Состояние богослужения в Греко-Восточной Церкви в 11 – 15 вв.
Чин богослужения в Греко-Восточной Церкви был полностью определен ещё в предшествовавшие века. Поэтому на протяжении III периода церковной истории никаких перемен в богослужении не произошло.
Восточная Церковь вопреки отступлениям Церкви Западной поставила для себя задачей сохранение богослужения в древнем его чине.
Так, она особенно настаивала, чтобы Крещение совершалось черезпогружение, а не через обливание, как это было в Церкви Западной, чтобы Миропомазание совершалось вместе с Крещением и не только епископами, но и священниками, чтобы Евхаристия совершалась на квасном хлебе, а не на опресноках, чтобы все верующие, не исключая и мирян, причащались Тела и Крови Христовой. Своим сохранением древнего богослужебного чина Восточная Церковь нередко доказывала свою правоту в спорах с латинянами. Если возникали попытки нарушить древний бого-служебный чин, например, со стороны латинян, во время их господства в Константинополе или во время Лионской и Флорентийской унии, то православ-ный Восток восставал против этого и с негодованием отвергал вводимые латинские обряды.
Однако, в то же время, сохраняя установившийся богослужебный чин, Восточная Церковь, по требованию времени и обстоятельств, делала добавления к нему, не касающиеся сущности богослужения, в отличие от Западной Церкви. Добавления эти заключались, главным образом, в установлении новых праздников и в составлении новых церковных песнопений. Так, в конце XI века, 12 февраля было установлено празднование в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Поводом к этому послужили споры о том, кто из этих трех святителей заслуживает наибольшей чести и молитвенного призывания. По предложению Иоанна, митрополита Евхаитского, память всем трем святителям следует отмечать в один день.
В XII веке был установлен праздник Происхождения (изнесения) честных древ животворящего Креста (14 августа). История установленияпраздника такова. Византийский император Мануил I Комнин (1143-1180 гг.) и русский князь Андрей Боголюбский в один день – 14 августа 1164 года – одержали победу: первый – над турками, второй– над камскими болгарами. При этом они видели одинаковое осеяние своих войск светом, исходившим от Креста Господня и икон, бывших в войске. В память о такой явной помощи Божией православным людям против врагов христианства установлен упомянутый праздник, получивший своё название от обычая износить из алтаря и ходить в этот день с крестом и иконами на реки и источники и совершать молебен с водоосвящением.
Кроме этого, было установлено много праздников в честь святых.
Из песнопений в описываемое время составлено было особенно много канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, святителям и проч.
Так, в XI веке ученый Никита Стифат, монах Студийского монастыря, написал канон святителю Николаю; Иоанн, митрополит Евхаитский – каноны Иисусу Христу, Божией Матери, Ангелу Хранителю, трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту и другие.
В XII веке Феоктист, монах Студийского монастыря, пересмотрел Минею на ноябрь месяц и сделал в ней некоторые добавления. Его Минея сходна с нынешней ноябрьской Минеей.
В XIII веке регент придворного хора Иоанн Кукузел, впоследствии афонский монах, исправил и составил мелодии стихир, тропарей, кондаков, а также редактировал тексты песнопений.
В XIV веке патриарх Константинопольский Исидор Бухирас составил акафист архангелу Архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю и др. Также в этом столетии Григорий Кукузел составил песнь Богоматери «О Тебе радуется».
Особенно выдающимся песнотворцем второй половины XIV века был Филофей, патриарх Константинопольский (♣1376). Он составил ряд канонов, акафистов, тропарей, молитв. ВXV веке лучшими песнописцами был Симеон, архиепископ Солунский, и Марк, митрополит Ефесский.