Структура нормы права: логическая, юридическая, социологическая
Структура юридической нормы складывалась исторически, постепенно отражая уровень развития государственно-правового мышления и практики [472]. Достаточно вспомнить, что в эпоху присваивающей экономики в основном правовое регулирование представляло собой двоичную структуру. Например, мононормы регулировали взаимоотношение в племени по принципу «можно – нельзя», т.е. правило и соответствующее наказание. С переходом от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция»), а также с развитием раннеклассовых государств, социальные отношения усложняются, соответственно, усложняется и само правовое регулирование общественными процессами. С разделением труда и появлением разного рода отношений между людьми, изменяется и сама правовая структура, которая учитывает это расслоение в общественной жизнедеятельности: структура правового регулирования переходит от двоичности нормы к уже трем элементам. Так, появляется третий элемент нормы это условия, связанное с видом деятельности, жизненной ситуацией при которых действует старая схема «правило – наказание».
В современное время, конечно, структура норма права значительно усложнилась, в силу сложности самих общественных отношений, а также разнообразия и объема государственно-правового регулирования. В контексте того, что норма права это юридическое и в то же время социальное явление, а также, поскольку она формулируется в строгой логической последовательности, принято в теории права выделить логическую, юридическую и социологическую структуры нормы права.
Однако прежде чем перейти к рассмотрению каждой из них, остановимся на понятии структуры. Строение нормы права представляет собой сложное образование, состоящее из различных, взаимосвязанных элементов, имеющих строгую организацию и правила взаимодействия. Иначе структура достаточно жестко предопределяет строение номы и характер связей между ее элементами. Кроме того, фактически существующие общественные отношения, подлежащие правовому опосредованию, требуют, чтобы структура правовой нормы соответствовала как логически, так и социологически (т.е. отражала смысл, цель и назначение регулируемых общественных отношений) внутреннему строению этих отношений. Поэтому, например, с известной условностью можно сказать, что та или иная правовая норма содержит, столько структурных логических элементов, сколько этого требует конкретное общественное отношение [473].
Таким образом, под структурой нормы права следует понимать согласованное внутреннее устройство, с устойчивой взаимосвязью элементов, имеющих строгую организацию и правила взаимодействия, находящее свое выражение в официальных документах (нормативно-правовых актах).
Логическая структура права. Данная структура охватывает в логических понятиях и связках процедуру формирования юридической нормы. Поэтому под логикой норм (или еще ее принято называть – деонтической логикой) понимают логику построения нормативных предложений [474]. В свою очередь под нормативным предложением понимают языковое выражение правовой нормы (т.е. являющейся языковой формой нормы), которое опосредует ее содержание. При этом следует учитывать, что нормативность связанна не с грамматической формой, а непосредственно с содержанием данного предложения, т.е. что разрешается, запрещается, к чему обязывается в этой норме [475]. Значение этих правил построения нормативных предложений трудно переоценима, поскольку с древнейших времен правовое сознание и, в частности конкретная норма права, характеризуется именно строгой логикой, равно как и реализация норм права (гражданами и правоприменительными органами) невозможно без понимания логики ее нормативного предписания [476].
Традиционно в теории права выделяют следующую логическую структуру правовой нормы, состоящую из трех элементов: «если – то – иначе». «Если», отражает условия, в которых действует норма права, «то» – само правило поведения, требуемое в данных условиях, и, наконец, «иначе», представляет конкретные последствия за не исполнение (или недолжное исполнение) правила поведения в конкретных условиях. Например, используя данную логику нормы права, мы без труда сможем не только сформулировать норму для конкретного вида поведения, но и интерпретировать смысл уже существующей нормы. Так, в первом случае, представим простейшую ситуацию, что от нас требуется урегулировать режим перехода человека через автомобильную дорогу. В этом случае мы сможем сформулировать, например, следующую норму: «если горит красный свет светофора, то пешеход не должен совершать никаких действия, связанных с переходом автомобильной дороги, иначе он наказывается штрафом в размере двух монет» и т.д. Во втором случае, например, читая статью 322 УК РФ о том, что «пересечение охраняемой Государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения наказывается штрафом в размере от двух сто до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет…», мы без труда интерпретируем логический смысл данной статьи и ее нормативное требование. А, именно то, что если мы захотим осуществить перемещение через Государственную границу РФ, то нам необходимо для этого иметь соответствующее разрешение и необходимые (установленного образца) документы, иначе мы подвергнемся наказанию в виде конкретного штрафа, либо лишению свободы на определенных срок. В этих практически, на первый взгляд легких логических операций, и заключается ценность логической последовательности структуры нормы права.
Конечно, исследователи логической структуры норм права разрабатывали и иные структурные элементы нормы права. Так, например некоторые теоретики полагали, что нормы права состоят не из трех, а из двух частей (элементов) прав. Первая часть нормы, с их точки зрения, это условия применения нормы права, вторая часть, основная (или определяющая) – само правило поведение. В обосновании этого утверждалось, что в действующих нормативно-правовых актах трудно найти статью, которая соединяла бы все три элемента нормы («если - то - иначе»), наоборот, в большинстве нормативных текстов в основном используется структура «если – то». Например, в ст. 27 Конституции РФ сказано, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», здесь нет четко выраженной санкции. Кроме того, не следует интерпретировать эту статью в том плане, что она представляет только права, не фиксируя ни санкций за нарушение прав, ни обязанностей. На самом деле логически данная статья предполагает, с одной стороны, то, что каждый имеет соответствующее право («свободно передвигаться…»), и одновременно обязанность соблюдать данное право за другим лицом. В тоже время, это предполагает, что государство должно гарантировать человеку это право (если он законно находится на территории РФ). Другими словами данная гарантия корреспондирует государству обязанность по формированию условий для свободного осуществления этого права, равно как и его охраны, а также предусматривает возможность наказания (санкции) за нарушение этого права другими субъектами. В этом плане справедливо отмечают в литературе, что предположение о двухчленном строении правовых норм, хотя и отражает структуру ряда статей нормативно-правовых актов, в тоже время упускает из виду один из главных признаков нормы права – это обеспечение каждой нормы возможностью государственно-правового принуждения [477].
Выделяют также логическую структуру нормы права, основанную на так называемых модулях, которые помогают формализовать содержание самого правила поведения в ней зафиксированного [478]. В этом контексте выделяют пять основных модулей: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично. Стоит отметить, что выделение этой структуры нормы права связана, прежде всего, с практическими целями. Она служит определению четкого адресата и требуемого правового предписания.
Другие ученые, основываясь на традиционной логической структуре правовой нормы («если - то - иначе»), предприняли попытку по ее уточнению. Так, с их точки зрения логическая структура состоит не из трех, а из четырех элементов: если – то – (нарушение то) – иначе. Другими словами, это условия действия нормы, само правило поведения, нарушение этого правила поведения и последствие (наказание). В этом плане В. Кнапп и А. Герлох выделяют четыре группы правовых норм:
1) условные правовые нормы совершенные, которые состоят из всех элементов (условия, правила, нарушения правила и наказания);
2) условные правовые нормы несовершенные (имперфектные), которые имеют в своем содержании условия и правило поведения;
3) безусловные (категорические) правовые нормы совершенные, не имеющие условия, но имеют остальные три других элемента (правило, нарушение правила и наказание);
4) безусловные правовые нормы несовершенные (имперфектные), имеющие только правило поведения, т.е. состоящие из одного элемента, выражающего безусловный приказ.
Действительно, это более сложная логическая структура юридической нормы, образованная путем обобщения действующих нормативно-правовых актов. Она учитывает, что правовые нормы состоят из четырех элементов и минимум из одного элемента – само правило поведения, которое не может ни при каких ситуациях отсутствовать.
Юридическая структура нормы права. Под юридической структурой в теории права понимают строение нормы права состоящею из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Данная юридическая структура по своему смыслу совпадает с логической структурой нормы права, где гипотезе соответствует логический элемент «если», т.е. те условия, при которых данная норма вступает в действие; логическому элементу «то», соответственно, диспозиция, отражающая правило поведения общего характера, которому необходимо следовать в определенных, указанных в гипотезе условиях; и, наконец, логическому элементу «иначе» соответствует элемент юридической структуры – санкция, т.е. определенные юридические последствия за нарушение правила поведения (диспозиция) в конкретных обстоятельствах (гипотеза).
Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на конкретные фактические жизненные обстоятельства, в которых реализуется норма права. Тем самым гипотеза определяет возможные и типичные условия, при которых норма права начинает действовать, придавая этим фактическим обстоятельствам юридическое значение. В данном структурном элементе указываются юридические факты, которые служат основанием для возникновения, изменения и прекращения правовых отношений между субъектами. Одновременно с этим гипотеза очерчивает круг участников этих отношений, которых диспозиция связывает взаимными правами и обязанностями. Например, в рамках семейного права возраст, согласие, отсутствие родственных связей между сторонами и других жизненных обстоятельств будут являться основанием для возникновения между двумя людьми брачно-семейных отношений, с вытекающими правами и обязанностями сторон. При этом данные факты (возраст, согласие и другие обстоятельства) являются как раз условиями действие правовой норма (гипотезой) о заключении брака.
Гипотеза в зависимости от своего строения подразделяется на простую, сложную и альтернативную.
Простая гипотеза – это такая гипотеза, в которой установлено одно условие, с которыми норма права связывает свое регулятивное действие. Примером простой гипотезы может служить ст. 63 ТК РФ: «Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет».
Сложная гипотеза – отражает несколько условий, с которыми норма права связывает свое действие, т.е. объединяет два и более фактических обстоятельств, с наступлением которых реализуется норма права. Так, согласно ТК РФ ст. 58 срочный трудовой договор считается продолженным на неопределенный срок, если по истечении срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются (работник выполняет обязанности по работе и ему начисляют вознаграждение за его труд) и при этом ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений. Другой пример: ст. 130 СК РФ определяет, что «не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав (при соблюдении требований пункта 6 статьи 71 настоящего Кодекса); по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания» - в данном случае перечислены более двух условий необходимых для реализации нормы права.
В свою очередь альтернативна гипотеза является разновидностью сложной гипотезы. Она также содержит несколько условий вступления нормы права в действие, однако, ее отличие заключается в том, что для ее реализации достаточно одного из перечисленных в норме фактических обстоятельств. Другими словами если сложная гипотеза предусматривает наступление всех перечисленных в норме условий, то альтернативной достаточно одного из указанных жизненных обстоятельств. Так, например, в ст.151 ГК РФ указано, что моральный вред возмещается гражданину, если он нанесен ему действиями, нарушающими его личные неимущественные права (авторское право) либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности), а также в других случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, в теории права гипотезы в зависимости от формы их выражения подразделяются на: абстрактные и казустические[479]. Абстрактная гипотеза связывает реализацию права с наступлением общих жизненных обстоятельств, отношений определенного вида, акцентирует внимание на общих, родовых признаках. Например, ст. 130 УК РФ указывает, что «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев». В данной норме права гипотеза носит абстрактный характер, не указывает конкретные формы и способы унижения чести и достоинства, не детализирует возможные частные проявления «неприличной формы выражения». Казустическая гипотеза, напротив, связывает реализацию правового предписания с конкретно определенными, частными случаями. Примером такой конкретно определенной гипотезы может служить ч.1. ст 244 УК РФ: «Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».
Диспозиция – это структурный элемент нормы права, содержащий само правило поведения, которому должны следовать субъекты правовых отношений, при возникновении предусмотренных гипотезой жизненных обстоятельствах. Классификация диспозиций осуществляется также по двум основаниям: в зависимости от формы выражения (характера, заключающегося в нем правила поведения) и в зависимости от формы изложения правила поведения выделяют.
И так, в зависимости от формы выражения диспозиции классифицируют на запрещающие, обязывающие и управомочивающие. Запрещающие диспозиции – запрещают субъекту совершать определенное действие или бездействие. В их содержании заключено требование воздерживаться от любого противоправного деяния, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. Например, п. 6. Ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» формулируется следующее требование: «запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность». Обязывающие диспозиции – возлагают на субъектов обязанность по совершению определенных положительных действий. В содержании этих диспозиций формулируется тот или иной вариант должного поведения. Например, в п. 4 ст. 6 выше указанного ФЗ субъекту предписываются следующие варианты должного поведения: «Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами». Управомочивающие диспозиции – предоставляют субъектам право самостоятельно, на свой выбор и под свою ответственность, совершать (или воздерживаться) от предусмотренных нормой права конкретных положительных действий. В содержание этой диспозиции входит определение того или иного варианта возможного, дозволенного поведения. Например, п.2 ст. 17 указанного нормативно-правового акта предусматривает, что «Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или неправомерным использованием такой информации, вправе обратится в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с иском о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации».
В зависимости от формы изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные и ссылочные. Простая диспозиция – содержит один вариант поведения, но не детализируя, не раскрывая его. Например, в ст. 39 Водного кодекса РФ определяется, что обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. В данном случае формулируется правило поведения связанное с определение публичной формы собственности обособленными водными объектами, однако, не определяется, что они собой представляют [480]. Описательная диспозиция, напротив, содержит детализированную систему признаков поведения, т.е. раскрывает правило поведения через систему квалификационных признаков, оценочных понятий, определений. Например, в ст. 7. ФЗ «Об информации…» дает подробное описание общедоступной информации, ее признаки, а также средства и действия по ее распространению. Ссылочная диспозиция, в свою очередь, не содержит самого правила поведения, а отсылает к правилу поведения к другой норме права. Например, в п. 9. Ст. 8. ФЗ «Об информации…» говорится, что «установление платы за предоставление государственным органом или органном местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами». Разновидностью ссылочной диспозиции является бланкетная, ее отличие заключается в том, что она отсылает не к конкретным нормам закона, а к специальным инструкциям, техническим нормам, правилам и т.д.
Санкция – это завершающий структурный элемент нормы права, отражающий юридические последствия. Эти последствия в формально юридическом смысле связанны с неблагоприятным государственно-правовым воздействием за отрицательное социальное поведение, т.е. в случаях, когда субъект при данной гипотезе нарушает правило поведения, указанное в диспозиции нормы. В широком, социально-правовом значении санкция отражает не только неблагоприятные юридические последствия, вызванные противоправными деяниями, но и позитивные юридические последствия, связанные, напротив, с реализацией предусмотренного диспозицией правила поведения (установление льготы, премии, особых прав и т.д.). Так, например, известный российскую юрист А.В. Малько достаточно подробно обосновывает идею поощрительных санкций, использует категорию «санкция» не только в аспекте негативного государственно-правового воздействия, но и с точки зрения социального управления и контроля, осуществляемого такими методами правового воздействия как поощрение и стимулирование социально полезного поведения [481].
Однако традиционно в теории права под санкцией юридической нормы понимают – элемент правовой нормы, который указывает на определенные неблагоприятные последствия материального, физического, морального и психического характера, наступающие у субъекта в случаях нарушения (неисполнения или недолжного исполнения) правила поведения (указанного в диспозиции) в конкретных условиях (указанных в гипотезе).
Санкции юридических норм различают по различным основаниям. Приведем общепринятую классификацию данного элемента нормы права.
1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют:
- уголовно-правовые санкции, представляющие меру государственно-правового принуждения определяемую по решению суда. К таковым санкциям относят например штраф, лишения каких либо прав, лишение свободы на определенный срок и другие виды неблагоприятного воздействия предусмотренные УК РФ. Применение уголовной ответственности к лицу совершившему преступления (т.е. признанным в судебном порядке виновным) направлено на восстановление права, социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых противоправных деяний;
- административно-правовые санкции они налагаются уполномоченными органами власти и их должностными лицами за совершения административных правонарушений. Данные санкции предусматривают такие меры государственного воздействия как предупреждение, штраф, лишения специальных прав, административный арест и иные виды взыскания;
- гражданско-правовые санкции применяются в процессе регулирования частноправовых отношений. В случаях совершения гражданских правонарушений предусматривается в основном мера наказания в виде возмещения причиненного имущественного вреда, штрафов, неустойки и т.д.
- дисциплинарно-правовые санкции предусматривают меру государственного воздействия к лицам трудового законодательства, администрации предприятий, организаций, учреждений, а также воинского устав, в виде замечания, выговора, строго выговора, увольнения и других дисциплинарных взысканиях.
2. В зависимости от характера неблагоприятных последствий юридические санкции подразделяются: правовосстановительные (возместительные), направленные на восстановление нарушенных права, возмещения причиненного ущерба, вреда и т.п. К ним относятся санкции гражданского, трудового, процессуального, финансового права; и штрафные (карательные), предполагающие неблагоприятное воздействие на личность или правовой статус правонарушителя с целью его исправления, перевоспитания и предупреждения совершения других противоправных деяний. К ним относят санкции уголовного и административного права.
3. В зависимости от степени определенности санкции подразделяются:
- абсолютно-определенные санкции, в содержании которых четко указывается мера государственного воздействия, которая применяется в конкретных условиях (гипотезе), при нарушении правила поведения (диспозиции). Например, ст. 106 УК РФ определяет, что «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет»;
- относительно-определенные санкции, в содержании этих санкций устанавливаются определенные параметры государственно-властного воздействия, т.е. низший и высший или только высший придел меры неблагоприятных последствий. Например, в п. 1. ст. 109 УК РФ указывается, что «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет»;
- альтернативные санкции, в их содержании предлагаются правоприменителю выбор из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия, наиболее адекватные (подходящие) для данных фактических обстоятельств. Например, в п. 2. ст. 109 УК РФ отмечается, что «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Социологическая структура нормы права.Правомерность выделениеданной структуры нормы права связанна в первую очередь с тем, что последняя своим возникновением и действием «обязана» существующим общественным отношениям, на которые направлено ее регулятивное воздействие. Социологическая структура корреспондируется с юридической и логической, имеет также три элемента, но акцентирует внимание на механизмах возникновения, формирования нормы права и на последствиях ее действия [482]. Она включает в себя следующие элементы: смысл– отражает социальную концепцию формирование нормы права, необходимую для урегулирования того или иного отношения; цель – это то, на что направлено ее регулирующее воздействие, например, на обеспечение защиты и охраны социальных интересов и потребностей; назначение – отражает сам процесс реализации нормы права, т.е. насколько эффективно и адекватно воплощается смысл и цель ее нормативного существования.
Классификация правовых норм
Важнейшее место в юридической теории и практике отводиться классификации правовых норм. По справедливому замечанию М.И. Байтина, как сам процесс, так и результаты классификации правовых норм позволяет: во-первых, четко определить место каждой нормы в правовой системе общества; во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм, их роль и значение в механизме правового регулирования; в-третьих, более точно определить приделы, возможности и характер регулирующего воздействия права на общественные отношения; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов [483].
1. В зависимости от критериев (оснований) классификации выделяют отельные группы юридических норм. В качестве традиционной классификации норм права в отечественной юриспруденции считается их типология по отраслевой принадлежности. При этом деление юридических норм в Российской Федерации происходит по двум основанием: во-первых, по предмету правового регулирования, т.е. исходя из вида общественных отношений, которые урегулированы нормой права, а, во-вторых, по методу правового регулирования, т.е. способ правовой регламентации того или иного вида отношений. С этой точки зрения все нормы права группируют по отраслям и институтам права, облегчая тем самым их практическое применение.
Итак, попредмету правового регулирования выделяют юридические нормы конституционного (государственно-правового), административного, гражданского, уголовного, трудового и иных отраслей. В свою очередь отраслевые нормы с точки зрения их предметной направленности делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы права, которых большинство в российском законодательстве, закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность, устанавливая тем самым определенный правовой режим, в рамках которого действуют субъекты тех или иных правовых отношений.
Процессуальные нормы права – закрепляют юридический порядок, формы и способы реализации норм материального права. Другими словами если нормы материального права отвечают на вопрос «что регулируется?» (т.е. какой вид общественных отношений), то нормы процессуального права на вопрос «как?» (т.е. как осуществляется это регуляция). Таким образом, процессуальные нормы устанавливают правовую процедуру реализации прав, обязанностей и исполнения юридических обязанностей субъектов правовых отношений, они определяют порядок реализации материальных норм права и основанных на них материальных правоотношений, при котором процедурно-процессуальные нормы не должны касаться содержательно стороны норм материального права и противоречить им [484]. Так, например, в Гражданском Кодексе РФ закрепляются гражданские права и обязанности субъектов правовых отношений, а Гражданский Процессуальный Кодекс РФ определяет процессуальный порядок их осуществления.
По методу правового регулирования юридические нормы классифицируются на императивные, диспозитивные, стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные.
Императивные нормы (нормы властного характера) – это категорические нормы, предписывающие строго обязательное, не допускающее отступлений от установленного ими правила поведения. Императивные нормы составляют подавляющее большинство норм права, они действуют независимо от усмотрения, т.е. исключают сам выбор в действиях субъектов правовых отношений.
Диспозитивные нормы, напротив, предписывая субъектам вариант поведения, в то же время предоставляют этим субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему выбору (усмотрению), самим определить конкретное содержание прав и обязанностей. Например, Гражданский кодекс РФ предусматривает «свободу договора», означающую возможность свободно избирать своего партнера и определять правовые условия заключаемого договора. В свою очередь содержание в диспозитивной норме определенного правила поведения необходимо на тот случай если субъекты правовых отношений не установили своим соглашением (усмотрением) иных условий своего взаимоотношения, тогда им предписывается определенный в норме обязательный вариант поведения. Вообще принцип диспозитивности в праве означает наличие у субъектов правовых отношений известной степени свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей в пределах, предусмотренных соответствующими нормами права [485].
Стимулирующие нормы или традиционно их еще называют как поощрительные. Однако более верно, с нашей точки зрения, их называть стимулирующими, поскольку данные нормы не предписывают гражданам и организациям определенного положительного поведения, а устанавливают правовые стимулы для такого поведения. В этом плане происходит не подчинение правовому предписанию, а, напротив, создается правовое побуждение к законопослушному (одобряемому обществом и (или) государством) поведению [486]. В свою очередь, под воздействием этих стимулов субъект настраивается на общественно одобряемое положительное поведение, рассчитывая на получения каких-либо поощрений (премий, льгот и т.п.) [487]. Например, Трудовой Кодекс РФ предусматривает целую систему стимулирующих средств (а, точнее «стимулирующих выплат» ст. 144 ТК РФ): премии, доплаты, надбавки. Ст. 191 Трудового Кодекса РФ имеет также стимулирующий характер, развивает активность субъектов, его добросовестное исполнение обязанностей и с этой целью предусматривает возможность поощрения за позитивное (одобряемое) поведение в форме объявления благодарности, выдачи премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представления к званию лучшего по профессии [488].
Таким образом, под стимулирующими (поощрительными) нормами следует понимать нормы, в которых формулируется правовое побуждение к одобряемому обществом и (или) государством полезному варианту поведения, предусматривающие установленные законом меры поощрения. В юридической структуре таких норм содержится позитивная (поощрительная) санкция.
Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного поведения, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений. Как правило, адресатами таких норм являются акционерные общества, государственные предприятия и учреждения, производственные и научные объединения. По выражению В.Л. Кулапова рекомендательные нормы следует охарактеризовать, как «правило поведения, указывающее на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть свои местные условия, возможности, резервы и поддерживаемое в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера» [489].
2. По функциональной природе, т.е. по социальному значению и роли в системе правового регулирования нормы права подразделяются на учредительные (исходные), регулятивные (нормы-правила поведения), а также общие и специальные.
Учредительные (исходные) нормы права – устанавливающие основы правового регулирования общественных отношений, а также цели, задачи, принципы и приделы этого регулирования, закрепляют правовые категории и понятия, которыми оперирует юридическая практика. Тем самым данные нормы занимают особое, ведущее место в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений и, соответственно, имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими видами норм права. В свою очередь учредительные нормы принято разделять на нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, дефинитивные нормы.
Нормы-начала, в содержании которых закрепляются основы (начала) конституционного (государственно-правового) строя, политические, экономические, культурные и социальные основы государства и общества, взаимоотношения личности, общества государства. Данные нормы содержаться в Конституции РФ, прежде всего в гл. 1 «Основы конституционного строя». Так, например, в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и обязанности являются высшей ценностью, это ориентирует формирование и развитие государственно-правового устройства общества исходя из приоритета индивидуальных прав, свобод и обязанностей. Причем осуществление которых, т.е. этих прав и свобод, не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), что в свою очередь, ориентирует на создание политико-правовых механизмов по защите, согласованию этих прав и свобод, минимизации конфликтов между ними. Другой пример, Основной Закон ст. 7 п. 1. ориентирует формирование правового, экономического и политического пространства исходя из того, что Российская Федерация является социальным государством, что подразумевает создание политико-правовых и социально-экономических гарантий для достойной жизни и развития как отдельного человека и гражданина, так и всего общества в целом, согласования общественных и индивидуальных интересов и потребностей.
Нормы-принципы – это нормы общего характера, выражающие и закрепляющие принципы права и правового регулирования отдельных видов общественных отношений. В этом плане нормы принципы бывают общеправовыми (устанавливают основы правовой сист