Понятие исторического типа государства

Многообразие государств у разных народов и в разные вре­мена предполагает схожесть и повторяемость ряда признаков, им присущих. Их обобщение позволяет объединить рассматри­ваемые общественные явления в единую структуру — тип. С другой стороны, многообразие государств обусловливает так­же наличие у них специфических признаков, благодаря которым их можно классифицировать по разным историческим типам.

Историко-типологический подход к государству фиксирует наше внимание на его относительно устойчивых сущностных свойствах в развитом состоянии. Это предполагает необходи­мость генетического подхода к государству, его познание в динамическом состоянии зарождения, перехода к развитым формам, гибели данного конкретно-исторического типа госу­дарства и замены его государством нового исторического типа.

Следует заметить, что в науке существуют различные под­ходы к типологии общества и государства и формам их истори­ческого развития. Так, Г. Еллинек при классификации государ­ства исходит из организации и функций государств, а также из характера взаимоотношений между личностью и государством. Руководствуясь этими признаками, Еллинек относит древне­восточное, греческое и римское государства к трем различным типам государства. Кроме названных типов он выделяет сред­невековое и современное государство.

Аналогичную классификацию типов государства давал рус­ский историк Н.И. Кареев. Он выделял следующие шесть ти­пов государства: государство-город, восточная деспотия, фео­дальное поместье-государство, сословная монархия, западно­европейская абсолютная монархия и конституционное государ­ство.

Значительное место в типологии государства занимает тео­рия двух основных типов государственности: демократии и ав­тократии. К примеру, Ганс Кельзен считал, что в основу типи­зации современных государств необходимо положить «идею политической свободы».

Французский автор Раймон Арон также различает два ос­новных типа современного государственного строя в зависимо­сти от того, господствует ли многопартийная или однопартий­ная система.

Нам представляется, что в основу классификации государств по типам должно быть положено учение об общественно-эко­номической формации.

Категория общественно-экономической формации фикси­рует представление об обществе как определенной системе. Выделяя основные ступени его исторического развития, она представляет собой органическое единство производительных сил, производственных отношений и надстройки, важнейши­ми элементами которой в обществе являются государство и право.

Классификация государства по историческим типам пред­полагает:

§ установление сложившегося способа производства;

§ выделение производственных отношений как фундаменталь­ной структуры общества;

§ исследование социальной структуры общества, основных классов и других социальных групп, на которые оно разде­ляется;

§ выявление сущности государства и его социального назна­чения;

§ рассмотрение функций государства, его форм, устанавлива­емой и охраняемой им правовой системы;

§ анализ иных надстроечных факторов, оказывающих на госу­дарство существенное влияние;

§ рассмотрение государства в системе надстройки классового общества;

§ выявление «деформаций», отклонении данных государствен­но-правовых форм от их обычного состояния.

Возникновение тех или иных типов государств неразрывно связано с историческими особенностями развития общества, обусловлено спецификой той или иной общественно-экономи­ческой формации.

Итак, под историческим типом государства, на наш взгляд, следует понимать определенную совокупность, точнее систе­му государств, которая обусловлена единством сущности со­циального назначения и других коренных свойств. Историчес­кий тип государства есть государственно-правовая структура общественно-экономической формации.

Переход от одного исторического типа государства к друго­му совершается как эволюционно, так и через революцию, в процессе которой изменяется социальное назначение, а следо­вательно, и сущность государства. Таким образом, в основе образования определенного исторического типа государства лежит эволюционно-революционный метод, что способствует сущностному изменению в условиях преобразования общества, в результате чего возникает новое государство, с иной сущнос­тью. Тем самым для типологии государства характерен не только классово-сущностный, но и эволюцконно-революционкый подход. Придя к власти, новый класс создает отвечающее его интересам государство, в той или иной степени используя го­сударственно-правовой материал своего предшественника. По­скольку действует закон неравномерного исторического разви­тия, в силу чего национальные революции, равным образом эволюционные изменения, происходят не одновременно, а го­сударство существует в принципе в рамках данной страны, то переход от одного типа к другому занимает целую историчес­кую полосу.

Становление нового типа государства происходит путем отпадения отдельных государств от старого типа и присоеди­нения их к новому, идет единый процесс борьбы нового со ста­рым, постепенной замены старого новым. Переходный период на сущностно-революционном уровне имеет место не только в глобальном масштабе, но и в пределах отдельной страны. Ведь и национальные революции — не одномоментный, разовый ис­торический акт, они осуществляются в течение более или ме­нее длительного периода.

Исторический опыт большинства народов свидетельству­ет, что они последовательно прошли три ступени своей госу­дарственности: рабовладельческую, феодальную, капиталисти­ческую, а ряд народов — такх<е ступень социалистического го­сударства. Внутри названных исторических типов государствен­ности можно выделить так называемые подтипы. В рабовла­дельческом — патриархально-рабовладельческий (государствен­ность стран Древнего Востока) и античный (государственность Древней Греции и Рима). В феодальном — раннефеодальный, сословный, абсолютистский. В буржуазном — промышленный и империалистический.

Социалистическое государство, объявленное последним историческим типом государства, кануном безгосударственной организации общества, на деле оказалось историческим тупи­ком для использовавших его народов, большинство из кото­рых отказались от дальнейшего существования в рамках дан­ного типа. Реальности современного развития привели к обра­зованию государств, обладающих смешанными признаками государств различного типа: например, экономической осно­вой капитализма — частной собственностью и социалистичес­ким содержанием политической власти — руководящей ролью партии социалистов, развитием функций социальной защиты трудящихся и т.д.

Все это означает, что проблема типа государства неодно­значна. Разумеется, материальный подход к развитию истори­ческих процессов позволяет выделить государства классичес­ких типов (рабовладельческие, феодальные, капиталистичес­кие) на основе общности их экономической базы, единой клас­совой сущности и однородных принципов организации и дея­тельности. Но наряду с этим имеются государства смешанного типа (например, Швеция), а также государства, тип которых выделяется на основе иных признаков: мусульманские госу­дарства — Иран, партии-государства — Заир (до 1991 г.) и др. Наконец, учение о типах государства существенно дополняется в силу наличия государств постсоциалистического типа — в Во­сточной Европе, Азии, а также в виде республик бывшего СССР. Они находятся на стадии переходного развития, чем и опреде­ляется их типологическое сходство.


Наши рекомендации