Община как гражданская организация
Особый интерес представляет община как гражданская организация, т.е. как социальная ячейка с определенной системой управления. Разумеется, следует различать самостоятельное существование общины как родоплеменной организации предклассового общества и длительное функционирование общины в недрах рабовладельческого, феодального и даже раннекапиталистического общества[68]. Так, А.И. Мухлинов показал существование вьетнамской сельской общины на протяжении двадцати столетий. Она сформировалась и развилась как самоуправляющаяся единица в I—X вв., затем эволюционировала в основную низовую административно-хозяйственную ячейку феодально-монархического государства и разложилась лишь под влиянием капиталистического развития. Окончательное ее исчезновение приходится на XX в.[69] Устойчивой оказалась общинная форма в других странах Азии, где она нередко сохранялась искусственно колонизаторами в целях облегчения административного контроля за населением[70].
Ценные данные были получены индийскими и советскими этнографами, изучавшими в 50-х годах в горных районах Восточной Индии общины народностей нага и гаро. Здесь отчетливо проявлялись традиции родовой демократии: коллективный суверенитет общины; подчинение вождя общественному мнению; выборность вождя, не исключавшая возможности передачи его должности по наследству; право общины смещать плохого вождя; коллективная ответственность и коллективное возмещение убытков; публичное решение различных тяжб с активным участием родовой группы обвиняемого или заинтересованного лица[71]. Вместе с тем были выявлены начальные процессы разложения общинного землевладения, рост авторитета и привилегий вождя, присвоение им права на руководство религиозным ритуалом и включение его родственников в совет старейшин. У ряда соседних с нага племен существовали уже автократические формы управления общиной (наследственные вожди), иерархия социальных групп (наверху которой четко выделяется «аристократия» общины), разложение или видоизменение многих общинных традиций.
Рассмотренные формы первобытной родовой демократии позволяют считать ее зародышем ряда демократических институтов, развившихся в рамках более поздних исторических типов демократии. Особо выделяются в этой связи следующие черты родовой демократии: суверенитет коллектива рода, выражением которого было собрание всех общинников; равенство личных прав и обязанностей; свобода выхода из общины; выборность вождя (старейшины) с правом его смещения; гласность управленческого процесса и судопроизводства. Ряд других черт родовой демократии, такие, как общественный характер управления, т. е. отсутствие особого разряда «управляющих» и особого аппарата принуждения; отсутствие фиксированных норм; совпадение личного и общественного интереса, — присущи только ей и в значительной степени утрачиваются уже в эпоху «военной демократии».
Следует обязательно учитывать своеобразную узость, ограниченность производственных отношений первобытного общества. Родовая община была малочисленна по составу, межплеменные связи были редки и случайны. Это ограничивало возможность передачи прогрессивных достижений от племени к племени. Особенно важно то, что это ограничение распространялось на обмен производственным опытом, улучшения в орудиях труда. Это определило развитие производительных сил и, как следствие, развитие других сторон общественной жизни.
К этому нужно добавить еще одну особенность первобытного общества. Род был не только производственным объединением людей, связанных известными производственными отношениями. Производственные отношения выступали в первобытной общине в оболочке родственных отношений. Там, где обрывались родственные связи, там по существу обрывались и производственные отношения. Членение общества зависело от уз родства. Имея это в виду, Энгельс писал, что структура первобытного общества основана на родовых связях[72]. Такая черта первобытного строя отражалась в сознании и поведении людей. Поэтому для первобытной эпохи характерно, что помощь, сотрудничество, обязательства и т.д. распространялись только на тех, кто охватывался родовыми связями. «Чужих» опасались, подчас рассматривали как врагов. «Все, что было вне племени,— писал Ф. Энгельс,— было вне закона»[73].
Собственность общины на средства производства, объективная необходимость максимального сплочения сил общины в борьбе с природой, родовой строй, неразвитость общественного и индивидуального сознания — все это определило и такую характерную черту первобытного общества, как подчиненность члена общины власти традиции, носителем которой была община. В этой связи Ф. Энгельс отмечал, что «племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась, безусловно, подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках». Природная «данность» первичной власти воспринималась через императивность первых табу и непререкаемость авторитета старейшин, поскольку то и другое осознавалось как бы автоматически, естественно.
Отсутствие власти, обособленной от общества и как бы стоящей над ним, — характерная особенность родовой формы общественной организации.
Родовой строй исключал возникновение понятия демократии как политического института по следующим двум причинам.
Первая причина состоит в крайне низком уровне материального производства и социальной организации. Отсюда примитивность первобытного социального строя, отсутствие какой-либо системы социальных институтов. На заре человеческой истории начали появляться лишь первые элементы того, что именуется теперь демократизмом. Однако первые элементы, зачатки демократизма — это еще не демократия как сложившееся социальное явление, и тем более не демократия как развитая социальная система.
Вторая причина, обусловившая отсутствие у первобытного человека представления о демократии, заключалась в характере родовой организации общества, характере тогдашней власти. Равенство в управлении делами рода или племени исключало саму постановку вопроса о возможности другой («недемократической») формы общественной организации.
Не испытывая угнетения и неравенства, первобытный человек не задавался вопросом, насколько он свободен и равен в правах с другими членами общины. По существу имело место совпадение общественной власти и общественного управления (т. е. принудительного и регулирующего элементов), функционирующих в условиях общей собственности на средства производства и социального равенства, присущих первобытному строю. Носителем власти, «сувереном» является все общество, т.е. род, фратрия, племя. Управление делами общества распространяется, как правило, только на такие отношения, которые затрагивают весь коллектив или существенную его часть. Во всем остальном общество предоставляет своим членам широкую личную независимость не только в суждениях, но и в поступках, вплоть до разрыва с родом и перехода в другой род.
Примитивной коллективности первобытного общества соответствовала неразвитая индивидуальность его членов. То и другое было связано между собой, взаимно друг друга обусловливало и «дополняло». Ни в каком другом обществе не совпадало так полно общественное и индивидуальное сознание. Содержание общественного сознания родоплеменной общины было примерно тождественно содержанию сознания члена этой общины. И наоборот. Речь, разумеется, идет о взрослом члене общины, прошедшем обряды инициации[74].
Власть традиции имела положительную сторону, поскольку она сплачивала, консолидировала общину и означала сохранение приобретенных знаний, производственных приемов и т. д.
Не следует, однако, преувеличивать, абсолютизировать эту власть общинных представлений над сознанием членов родоплеменных общин. Если бы власть родовой общины над сознанием индивида была абсолютной, а подчиненность индивида этой власти была рабской, тогда развитие первобытной общины было бы невозможным. Мы говорили выше о совпадении общественного сознания родоплеменной общины с индивидуальным сознанием его членов. И здесь нельзя допускать преувеличений. Это совпадение никогда не было и не могло быть полным, абсолютным. При таком полном совпадении развитие общественного сознания прекратилось бы, потому что новое в общественное сознание вводится через новое, возникающее в сознании индивидуальном. Это общая закономерность, распространяющаяся на все формации. Развитие, как известно, есть возникновение нового, а создание нового есть нарушение традиции, выход за ее пределы. Это относится и к области техники, к производительным силам — основе общественного развития. При первобытнообщинном строе развитие техники было очень медленным, но оно все же происходило и осуществлялось сознательной деятельностью и усилиями членов общины. Были открытия, находки, изобретения, и делались они талантом и трудом одаренных членов первобытных родов. История первобытного общества — «безличная» история. Ее действующие лица, их облик, имена, конкретная деятельность навсегда исчезли во тьме прошедших тысячелетий. Но и в ту далекую эпоху история была делом и творчеством людей, и в этом творчестве свою роль сыграли те из них, кто открыл новое, и это новое, при всех осложняющих обстоятельствах, принималось и усваивалось обществом.
Следует заметить, что в рамках первобытного общества были достигнуты выдающиеся успехи, осуществлены приобретения исключительного значения. Именно люди первобытного общества перешли от присвоения средств существования, данных природой, — охоты и собирательства, к их производству, они открыли, «изобрели» земледелие и скотоводство. Почти все виды культурных и домашних животных, которые выращиваются и разводятся современным сельским хозяйством, были выведены людьми первобытного общества. Что касается орудий производства, то укажем лишь на то, что переход от каменных орудий к металлическим также был осуществлен людьми первобытного общества, правда, в период его заката. Это было подлинно великое открытие. Нам станет ясно, какой скачок сделали при этом мысль человека, его технический гений, если учтем, что при изготовлении каменных орудий человек изменял только внешнюю форму предмета труда. Сам материал, из которого изготовлялись орудия: кремень, обсидан, кварцит — природа давала в готовом виде. При изготовлении металлических орудий материал, из которого они делались, т.е. металл, нужно было еще создавать. Поэтому переход к производству орудий из металла означал огромный шаг вперед и в уровне мышления, и в познании природы, и в производственном опыте людей.
Таким образом, справедливо отмечая ограниченные возможности в развитии первобытного коллектива и индивида, подчиненность индивида общине, не следует при этом впадать в крайности и изображать первобытную общину, индивида и отношения между ними в таком виде, что при этом по существу исключается возможность развития.
Таково положение, которое сложилось в общественных отношениях на уровне первобытного родового строя. Но следует заметить, что родовой строй знал и глубоко отрицательные нормы общения: племенная ограниченность, мстительность, жестокость, безрассудная приверженность к старине — к укоренившимся обычаям, глубокий самодовольный обскурантизм («бездонное невежество дикаря»), пропитанный мистикой, магией, религией.