Неолитическая революция» как фактор расслоения и развития первобытного общества
Коренные перемены в родоплеменной организации общества произошли в связи с серьезными изменениями в экономическом строе общества. Эти изменения были вызваны дальнейшим развитием производительных сил, ростом производительности общественного труда.
Рост производительности труда способствовал индивидуализации производства и появлению прибавочного продукта, что давало возможность присвоения одним человеком излишков, произведенных другим человеком. В то же время возросшая производительность и общественное разделение труда делали возможным производство продуктов специально для обмена, товарное производство, создавали практику регулярного обмена и отчуждения. Так стала зарождаться свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от личной собственности эпохи классического родового строя прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации.
Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатства. Ими становились некоторые пищевые продукты и ремесленные изделия, металлы, производственный инвентарь и оружие, а у народов, знавших скотоводство, — прежде всего скот. К наиболее ранним видам частной собственности принадлежали и рабы. Естественно, что те, кто имел излишки, стремился накапливать их не только в натуральной форме, но и в превращенной форме сокровищ, общепринятых эквивалентов, предметных денег.
Как свидетельствуют этнографические и археологические данные, накопление богатств происходило прежде всего в семьях родоплеменных вождей. Ибо именно они были хранителями и распорядителями тех ценностей, которые первоначально принадлежали еще всей общине.
Становление частной собственности происходило в острой борьбе с традициями общиннородового коллективизма. Накопление отдельными семьями излишков не нужной им продукции было противно самому духу первобытнообщинного строя, и более имущим приходилось делиться с менее имущими. В противном случае у разбогатевшего, но скупого члена общины насильно отбирали излишки имущества, а то и убивали последнего.
Развитие частной собственности тормозилось сохранением общинной собственности на землю, бывшую основным условием и всеобщим средством труда. В то время как движимость, в том числе и орудия производства, уже стала частной собственностью отдельных семей, обрабатываемые земли, пастбища, сенокосы, охотничьи и рыболовные угодья оставались коллективной собственностью распадавшейся родовой или складывающейся соседской общины. Более того, пока существовала коллективная собственность на землю, частная собственность имела второстепенный, подчиненный характер, не могла получить преобладающего значения.
Индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал с неизбежностью должны были привести к появлению частной собственности на землю. Она зарождалась в еще более ожесточенной борьбе, чем частная собственность на движимое имущество, и первоначально принимала своеобразные не прямые формы (право первопоселения, заимки и т.п.). Пахотные земли и особенно сенокосные и промысловые угодья еще долго продолжали считаться неотчуждаемой собственностью общины, но отдельные семьи, пользовавшиеся общинными наделами, всячески стремились воспрепятствовать переделам и постепенно закрепляли за собой право наследственного владения и монопольного распоряжения своим участком земли.
Развитие частнособственнических отношений проникло и в большую семью, разрушая свойственные ей коллективистские порядки. Ее глава стремился стать единоличным распорядителем семейного хозяйства и собственником семейного имущества, усилить свою власть, стать неограниченным домовладыкой. Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, старавшихся обособить свое имущество и образовать со своими членами и детьми самостоятельные семьи. В связи с этим участились выделы и разделы — большие семьи делились на другие, пока еще также большие, но уже меньше по размерам семьи. Но и они оказались непрочными: раздираясь внутренними противоречиями, они делились снова и снова. Болынесемейная община неуклонно уступала место малой, или нуклеарной (иногда называемой моногамной), семье, состоящей только из родителей и их детей и воплощающей в себе развившиеся частнособственнические начала.
Появление избыточного, а затем прибавочного продукта способствовало развитию войн. Война, которая стала вестись ради грабежа, сделалась постоянным промыслом. Победители забирали с собой все, что представляло собой ценность — сокровища, оружие, скот, рабов, а затем в связи с ростом народонаселения стали также захватывать соседние земли — плодородные пашни, лучшие пастбища и промысловые угодья. Начала меняться сама психология людей первобытного общества: грабеж стал считаться почетным занятием, мирный труд — позором для мужчины-воина.
Переход к земледелию и скотоводству, т.е. первое крупное общественное разделение труда — выделение пастушеских племен из общей массы первобытных племен, — издавна принято рассматривать как кардинальный поворот не только в истории хозяйства, но и в истории человеческого общества в целом. Многие авторы неоднократно указывали на такие его последствия, как коренные изменения в способах ведения хозяйства и перестройка всего хозяйственного цикла, появление принципиально нового отношения к земле и рост оседлости, значительное повышение объема производства и возникновение регулярных излишков, увеличение численности и плотности народонаселения, изменения в отношениях собственности, углубление общественного разделения труда и начало дифференциации отдельных профессий в соответствии с разнородными хозяйственными, социальными и ритуальными функциями, совершенствование системы управления, появление новых общественных институтов и норм, перестройка прежней системы мировоззрения и пр. Отмечая важность всех этих процессов в целом, известный английский археолог В.Г. Чайлд объединил их понятием «неолитическая революция».
Скотоводство и земледелие уже не требуют обязательного коллективного труда всей родовой общины. Более совершенные орудия труда, накопленный производственный опыт дают возможность и отдельной семье содержать стадо, обрабатывать поле. Каждая семья начинает вести самостоятельное хозяйство. Поэтому дом, скот, орудия производства становятся частной собственностью глав отдельных семей. В составе рода появляется так называемая патриархальная семья — хозяйственная группа, состоящая из нескольких поколений потомков одного предка с их женами и детьми. Численность ее иногда достигает ста и более человек. Они живут в одном дворе, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов. Семейная община находится под высшим управлением домохозяина, который представляет ее также перед внешним миром. Появление патриархальной семьи, основывающейся на частной собственности на скот и орудия производства, создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду.
Развитие скотоводства и земледелия непрерывно увеличивало потребность в новых орудиях труда, оружии, одежде, предметах домашнего обихода. Все это создавало необходимость и возможность регулярного обмена продуктами труда. Вначале обмен происходил между племенами и родами, но по мере установления собственности отдельных семей развивался и внутриплеменной обмен. Главным предметом обмена являлся скот: посредством скота оценивались в тот период все другие предметы.
С развитием скотоводства и земледелия труд человека стал давать больше средств к существованию, чем было необходимо для поддержания его жизни. Тем самым возникает возможность присвоения продукта труда человека, т.е. излишков продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. Появляется возможность эксплуатации человека человеком. Военнопленных, которых раньше убивали или включали в состав своей родовой общины, стали обращать в рабов, использовать их рабочую силу с целью присвоения продуктов их труда. Рабский труд еще более усиливает имущественное неравенство внутри племени, способствует быстрому росту богатства отдельных семей. «Из первого крупного общественного разделения труда, — отмечает Энгельс, — возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых»[75].
Дальнейший рост производительных сил, развитие общественного разделения труда и повышение его производительности связаны с появлением изделий из железа. Применение железных орудий резко повлияло на все виды производственной деятельности человека, сделало возможным полеводство на крупных площадях, вооружило человека более совершенными орудиями производства. Усложнившееся производство потребовало большей специализации — в общинах выделяются специалисты-ремесленники. Произошло второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. Появились многочисленные группы людей, занятием которых стало изготовление с целью обмена различных орудий производства, оружия, предметов домашнего обихода. Зарождается товарное производство, т. е. производство продуктов с целью их продажи. Вначале обмен был случайным и редким, так как излишков зерна у землевладельцев и излишков продуктов животноводства у скотоводов было очень немного. К тому же обмен был новым делом, ведь общины веками обходились тем, что сами производили, т. е. вели натуральное хозяйство. Земледельцы сами добывали себе пищу, сами делали для себя обувь, одежду. Сами себя полностью обеспечивали и скотоводы: мясо, молоко служили им пищей, из кожи и шерсти они изготовляли обувь и одежду.
После выделения ремесла обмен стал развиваться быстрее. Это связано с тем, что ремесло как самостоятельная отрасль хозяйства не может существовать без обмена. Гончар не может питаться или одеваться горшками, которые он производит, а должен обменять их на хлеб, мясо, кожу, полотно; то же самое должны делать кузнец, плотник, портной и т. д.
Появляются металлические деньги в виде благородных металлов, которые еще не чеканят, а обменивают просто по весу. Возникают города как центры сосредоточения ремесла и торговли. Рост производительности труда и развитие обмена усиливают имущественные различия между отдельными семьями, ведут к установлению частной собственности на землю.
Развивающееся хозяйство требовало все большего количества рабов; рабство становится существенной частью общественной системы, и рабовладельческое хозяйство распространяется на все отрасли производства. Войны между племенами все учащаются и ведутся уже не в целях самозащиты, а в целях грабежа и захвата рабов. Наряду с обращением в рабство военнопленных, сильные и богатые семьи стремятся использовать и рабочую силу своих ослабевших и обедневших соплеменников. Прямым следствием второго общественного разделения труда явилось то, что наряду с разделением общества на свободных и рабов все более ярко выступает и различие между богатыми и бедными.
Дальнейшее развитие товарного производства и торговли усиливает имеющееся разделение труда и ведет к новому — третьему общественному разделению труда. Появляются купцы, которые уже прямо не связаны с производством, а выступают как посредники в обмене между непосредственными производителями. Они экономически подчиняют себе производителей продуктов, эксплуатируют их и образуют класс паразитов, класс настоящих общественных тунеядцев.
Появляется чеканная монета, а с ней денежное ростовщичество, принявшее исключительно жестокие формы, вплоть до обращения в рабство должника и членов его семьи. Наряду с родовой знатью появляется слой аристократов, разбогатевших на торговле, ростовщичестве и т.д. Земельная собственность, скот, денежные богатства и рабы сосредоточиваются в руках небольшого числа семей, которые складываются вне своих родов в привилегированный слой, опирающийся на особую вооруженную силу, отделенную от народа и ему противостоящую. Вместе с концентрацией богатств в руках этого немногочисленного слоя растет обнищание масс. И наряду с этим разделением свободных на классы по имущественному положению увеличивается число рабов, принудительный труд которых был основой складывавшегося нового общественного строя.
В новых экономических и -общественных условиях родоплеменная организация общества оказывается бессильной перед происшедшими переменами в жизни общества, перед лицом растущего неравенства и классовых антагонизмов.
От поколения к поколению все более перемешивались между собой члены различных родов и племен и родственный характер связей между людьми все более отступал на задний план перед их территориальными связями, повсюду среди свободных граждан жили рабы и иностранцы. С развитием производства и разделением труда между различными его отраслями (земледелием, торговлей, судоходством и т.д.) население разделилось на довольно устойчивые группы, каждая из которых имела новые общие интересы, не совпадающие с интересами рода и требующие для своего осуществления новых органов. В то же время происходит перемещение населения, привлеченного торговлей и развитием производства. Родовые органы не были приспособлены регулировать отношения членов рода с иностранцами.
«Родовой строй, — отмечал Ф. Энгельс, — вырос из общества, не знавшего никаких внутренних противоположностей, и был приспособлен только к нему. У него не было никаких других средств принуждения, кроме общественного мнения. Здесь же возникло общество, которое в силу своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов, на эксплуататоров — богачей и эксплуатируемых бедняков, — общество, которое не только не могло примирить эти противоположности, но должно было все больше обострить их... Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством»[76].
Процесс смены родоплеменной организации социального регулирования государством представляет собой диалектическое единство двух в известной мере противоположных и в то же время генетически смыкающихся (порой переплетающихся) процессов. Один из них — снижение эффективности, постепенное и неуклонное разложение родоплеменных структур власти под воздействием развития производительных сил, усложнения хозяйства и общественной жизни. Другой — непосредственно генезис государственных учреждений под воздействием частной собственности и возрастающих противоречий между интересами собственников и несобственников основных средств производства и основной массы населения. Нетрудно видеть, что возникновение частной собственности, эксплуатации и классов было естественноисторическим, закономерным процессом, развертывающимся спонтанно, стихийно.
Таким образом, человеческое общество, только еще выходящее из первобытного состояния, не знало общественного разделения труда, а соответственно и классов. Для членов рода, племен, фратрий, патриархальных крестьянских семей условия жизни каждого в решающей степени зависели от объединенных усилий всех. Нет никаких оснований для идеализации отношений в таких коллективах. В то же время при всей скудности условий материальной жизни, а в значительной степени в силу такой скудности люди не занимали обособленное положение, не выделялись в особые группы. Индивидуальная сила каждого представляла собой прежде всего орган совокупной рабочей силы. Пол, возраст, природные условия регулировали распределение труда и рабочее время. Преимущества в потреблении отдельных лиц, если они и имели место, были лишь формой общественного признания определенных видов деятельности, не выходили за рамки общих интересов, общности условий жизни и деятельности людей.