Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений
Известно, что социальное регулирование знает самые различные, в том числе, и достаточно нетрадиционные способы воздействия на участников общественных отношений, поведения людей. Однако по характеру воздействия все эти способы можно свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения. Побуждение – это такой метод социального регулирования, когда воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию (чувствам, привычкам, установкам и т.д.). Данное воздействие представляет собой убеждение в полезности, выгодности определенного поведения. Здесь действует, прежде всего, сила авторитета (но не авторитет силы), принуждение отсутствует. Такой метод достаточно эффективен в социумах, объединенных общенациональной идеей, ценностями, идеалами. Истории известны случаи применения данного способа по отношению к целым народам. Например, в эпоху Третьего Рейха побуждение как элемент социального регулирования достаточно долго оставалось в центре внимания нацистских идеологов. Понуждение – метод регулирования, опирающийся на материальное или моральное стимулирование. Именно выгода здесь определяет социально необходимое или желаемое поведение. Социальное регулирование основывается, либо на поощрении в разных формах за соответствующее поведение, либо, наоборот, на лишении соответствующих имущественных благ, привилегий, выгодных условий жизни. Данный метод в условиях рыночных экономических отношений играет достаточно большую роль, является достаточно эффективным. Принуждение – это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается, обеспечивается возможностью применения насилия, причинения лицам, не выполняющим установленных правил физических или психических страданий. Принуждение может быть связано и с угрозой каких-либо насильственных воздействий.
В реальной практике подобные методы чаще всего не используются изолировано, они переплетаются, хотя преобладание какого-либо из них возможно. Последнее несомненно связано с особенностями общегосударственной политики и спецификой социальных ценностей, господствующих в обществе в тот или иной исторический период. Понятно, что при ярко выраженной антропоцентристской модели происходит выделение метода понуждения или побуждения, системоцентристский подход достаточно часто исповедовал различные “жертвеннические” идеи, а, следовательно, ориентировался на “безусловное” принуждение.
Таким образом, социальное регулирование не замыкается на каком-нибудь одном регуляторе, методе воздействия. Напротив, оно бесконечно богато, предстает перед нами в многообразии форм выражения – от правовых до моральных, от эстетических до организационно-технических, от централизованных до синергетических.
Тем не менее, все социальные регуляторы можно разделить на две группы: нормативные регуляторы и ненормативные регуляторы.
К нормативным регуляторам относятся:
1. право;
2. мораль;
3. обычаи;
4. ритуал;
5. нормы организаций и объединений;
6. юридико-технические нормы;
7. нормативно-технические предписания.
В группу ненормативных регуляторов включаются:
1. ценностный;
2. директивный;
3. информационный;
4. социальный институт предсказаний и др.
По определению, к нормативным относятся те регуляторы, которые устанавливают четкие рамки поведения участников общественных отношений, содержат норму, а соответственно, характеризуются неперсонифицированностью, обязательностью, наличием санкций за нарушение правил поведения. Они предполагают прямое воздействие на поведение субъектов, направленное на то, чтобы добиться необходимого, установленного состояния общественных отношений. Среди нормативных социальных регуляторов можно выделить и социальные (право, мораль, обычай и др.) и технические, и смешанные, юридико-технические. Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай, прецедент, нормативно-правовой акт и т.д. К нормативным регуляторам относятся и религиозные нормы, которые могут быть в своем “чистом” виде, а могут приобретать форму канонического права.