность руководителя и государственного служащего;
- административная этика;
- государственный этикет.
На культуру государственного управления влияют: интеллигентность, национальная самобытность и т.п.
Культура государственного управления является основой эффективного взаимодействия государственных структур и социума, диалога между ними, партнерства.