Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность — конституционные принципы функционирования политической системы

Многопартийная система является одним из условий функ­ционирования и взаимодействия политической системы, граж­данского общества и правового государства. Политические партии как посредники между обществом и государством игра­ют важную роль в подчинении государственного аппарата об­ществу. Именно через многопартийность, а также другие об­щественные организации достигается открытое выявление ин­тересов, целей, потребностей и намерений различных социально-политических групп, действующих в обществе. Легализа­ция принципа многопартийности позволяет также вести в об­ществе организованный и регулярный диалог между предста­вителями всех политических партий и течений, устанавливать и расширять зону консенсуса по основополагающим демокра­тическим нормам политической деятельности, нейтрализовать политический экстремизм. Не стоит забывать и о такой важ­ной функции многопартийности, как функция создания усло­вий, препятствующих монополии на политическую власть со стороны какой-либо одной партии или группы.

Определение специфики политических партий предпола­гает понимание политики в качестве особого механизма раз­решения общественных противоречий, механизма, приводя­щего в движение большие массы людей. В собственном смыс­ле политика отличается от военных и административных ме­тодов решения общественных проблем тем, что она предпо­лагает разрешение социально-классовых противоречий путем материализации идей в движение масс. В этом смысле поли­тика есть механизм материализации идей, состоящих из сле­дующих звеньев:

— теория — пропаганда — агитация — практика (поведе­ние и деятельность масс). Плюралистичность и компромиссность — два фундаментальных свойства политики, позволя­ющих ей быть цивилизованной, ненасильственной формой выявления, умерения, разрешения социально-классовых про­тиворечий.

Плюрализм мнений, свобода мысли, право на инакомыс­лие — это однотипные обозначения одного из важнейших, а вместе с тем и элементарнейшего права человека — права мыс­лить по любому вопросу так, как он считает нужным, свобод­но судить обо всем, с чем сталкивается в жизни. В каждой области и в каждой сфере любой человек, будучи по-своему уникальным, обладает разным уровнем знаний и несовпада­ющим опытом. У людей неодинаковы и умственные способ­ности, а поэтому каждый имеет свое мнение, свое суждение по тому или иному вопросу, отличающееся во всем или в чем-то от мнения других. Это естественное инакомыслие — вели­чайшее достояние человечества, его повседневный мыслитель­ный фонд, неисчерпаемый резервуар знаний и суждений.

Политический плюрализм — продукт классового развития общества и, конечно, условие его прогресса. Суть данного феномена заключается в объективной обусловленности раз­личных позиций, различия интересов классов и социальных групп, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере. Плюрализм интересов в любом обществе неустраним, если даже по тем или иным при­чинам (субъективным) различие интересов игнорируется и не допускаются никакие официально признанные формы их вы­ражения и защиты. В этой связи следует заметить, что мно­гопартийность — не что иное, как открытая, самая развитая форма политического плюрализма[234].

Партия — это общественно-политическая организация, ка­чественная определенность которой характеризуется следую­щими признаками. Во-первых, партия — носитель идеологии, теоретического сознания класса, группы. Во-вторых, партия — политический лидер, авангард той или иной части общества, во всяком случае она стремится быть такой. Любая партия представляет себя в глазах избирателей в качестве лучшей, наиболее подготовленной и достойной быть у власти полити­ческой группы. В-третьих, в отличие от других общественных организаций, не претендующих на власть, партия стремится получить и удержать ее. Следует заметить, что умение жить и действовать в оппозиции для партии не менее важно, чем умение управлять государственной машиной. Таким образом, деятельность партии носит идеологический, авангардный, ус­тремленный к власти характер. Специфическое содержание политического руководства состоит в том, что оно выражает не просто интересы представляемой части общества, а вари­ант развития общества посредством отыскания объективной связи представляемых интересов с общественными законами. Теоретически эта связь осуществляется в программе партии, практически — в деятельности правящей партии, реализую­щей посредством граждан свой вариант общественного разви­тия. Политическое руководство охватывает все звенья механизма политики и по своему действию представляет собой материализацию программных идей партии в поведении и деятельности масс.

Становление и нормальное функционирование современ­ной политической системы предполагает существование не про­сто нескольких партий, а партийных систем. Сложная соци­альная структура и многовариантность развития общества об­разуют основу, объективную возможность многопартийности. Но эта возможность превращается в действительность лишь при наличии следующих субъективных условий: легализация идеологического и политического плюрализма, гарантированность политических прав и свобод личности, пользующиеся мас­совой поддержкой направления практической политики, дос­тижение консенсуса между основными общественными сила­ми. Партии образуют систему только тогда, когда их деятель­ность и взаимоотношения являются причиной и следствием со­циального консенсуса. Субъектами партийной системы явля­ются подлинно политические, т. е. овладевшие механизмом политики, партии, признающие незыблемость основополагаю­щих ценностей и верховенство закона. В партийной системе межпартийная конкуренция приобретает конструктивный харак­тер, она стимулирует и корректирует политику партий, контро­лирует ее качество. Партийная борьба связана с социально-груп­повой борьбой весьма опосредованно — через выборы и разно­ликие общественные движения, политические традиции и сте­реотипы мышления, иллюзии и амбиции партийных лидеров и т.д. В силу этой опосредованности партийная система обла­дает относительной самостоятельностью по отношению к со­циальным процессам.

В самой природе политических партий заключена их роль посредников между обществом и государством. Природа партий обусловливает то, что партийная система выполняет функции, вытекающие из взаимодействия гражданского об­щества и правового государства. К этим функциям относятся проведение выборов (лекторальная), трансформация стихий­ной борьбы общественных сил в конституционную борьбу де­мократических противоположностей — большинства и мень­шинства (трансформационная), согласование социальных интересов и достижение политических компромиссов (консенсуальная), осуществление контроля общества за государством через парламентский контроль оппозиционных партий за пра­вящими (контрольная). Партийная система — не пассивный передаточный механизм между обществом и государством, а активный фактор, влияющий на то и на другое. Взаимодействие общества и государства партийная система воспроизво­дит внутри себя и моделирует в виде взаимоотношений меж­ду оппозиционными и правящими партиями: оппозиционные партии олицетворяют общественность, правящие — государ­ственный аппарат. Общественное недовольство правитель­ством погашается изменением политики правящей партии, перегруппировкой партийных блоков, новыми выборами и сменой партий у власти. Институциональный динамизм партийной системы, выражающийся в смене партиями ролей правительства и оппозиции, является необходимым услови­ем социально-политической стабильности общества и государ­ства.

Именно партии переводят стихию классовой, социально-групповой борьбы в конституционные рамки избирательной и парламентской борьбы, в ходе которой противоречия вы­являются, легализуются, смягчаются, разрешаются компро­миссом или синтезом. Партии формируют, стабилизируют, изменяют большинство и меньшинство, а взаимодействие и взаимопревращение этих противоположностей позволяет де­мократии быть формой свободного движения противоречий общества.

Процесс становления многопартийной системы в России де­терминируется характером формационного развития страны, особенностями социальной структуры и современного перехо­да от тоталитаризма к гражданскому обществу и правовому го­сударству, от монополизма — к плюрализму в идеологии и по­литике.

Складывание в нашей стране однопартийной системы было результатом тоталитарных устремлений большевиков и борь­бы за власть. Однопартийность стимулировала утверждение диктатуры партийно-бюрократической верхушки; а посредством этой диктатуры была создана административно-командная система, осуществлявшая управление во всех сферах жизнедея­тельности общества.

Зарождающаяся в России многопартийность в разломах ав­торитарно-бюрократической системы и несет на себе печать этой системы: низкий уровень политической культуры и полити­ческого профессионализма, нетерпимость и популизм и т.д. Глубинной объективной предпосылкой формирования много­партийности является многоукладность экономики общества и четко выраженная на этой основе социальная дифференциация, сформированность групп со специфическими социальными ин­тересами, требующими поддержки и реализации через соот­ветствующие политико-властные отношения. Эта объективная тенденция к экономической и социальной плюрализации об­щества есть мощный побудительный стимул к политическому плюрализму, один из компонентов которого — многопартий­ность.


Наши рекомендации