Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность — конституционные принципы функционирования политической системы
Многопартийная система является одним из условий функционирования и взаимодействия политической системы, гражданского общества и правового государства. Политические партии как посредники между обществом и государством играют важную роль в подчинении государственного аппарата обществу. Именно через многопартийность, а также другие общественные организации достигается открытое выявление интересов, целей, потребностей и намерений различных социально-политических групп, действующих в обществе. Легализация принципа многопартийности позволяет также вести в обществе организованный и регулярный диалог между представителями всех политических партий и течений, устанавливать и расширять зону консенсуса по основополагающим демократическим нормам политической деятельности, нейтрализовать политический экстремизм. Не стоит забывать и о такой важной функции многопартийности, как функция создания условий, препятствующих монополии на политическую власть со стороны какой-либо одной партии или группы.
Определение специфики политических партий предполагает понимание политики в качестве особого механизма разрешения общественных противоречий, механизма, приводящего в движение большие массы людей. В собственном смысле политика отличается от военных и административных методов решения общественных проблем тем, что она предполагает разрешение социально-классовых противоречий путем материализации идей в движение масс. В этом смысле политика есть механизм материализации идей, состоящих из следующих звеньев:
— теория — пропаганда — агитация — практика (поведение и деятельность масс). Плюралистичность и компромиссность — два фундаментальных свойства политики, позволяющих ей быть цивилизованной, ненасильственной формой выявления, умерения, разрешения социально-классовых противоречий.
Плюрализм мнений, свобода мысли, право на инакомыслие — это однотипные обозначения одного из важнейших, а вместе с тем и элементарнейшего права человека — права мыслить по любому вопросу так, как он считает нужным, свободно судить обо всем, с чем сталкивается в жизни. В каждой области и в каждой сфере любой человек, будучи по-своему уникальным, обладает разным уровнем знаний и несовпадающим опытом. У людей неодинаковы и умственные способности, а поэтому каждый имеет свое мнение, свое суждение по тому или иному вопросу, отличающееся во всем или в чем-то от мнения других. Это естественное инакомыслие — величайшее достояние человечества, его повседневный мыслительный фонд, неисчерпаемый резервуар знаний и суждений.
Политический плюрализм — продукт классового развития общества и, конечно, условие его прогресса. Суть данного феномена заключается в объективной обусловленности различных позиций, различия интересов классов и социальных групп, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере. Плюрализм интересов в любом обществе неустраним, если даже по тем или иным причинам (субъективным) различие интересов игнорируется и не допускаются никакие официально признанные формы их выражения и защиты. В этой связи следует заметить, что многопартийность — не что иное, как открытая, самая развитая форма политического плюрализма[234].
Партия — это общественно-политическая организация, качественная определенность которой характеризуется следующими признаками. Во-первых, партия — носитель идеологии, теоретического сознания класса, группы. Во-вторых, партия — политический лидер, авангард той или иной части общества, во всяком случае она стремится быть такой. Любая партия представляет себя в глазах избирателей в качестве лучшей, наиболее подготовленной и достойной быть у власти политической группы. В-третьих, в отличие от других общественных организаций, не претендующих на власть, партия стремится получить и удержать ее. Следует заметить, что умение жить и действовать в оппозиции для партии не менее важно, чем умение управлять государственной машиной. Таким образом, деятельность партии носит идеологический, авангардный, устремленный к власти характер. Специфическое содержание политического руководства состоит в том, что оно выражает не просто интересы представляемой части общества, а вариант развития общества посредством отыскания объективной связи представляемых интересов с общественными законами. Теоретически эта связь осуществляется в программе партии, практически — в деятельности правящей партии, реализующей посредством граждан свой вариант общественного развития. Политическое руководство охватывает все звенья механизма политики и по своему действию представляет собой материализацию программных идей партии в поведении и деятельности масс.
Становление и нормальное функционирование современной политической системы предполагает существование не просто нескольких партий, а партийных систем. Сложная социальная структура и многовариантность развития общества образуют основу, объективную возможность многопартийности. Но эта возможность превращается в действительность лишь при наличии следующих субъективных условий: легализация идеологического и политического плюрализма, гарантированность политических прав и свобод личности, пользующиеся массовой поддержкой направления практической политики, достижение консенсуса между основными общественными силами. Партии образуют систему только тогда, когда их деятельность и взаимоотношения являются причиной и следствием социального консенсуса. Субъектами партийной системы являются подлинно политические, т. е. овладевшие механизмом политики, партии, признающие незыблемость основополагающих ценностей и верховенство закона. В партийной системе межпартийная конкуренция приобретает конструктивный характер, она стимулирует и корректирует политику партий, контролирует ее качество. Партийная борьба связана с социально-групповой борьбой весьма опосредованно — через выборы и разноликие общественные движения, политические традиции и стереотипы мышления, иллюзии и амбиции партийных лидеров и т.д. В силу этой опосредованности партийная система обладает относительной самостоятельностью по отношению к социальным процессам.
В самой природе политических партий заключена их роль посредников между обществом и государством. Природа партий обусловливает то, что партийная система выполняет функции, вытекающие из взаимодействия гражданского общества и правового государства. К этим функциям относятся проведение выборов (лекторальная), трансформация стихийной борьбы общественных сил в конституционную борьбу демократических противоположностей — большинства и меньшинства (трансформационная), согласование социальных интересов и достижение политических компромиссов (консенсуальная), осуществление контроля общества за государством через парламентский контроль оппозиционных партий за правящими (контрольная). Партийная система — не пассивный передаточный механизм между обществом и государством, а активный фактор, влияющий на то и на другое. Взаимодействие общества и государства партийная система воспроизводит внутри себя и моделирует в виде взаимоотношений между оппозиционными и правящими партиями: оппозиционные партии олицетворяют общественность, правящие — государственный аппарат. Общественное недовольство правительством погашается изменением политики правящей партии, перегруппировкой партийных блоков, новыми выборами и сменой партий у власти. Институциональный динамизм партийной системы, выражающийся в смене партиями ролей правительства и оппозиции, является необходимым условием социально-политической стабильности общества и государства.
Именно партии переводят стихию классовой, социально-групповой борьбы в конституционные рамки избирательной и парламентской борьбы, в ходе которой противоречия выявляются, легализуются, смягчаются, разрешаются компромиссом или синтезом. Партии формируют, стабилизируют, изменяют большинство и меньшинство, а взаимодействие и взаимопревращение этих противоположностей позволяет демократии быть формой свободного движения противоречий общества.
Процесс становления многопартийной системы в России детерминируется характером формационного развития страны, особенностями социальной структуры и современного перехода от тоталитаризма к гражданскому обществу и правовому государству, от монополизма — к плюрализму в идеологии и политике.
Складывание в нашей стране однопартийной системы было результатом тоталитарных устремлений большевиков и борьбы за власть. Однопартийность стимулировала утверждение диктатуры партийно-бюрократической верхушки; а посредством этой диктатуры была создана административно-командная система, осуществлявшая управление во всех сферах жизнедеятельности общества.
Зарождающаяся в России многопартийность в разломах авторитарно-бюрократической системы и несет на себе печать этой системы: низкий уровень политической культуры и политического профессионализма, нетерпимость и популизм и т.д. Глубинной объективной предпосылкой формирования многопартийности является многоукладность экономики общества и четко выраженная на этой основе социальная дифференциация, сформированность групп со специфическими социальными интересами, требующими поддержки и реализации через соответствующие политико-властные отношения. Эта объективная тенденция к экономической и социальной плюрализации общества есть мощный побудительный стимул к политическому плюрализму, один из компонентов которого — многопартийность.