Публичная власть как признак государства

Второй признак государства связан с учреждением особой публичной власти, которая непосредственно с интересами на­селения не совпадает. В родоплеменном сообществе существо­вала родовая потестарная власть (от лат. potestas— сила, мощь), сущность которой — жестокое принуждение. Она распростра­нялась только на сородичей и осуществлялась по кровнород­ственному признаку, ей подчинялись только члены рода в силу их личной зависимости от коллектива. Власть же публичная распространяется по территориальному принципу, ей подчиня­ются все, кто находится на определенной подвластной терри­тории. Эти «все» представляют собой подвластный народ, на­селение, «публику», совокупность абстрактных объектов вла­сти (подданных или граждан). Для публичной власти неваж­но, связаны подвластные кровнородственными или нацио­нальными узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняются даже иностранцы.

Власть - неотъемлемое свойство человеческого сообщества. Как социальное явление она представляется в виде совершенно естественного и объективно необходимого регулятора обще­ственных отношений. Будучи порождена ими, власть в свою очередь выступает в роли инструмента организации общества, утверждения дисциплины и порядка в нем.

Совместная деятельность в любом обществе обусловлена тем, что люди никогда не жили изолированно друг от друга, общение составляет необходимое условие существования лю­дей. Поэтому генезис власти следует искать в самой необходи­мости человеческого общежития. Именно в таком общежитии возникает психологическая потребность подчинения индивида единой общественной воле, появляется чувство зависимости, состояние подвластности на одной стороне и чувство власто­любия, воля к власти — на другой.

Конечно, явление властности не есть только психологичес­кий феномен, оно возникает под влиянием социальных усло­вий жизнедеятельности как общественная функция по руковод­ству трудовым процессом. В самом общем виде власть рас­сматривается как функция любого организованного коллекти­ва людей по налаживанию их совместной деятельности с по­мощью особых методов (убеждения или принуждения) для достижения определенных целей. В этом состоит восприятие власти как социальной функции, которая была присуща еще первобытному обществу: общественная власть племени, фрат­рии, рода, осуществляемая советами старейшин родов и пле­мен, народными собраниями (типа древнегреческой агоры) и т.п. Такая власть не отделяется от ее источника и носителя, выражает общие интересы и потребности общества и применя­ется для руководства его общими делами.

Подобная власть носит негосударственный характер, она выступает в качестве общественной (публичной) власти, или власти в социальном смысле. Она может принадлежать орга­низованному коллективу людей не только в условиях бесклас­сового общества, но и в обществе, разделенном на классы. Так, социальную власть использует трудовой коллектив для нала­живания совместной производственной деятельности своих членов; любая другая социальная ячейка общества является носителем власти как функции соответствующего организо­ванного коллектива (семья, общественные объединения, ре­лигиозные организации, партии, ассоциации предпринимате­лей и др.).

Таким образом, в качестве основных признаков власти как таковой (в социальном смысле слова) прежде всего необходи­мо отметить ее понимание как особой общественной функции, именно функциональный подход позволяет отграничить наи­более общее понятие власти от иных, частных проявлений, ха­рактеризующих те или иные формы властной деятельности (власть как отношение господства и подчинения, как властеотношения и т. д.). Данный подход обеспечивает выделение вла­сти в относительно самостоятельную сферу, отличную от дру­гих видов общественной деятельности. В пределах указанной сферы формируется коллективный носитель власти, каковым является стойкая, организационно оформленная общественная структура в лице той или иной ячейки общества (семьи, обще­ственной организации и т. д.), социальной группы или слоя (класса, нации, иной социальной структуры), наконец, народа как универсальной общности людей.

В соответствии с этим не следует смешивать носителя (субъекта) власти и осуществляющих ее отдельных организа­ций, вступающих в определенные властеотношения. Соци­альная власть обнаруживает известную «раздвоенность», что выражается в наличии первичной и вторичной власти в обще­стве. В качестве первичной власти выступает функция соот­ветствующего коллектива, которая принадлежит ему в пол­ном объеме и которую он ни с кем не делит как единственный субъект власти. Вторичная власть является производной от власти коллектива, последний наделяет соответствующие орга­низации (органы, учреждения) определенной компетенцией («частицей власти»), но не наделяет их качествами субъектов, носителей власти. Несмотря на внешнюю «раздвоенность», речь идет не о двух разных властях, а об одной и той же вла­сти, но в процессе ее осуществления, реализации компетен­ции соответствующих органов в определенных отношениях от имени коллективного носителя власти. Данные признаки свой­ственны и такому специфическому виду социальной власти, как государственная власть, но в ней они приобретают осо­бый смысл.

С появлением государства власть отчуждается от общества и становится отличительным признаком любого государства, приобретая политический характер. Это значит, что власть как социальная функция преобразуется в политическую власть, которая служит концентрированным выражением экономичес­ких потребностей своего носителя — класса, сотрудничающих социальных сил, национальной элиты, политической партии и т.д. Политическая природа данной власти означает, что имен­но в государственных формах управления обществом она по­лучает свою относительную самостоятельность от иных видов общественной деятельности (выделяется из общества и стано­вится над обществом). В этом состоит особый характер пуб­личной власти, отделенной от всей совокупности входящих в состав государства лиц.

Анализируя важнейшие аспекты трактовки власти, следу­ет обратить внимание на то, что проблемы социальной, обще­ственной, в том числе и государственной, власти, ее легально­сти и легитимности по многим принципиальным вопросам ос­таются дискуссионными. Во-первых, нередко не проводится четкого различия между влиянием, воздействием и обществен­ной властью.

Влияние обусловлено природными или иными качества­ми явления (например, паника), особыми свойствами людей (выдающаяся физическая сила, красота, ораторский талант и др.). Оно не определяет принудительным путем желаемое по­ведение, а является лишь одним из побудительных мотивов поведения. Такие мотивы обычно действуют стихийно, не включают момент осознания их как власти. Последнее же необходимо для феномена власти. Волевой характер властеотношений между людьми проистекает из того, что они наде­лены сознанием и волей (независимо от того, идет речь о лич­ности или коллективном субъекте). Всякая общественная власть, любое отношение господства и подчинения есть «при­своение» чужой воли.

Однако не всякое волевое отношение является исключи­тельным признаком общественной (в том числе государствен­ной) власти. Родительская власть включает волевой характер отношений между членами семьи, она естественно восприни­мается как легитимная, но это не общественная власть. В ос­нове последней лежит существование определенных общностей, коллективов, связи внутри которых опираются не на род­ственные отношения, а на другие факторы. Такая власть мо­жет возникать в самых различных коллективах, например, в монашеских орденах или в старательских артелях по добыче золота. Необходимость власти в коллективе обусловлена со­вместной и осознанной деятельностью людей, что предпола­гает разделение труда, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе, а затем и кол­лективов между собой. Власть — существенный элемент вся­кой организации социальной жизни.

Общественная, социальная власть характеризуется не толь­ко волевыми отношениями, связанными с существованием более или менее устойчивого коллектива, она всегда содер­жит элемент принуждения, коренящийся в необходимости управления совместной деятельностью людей.

Такое принуждение принимается участниками коллекти­ва как легитимное (разумеется, в определенных пределах), ибо всякое объединение включает элемент ограничения его членов.

Формы управления коллективом могут быть различными (экономическое, административное, идеологическое и т.д.), различны и способы «присвоения» чужой воли. Неполитиче­ская, негосударственная, корпоративная власть общественной организации отличается от государственной, выделяет много других разновидностей власти: экономическую, военную, тех­ническую. Некоторые отечественные исследователи в свое вре­мя называли партийную, колхозную и другие виды власти.

Особое внимание в литературе уделяется политической власти, Есть различные подходы к пониманию ее природы, Некоторые современные авторы (Р. Даль, П. Кальверт и др.) считают, что она предшествует государству и существует в любом коллективе — профсоюзе, клубе, племени, фирме и т.д. Марксистская теория связывает политическую власть с появлением классов и государства. Есть и другие взгляды, но обычно политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально-асимметричном обществе (политика — способ перераспреде­ления социальных статусов в обществе).

Как и всякий коллектив, социально-асимметричное чело­веческое общество нуждается в управлении, руководстве. В конечном счете, если говорить о социальных образованиях, то руководство (т. е. определение основного подхода к рас­пределению социальных ценностей в обществе) имеет тенден­цию сосредоточиваться в руках того класса, социальной группы, которая владеет средствами производства, распределения и обмена, в руках коалиций нескольких таких групп или до­минирующей группы, если групп-владельцев несколько. В ус­ловиях переходных состояний и некоторых других специфи­ческих условиях возможна иная ситуация. Такой группой мо­жет быть армия в условиях военного режима (точнее ее выс­ший офицерский состав), партийно-государственная номенк­латура, которая в странах тоталитарного социализма факти­чески распоряжалась средствами производства и распределе­ния. Руководство обществом со стороны определенной соци­альной группы (коалиции групп), оказывающей решающее влияние на властные структуры государства, — это и есть политическая власть.

Наиболее широким выражением политической власти на­рода является понятие народного суверенитета. Социальную сущность суверенитета в государстве составляет его принад­лежность целиком и исключительно народу, в чем находит воплощение действительное народовластие, осуществляемое во всех сферах общественной жизни. Эта сущность проявля­ется в единстве суверенитета, покоящемся на прочных соци­ально-политических основаниях: единстве самого народа и единстве принадлежащей ему государственной власти. Так, в условиях Российской Федерации народ выступает как единая политическая общность, охватывающая многонациональное население всего государства. Важнейшие признаки данной общности — единое экономическое пространство; взаимосвязь граждан государства по линии единой государственной орга­низации; общность судьбы различных наций, соединенных в рамках исторически сложившейся территории; чувство ответ­ственности за свою землю, неприкосновенность ее границ, ее экологическую безопасность, нерушимость основ демократи­ческой организации общества, прав и свобод каждого челове­ка. Все это в наибольшей степени позволяет установить сущностные качества суверенитета народа как единого, целостно­го явления общественной жизни, определить его носителя, выступающего источником государственной власти.

Именно в той глубокой сфере общественных отношений, в которой возникает и приобретает реальное выражение фак­тическая власть народа, сливаются воедино экономические и социально-политические основы осуществления этой власти, формируется политическая воля единого и единственного су­верена. В этом плане выявляется единство власти и суверени­тета народа по их субъекту и источнику, волевому характеру и социальной направленности. Суверенитет народа характе­ризуется не только его социальной сущностью, но имеет опре­деленное правовое содержание и формы реализации. Содер­жание суверенитета служит показателем его осуществления государственной властью, принадлежащей народу, в силу чего он находит организационное и юридическое выражение как суверенитет государственной власти. Соответственно полно­властие народа раскрывается через формируемую народом, ему подчиненную и от него зависимую государственную власть: полновластие (суверенитет) народа в правовом аспекте вы­ступает как верховенство (суверенитет) государственной вла­сти. Чем более государственная власть зависит от народа, чем более четко выполняет его волю, тем выше степень ее верхо­венства внутри страны и независимости на международной арене, а следовательно, более высок уровень суверенности государственной власти. Как мы уже видели, содержание су­веренитета народа раскрывается в качестве суверенитета госу­дарственной власти, что означает осуществление единства народного и государственного суверенитета в условиях под­линной демократии. Таким образом, сущность государствен­ной власти наиболее полно проявляется именно в ее сувере­нитете, в то время как остальные ее признаки, носящие сугу­бо юридический характер, определяются местом и ролью су­веренной власти в обществе.

Налоги и займы

Поскольку лица, образующие особый аппарат политической власти, управления и суда, не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов, что явля­ется третьим признаком государственной организации обще­ства.

Древнее общество не знало этого института, так как не рас­полагало аппаратом управления и прямого принуждения, ко­торый, не участвуя в процессе производства, становился в обществе «иждивенцем». Привилегии должностных лиц являют­ся средством обеспечения их поведения и деятельности в инте­ресах экономически господствующих социальных трупп.

Налоги всегда были главным источником пополнения каз­ны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юри­дических лиц.

Обязанность платить налоги в новой Конституции Россий­ской Федерации закреплена как одна из важнейших.

От добровольного исполнения этой обязанности в значи­тельной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятель­ности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

Законодательство устанавливает для граждан дифферен­цированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим са­мым государство содействует в возможной степени сбаланси­рованию доходов различных категорий граждан — уменьше­нию разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых катего­рий.

В условиях перехода и развития рыночных отношений в Российской Федерации при формировании доходной части бюджетов, функционирующих на ее территории, все большее значение начинают играть налоговые поступления, ежегодно повышается их удельный вес в доходах всех видов бюджетов.

Согласно действующему законодательству и принятому в финансово-правовой литературе определению под налогом по­нимается установленный органом государственной власти обя­зательный платеж в бюджет, вносимый безвозмездно юри­дическими лицами, другими категориями плательщиков и гражданами в точно определенный срок.

Государство устанавливает много видов обязательных пла­тежей, но налоги среди них занимают особое место, имея свою специфическую правовую природу. Прежде всего, налоги от­личаются от других обязательных платежей, установленных государством и включенных в действующую налоговую сис­тему Российской Федерации, тем, что за сумму денег, вноси­мую в бюджет, конкретному налогоплательщику ничего не выделяется. В отличие от налогов другие обязательные пла­тежи имеют несколько иную природу. Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установле­ны несколько видов обязательных платежей. Например, го­сударственная пошлина вносится за какие-либо действия го­сударственных органов в пользу обратившегося к ним клиен­та. Так, за выдачу копии свидетельств о рождении гражда­нин, обратившийся в нотариальную контору, уплатит уста­новленную законом пошлину. Иную правовую природу, чем налоги, имеют и разные сборы, установленные законодатель­ством. Можно избежать этих обязательных платежей — не обращайся за какого-то рода услугой. Так, не используй госу­дарственную и местную символику, поднимающую престиж произведенного товара фирмы и т.д. — платить в бюджет не будешь. А налог платить необходимо, если возникают усло­вия, предусмотренные гипотезами налоговых норм, причем платить нужно безвозмездно. При уплате налога денежные средства от любого собственника переходят в собственность государства, как и при внесении любого другого обязательно­го платежа в бюджет, но при взимании сборов и пошлин пла­тельщик получает какую-либо услугу, благо и т. д. В связи с этим основной юридической характеристикой налога являет­ся индивидуальная безвозмездность платежа для конкретно­го налогоплательщика.

На территории Российской Федерации действуют три группы налогов: федеральные, республиканские налоги; налоги краев, областей, автономных образований и местные налоги.

Совокупность всех видов налогов, пошлин и сборов, со­гласно Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», образует налоговую сис­тему.

К числу государственных налогов с населения относится, прежде всего, подоходный налог.

Плательщиками (субъектами) подоходного налога являют­ся практически все граждане Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства, проживающие на территории России.

Объектом налогообложения у граждан является совокуп­ный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе со­вокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) це­ним на дату получения дохода.

В совокупный доход включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учрежде­ниями и организациями персонально своим работникам, в час­тности, оплата стоимости коммунально-бытовых услуг, разно­го рода абонементов, подписки на газеты, журналы, книги, питание, лечение; единовременные пособия уходящим на пен­сию ветеранам труда, средства предприятий, учреждений и организаций, распределенные в пользу граждан для приобре­тения товаров, акций, облигаций и др.

В совокупный доход не включаются: государственные по­собия по социальному страхованию и социальному обеспече­нию, кроме пособий по временной нетрудоспособности, а так­же пособия и другие виды помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой из средств благотворительных, внебюд­жетных и экологических фондов.

Согласно Закону «О подоходном налоге с физических лиц» ни одна категория граждан не освобождается от налога полно­стью, а вопрос о социальной справедливости в перераспределе­нии доходов решается путем установления разного размера кратности минимальной месячной оплаты труда, исключаемой из облагаемого налогом дохода.

Характерным для данного налога является то, что гражда­не, имеющие доходы от нескольких источников, обязаны по­давать в налоговый орган декларацию о фактически получен­ных ими доходах, а также документально подтвержденных про­изведенных расходах и суммах начисленного и уплаченного налога.


Наши рекомендации