Понятие исторического типа государства
Многообразие государств у разных народов и в разные времена предполагает схожесть и повторяемость ряда признаков, им присущих. Их обобщение позволяет объединить рассматриваемые общественные явления в единую структуру — тип. С другой стороны, многообразие государств обусловливает также наличие у них специфических признаков, благодаря которым их можно классифицировать по разным историческим типам.
Историко-типологический подход к государству фиксирует наше внимание на его относительно устойчивых сущностных свойствах в развитом состоянии. Это предполагает необходимость генетического подхода к государству, его познание в динамическом состоянии зарождения, перехода к развитым формам, гибели данного конкретно-исторического типа государства и замены его государством нового исторического типа.
Следует заметить, что в науке существуют различные подходы к типологии общества и государства и формам их исторического развития. Так, Г. Еллинек при классификации государства исходит из организации и функций государств, а также из характера взаимоотношений между личностью и государством. Руководствуясь этими признаками, Еллинек относит древневосточное, греческое и римское государства к трем различным типам государства. Кроме названных типов он выделяет средневековое и современное государство.
Аналогичную классификацию типов государства давал русский историк Н.И. Кареев. Он выделял следующие шесть типов государства: государство-город, восточная деспотия, феодальное поместье-государство, сословная монархия, западноевропейская абсолютная монархия и конституционное государство.
Значительное место в типологии государства занимает теория двух основных типов государственности: демократии и автократии. К примеру, Ганс Кельзен считал, что в основу типизации современных государств необходимо положить «идею политической свободы».
Французский автор Раймон Арон также различает два основных типа современного государственного строя в зависимости от того, господствует ли многопартийная или однопартийная система.
Нам представляется, что в основу классификации государств по типам должно быть положено учение об общественно-экономической формации.
Категория общественно-экономической формации фиксирует представление об обществе как определенной системе. Выделяя основные ступени его исторического развития, она представляет собой органическое единство производительных сил, производственных отношений и надстройки, важнейшими элементами которой в обществе являются государство и право.
Классификация государства по историческим типам предполагает:
§ установление сложившегося способа производства;
§ выделение производственных отношений как фундаментальной структуры общества;
§ исследование социальной структуры общества, основных классов и других социальных групп, на которые оно разделяется;
§ выявление сущности государства и его социального назначения;
§ рассмотрение функций государства, его форм, устанавливаемой и охраняемой им правовой системы;
§ анализ иных надстроечных факторов, оказывающих на государство существенное влияние;
§ рассмотрение государства в системе надстройки классового общества;
§ выявление «деформаций», отклонении данных государственно-правовых форм от их обычного состояния.
Возникновение тех или иных типов государств неразрывно связано с историческими особенностями развития общества, обусловлено спецификой той или иной общественно-экономической формации.
Итак, под историческим типом государства, на наш взгляд, следует понимать определенную совокупность, точнее систему государств, которая обусловлена единством сущности социального назначения и других коренных свойств. Исторический тип государства есть государственно-правовая структура общественно-экономической формации.
Переход от одного исторического типа государства к другому совершается как эволюционно, так и через революцию, в процессе которой изменяется социальное назначение, а следовательно, и сущность государства. Таким образом, в основе образования определенного исторического типа государства лежит эволюционно-революционный метод, что способствует сущностному изменению в условиях преобразования общества, в результате чего возникает новое государство, с иной сущностью. Тем самым для типологии государства характерен не только классово-сущностный, но и эволюцконно-революционкый подход. Придя к власти, новый класс создает отвечающее его интересам государство, в той или иной степени используя государственно-правовой материал своего предшественника. Поскольку действует закон неравномерного исторического развития, в силу чего национальные революции, равным образом эволюционные изменения, происходят не одновременно, а государство существует в принципе в рамках данной страны, то переход от одного типа к другому занимает целую историческую полосу.
Становление нового типа государства происходит путем отпадения отдельных государств от старого типа и присоединения их к новому, идет единый процесс борьбы нового со старым, постепенной замены старого новым. Переходный период на сущностно-революционном уровне имеет место не только в глобальном масштабе, но и в пределах отдельной страны. Ведь и национальные революции — не одномоментный, разовый исторический акт, они осуществляются в течение более или менее длительного периода.
Исторический опыт большинства народов свидетельствует, что они последовательно прошли три ступени своей государственности: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, а ряд народов — такх<е ступень социалистического государства. Внутри названных исторических типов государственности можно выделить так называемые подтипы. В рабовладельческом — патриархально-рабовладельческий (государственность стран Древнего Востока) и античный (государственность Древней Греции и Рима). В феодальном — раннефеодальный, сословный, абсолютистский. В буржуазном — промышленный и империалистический.
Социалистическое государство, объявленное последним историческим типом государства, кануном безгосударственной организации общества, на деле оказалось историческим тупиком для использовавших его народов, большинство из которых отказались от дальнейшего существования в рамках данного типа. Реальности современного развития привели к образованию государств, обладающих смешанными признаками государств различного типа: например, экономической основой капитализма — частной собственностью и социалистическим содержанием политической власти — руководящей ролью партии социалистов, развитием функций социальной защиты трудящихся и т.д.
Все это означает, что проблема типа государства неоднозначна. Разумеется, материальный подход к развитию исторических процессов позволяет выделить государства классических типов (рабовладельческие, феодальные, капиталистические) на основе общности их экономической базы, единой классовой сущности и однородных принципов организации и деятельности. Но наряду с этим имеются государства смешанного типа (например, Швеция), а также государства, тип которых выделяется на основе иных признаков: мусульманские государства — Иран, партии-государства — Заир (до 1991 г.) и др. Наконец, учение о типах государства существенно дополняется в силу наличия государств постсоциалистического типа — в Восточной Европе, Азии, а также в виде республик бывшего СССР. Они находятся на стадии переходного развития, чем и определяется их типологическое сходство.