Россия и мир в конце ХХ- начале ХХI века.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ
поучебной дисциплине
ОГСЭ.03 ИСТОРИЯ
учебно-методическоепособие
специальность
050144 Дошкольное образование
заочная форма получения образования
Воркута
ББК 63
С 17
Рассмотрено на заседании ПЦК преподавателей профессиональных дисциплин специальности «Социальная работа» Протокол № 4 от «18» сентября 2013г. Председатель ПЦК ______________________/Валенчак С.А./ | Утверждено учебно-методическим советом ГАОУСПОРК «Воркутинский педагогический колледж» Протокол № 8 от «21»октября 2013г. Председатель совета ___________________А.А. Шульга |
Составлено
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомсреднего профессионального образованияпо специальности 050144Дошкольное образование заочная форма получения образования
Заместитель директора колледжа
по учебно-воспитательной работе __________________Т.В.Томченко
С 17 Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплинеОГСЭ.04 История[Текст]: учебно-методическое пособие/сост.И.В. Лазарева, – Воркута: ГАОУСПО РК «ВПК», 2013. – 41с.
Рецензент:Пиженко И. А, преподаватель
В пособии представлены материалы для самостоятельного изучения учебной дисциплиныОГСЭ.03 История. В соответствии с тематическим планом перечислены дидактические единицы теоретических вопросов, даны задания для выполнения практической работы. Список используемых источников поможет студентам найти ответы на поставленные задания и вопросы.
Особое внимание отведено материалам для осуществления текущего и итогового контроля и оценки результатов освоения раздела учебной дисциплины.
Сборник материалов предназначен для студентов ГАОУСПО РК «Воркутинского педагогического колледжа», обучающихся по специальности 050144 Дошкольное образование для заочной формы получения образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
1. | Тематический план учебной дисциплины | |
2. | Содержание теоретического материала программы ОГСЭ.04 История | |
3. | Практические работы…………………………………………… | |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | |
4.1 | Текущий контроль: домашние контрольные работы………… | |
4.2 | Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен)………. | |
5. | Список использованных источников……………………………. | |
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс ОГСЭ.03 «История» является одной из учебных дисциплин определенных ФГОС СПО нового поколения в качестве базовых при обучении специальности 050144Дошкольное образование (заочная форма получения образования).
Знания по истории помогают формированию целостного представления студента обисторическом процессе как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности. Свою задачу автор пособия видит в том, чтобы помочь студенту лучше узнать и понять всеобщую историю.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения к результатамосвоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.
В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.04 История обучающийсядолжен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Пособие включает в себя: содержание теоретического материала программы, практические работы по вариантам, текущий контроль (домашние контрольные работы), итоговый контроль по дисциплине (вопросы теоретического и задания практической характера).
Содержание теоретического материала программы составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История», отражает темы по двум разделам. Дидактические единицы каждой темы позволят студентам более глубоко и последовательно изучить содержание программы. При этом к каждой теме (подтеме) предлагается список использованных источников, включая интернет ресурсы.
Практические работы составлены по темам теоретической части программы. Для их выполнения необходимо знать содержание теоретического материала, тема которого указывается в практической работе.
Содержание текущего и итогового контроля и оценкирезультатов освоения учебной дисциплины студентами взаимосвязаны. Домашние контрольные работы (текущий контроль) представлены в пособии в виде 20 вариантов и включают теоретические и практические задания. Для выполнения заданий домашней контрольной работы следует придерживаться списка использованных источников.
Следует отметить, что представленные темы контрольных домашних работ соответствуют вопросам и заданиям итогового контроля знаний и умений студентов по дисциплине (экзамен).
Учебно-методическое пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности 050144 Дошкольное образование заочной формы получения образования.
1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
В том числе: | |
практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Из них практические работы: | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины
ОГСЭ.03ИСТОРИЯ
специальность 050144Дошкольное образование
заочнаяформа получения образования
Наименование разделов и тем | Количество часов по заочной форме получения образования | |||||||
Максимальная учебная нагрузка | Обязательные учебные занятия | Самостоятельная работа | контроль | |||||
Всего аудиторных часов | Обзорно-установочные занятия | Практические лабораторные | СРС (теория) | СРС (практика) | ||||
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире | ||||||||
1.1. | Внутренняя политика СССР в начале 80- х годов ХХ века | |||||||
1.2. | Особенности идеологии, национальной и социальной политики в 80-е годы ХХ века | |||||||
1.3. | Культурное развитие СССР в 80-е годы. | |||||||
1.4. | Внешняя политика СССР в изучаемый период. | |||||||
1.5. | Отношения СССР с сопредельными государствами, Евросоюзом США и странами 3 мира. | |||||||
1.6. | Политические события в Восточной Европе | |||||||
1.7. | События в Европе и дезинтеграция СССР | |||||||
1.8. | Распад СССР и образование СНГ. | |||||||
1.9. | РФ- правопреемница СССР . | |||||||
1.10. | Геополитический анализ социально- экономических процессов в СССР. | |||||||
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ- начале ХХI века. | ||||||||
2.1. | Постсоветское пространство в 90-е годы ХХ века. | |||||||
2.2. | ХХ век. Локальные, национальные, религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР. | |||||||
2.3. | Участие международных организаций в разрешении современных конфликтов. | |||||||
2.4. | РФ в планах международных организаций. Военно – политическая конкуренция. НАТО. | |||||||
2.5. | Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | |||||||
2.6. | Внутренняя политика России на Кавказе. | |||||||
2.7. | Изменение территориального устройства РФ. | |||||||
2.8. | Расширение Евросоюза. Политическая ориентация России. | |||||||
2.9. | Формирование единого образовательного и культурного пространства Европы. | |||||||
2.10. | Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей. | |||||||
2.11. | Формирование в России массовой культуры. | |||||||
2.12. | Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. | |||||||
2.13. | Идеи политкультурности и молодежные экстремистские движения. | |||||||
2.14. | Перспективы развития России в современном мире. | |||||||
2.15. | Территориальная целостность России в условиях политического развития. | |||||||
2.16. | Инновационная деятельность приоритетных направлений в науке и экономике. | |||||||
2.17. | Сохранение культурного наследия в РФ. | |||||||
2.18. | Социально – экономический и политический курс развития современной России. | |||||||
2.19. | Научные открытия и технические достижения современной России. | |||||||
2.20. | Сколково- проект нового мышления в науке. | |||||||
2.21. | Индивидуальная свобода человека в современной России. | |||||||
2.22. | Правозащитные движения в современной России. | |||||||
2.23. | Стандартизация российского общества. | |||||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ
ИСТОРИЯ
Раздел 1.Развитие СССР и его место в мире.
Тема 1.1.Внутренняя политика СССР в начале 80- х годов ХХ века.
Истоки и причины перестройки.Положение в стране в начале 80-х гг. Система государственного управления СССР по Конституции 1977 года. Государственный аппарат власти и управления в период перестройки (1985-1991 гг.). Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды народных депутатов. Преобразования в экономике. Создание политических партий и движений. Итоги перестройки.
Список используемых источников
1.Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2/ О. И. Чистякова – М.: «Право», 1997. – 315 с.
2.Козлов В. А. Крамола инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР / В. А. Козлов // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 93-112.
3.Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 112-122.
4.Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз?(продолжение) / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №5. – С. 119-129.
5.Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики – 1992. - №6. – С. 60-70.
6.Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. / Г.
7.Остапкович //Вопросы экономики – 1998. - №7. – С. 153-159.
Тема 1.2.Особенности идеологии, национальной и социальной политики в 80-е годы ХХ века.
Социальная структура российского общества в начале хх века. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980 - х г.г. Особенности идеологии, национальной и социально - экономической политики.Социальная структура российского общества в начале ХХ века.
Список используемых источников
1. Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 112-122.
2. Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз?(продолжение) / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №5. – С. 119-129.
3. Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики – 1992. - №6. – С. 60-70.
4. Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 8-90-х гг. / Г. Остапкович //Вопросы экономики – 1998. - №7. – С. 153-159.
5. Чернова М. От застоя к перестройке / М. Чернова // История ПС – 1997. - №33. – С. 58-63.
6. Широков Н. А. В стране растет преступность. По данным статистики. / Н. А. Широков // Аргументы и факты – 1991. - июль. - №23. С. 5.
7. Яковлев А. Н. Маленькие тайны великого времени: О перестройке, 1985-1990 гг.: Беседа с доктором исторических наук А. Н. Яковлевым: Записал В. Л. Старков / А. Н. Яковлев // Аргументы и факты – 2000. – май. - №18. – С. 3.
Тема 1.3. Культурное развитие СССР в 80-е годы.
Духовная жизнь в начале 80-х годов. Сложные, противоречивые процессы. Официальная идеология и инакомыслие. Интенсивная законотворческая работа.законодательных актов, охватывающих самые различные сферы жизни: от брачно-семейного кодекса до закона о памятниках.
Список используемых источников.
1.Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995
2.Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.
3.Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.
Тема 1.4. Внешняя политика СССР в изучаемый период.
Отношения Российской федерации с блоком НАТО. СНГ как зона пересечения интересов НАТО и России. Геополитическая роль России в Азии. Недопустимость ядерной войны как средства достижения политических и, экономических, идеологических каких бы то ни было целей. Поиск путей к всеобщей безопасности на основе политических решений, взаимовыгодных соглашений и компромиссов. Признание за каждым народом права выбора собственного пути развития. Учет собственных национальных интересов и уважение интересов других государств. Создание внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашей страны. Отход от конфронтации, развитие равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений с бывшими противниками по “холодной войне”. Необходимость поддержки реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, в первую очередь в экономической области.
Список используемых источников.
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).
2. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора.// Российская газета. — 1997. — 28 мая.
3. Арбатов А. НАТО — главная проблема для европейской безопасности.// Независимая газета. — 1999. — 16 апреля.
4. Рогов С. М. Россия и США на пороге XXI века.// Свободная мысль. — 1997. — № 5.
5. Робертсон Дж. Отношения НАТО – Россия: новое начало.// Независимая газета.
6. Быков Ф. Геополитическая роль России в Азии.// Российское аналитическое обозрение. — 1998. — № 8 – 9.
7. Беляев С. Расширение НАТО на Восток: второй круг.// Евразия. — 1998. — № 2(28).
8. Солана Х. НАТО и Россия способны конструктивно сотрудничать.// Военный парад. — 1999. — № 31.
9. Селезнев Г. К. Новейшая история России и Запад (1985 – 1997 гг.). — М., 1998.
10. Эхо Планеты. — 2000. — № 22.
11. Иванов П., Халоша Б. НАТО и интересы безопасности России.// Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 8, 9.
Тема 1.5. Отношения СССР с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами 3 мира.
Глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и США. Холодная война - переход к системе двухполярного мира. Расширение сферы советского влияния. Речь Черчилля в Фултоне как призыв к созданию военного союза. Россия и мир в период "холодной войны", ее предпосылки и последствия. Россия и мир после Великой Отечественной войны (1946–1960 гг.). Противоборство двух систем в 1960-х–середине 1980-х гг. Окончание "холодной войны", ликвидация "горячих" точек.
Список используемых источников.
1.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. учебник, издание второе, переработанное и дополненное «ТК Велби», 2002 год.
2. Биографический справочник. Москва, 1997 год.
3.Автор: Семин В.П. Название: Отечественная История, издательство: Академический Проект, год: 2008.
4. Название: История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь, автор: Иванов Б.Ю. и др., издательство: "Большая Российская энциклопедия", год: 1999.
5. Название: История России: учебное пособие, автор: Кириллов В.В., издательство: Юрайт-Издат, год: 2007.
Тема 1.6. Политические события в Восточной Европе.
Политика разрядки. СССР и страны Запада. Отношения СССР с социалистическими странами. Перестройка политической системы в Восточной Европе. Бархатные революции.
Список используемых источников.
1. А. Буровский. Да здравствует «Застой»! «Золотой век» России. М.2010.
2. С. Семанов. Брежнев: правитель «золотого века».
3. Название: История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь, автор: Иванов Б.Ю. и др., издательство: "Большая Российская энциклопедия", год: 1999.
4. Название: История России: учебное пособие, автор: Кириллов В.В., издательство: Юрайт-Издат, год: 2007.
Тема 1.7. События в Европе и дезинтеграция СССР.
Социальные, политические и экономические предпосылки распада СССР. Кризисные явления в КПСС и госуправлении. Начало перестройки. Россия после ГКЧП. Дальнейшие перспективы и проблемы для России..Отношения СССР с социалистическими странами. Перестройка политической системы в Восточной Европе. Бархатные революции.
Список используемых источников.
1. . Буровский. Да здравствует «Застой»! «Золотой век» России. М.2010.
2. С. Семанов. Брежнев: правитель «золотого века».
3. Название: История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь, автор: Иванов Б.Ю. и др., издательство: "Большая Российская энциклопедия", год: 1999.
4. Название: История России: учебное пособие, автор: Кириллов В.В., издательство: Юрайт-Издат, год: 2007.
5. 1.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. учебник, издание второе, переработанное и дополненное «ТК Велби», 2002 год.
6. 2. Биографический справочник. Москва, 1997 год.
7. 3. Автор: Семин В.П. Название: Отечественная История, издательство: Академический Проект, год: 2008.
8. 4. Название: История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь, автор: Иванов Б.Ю. и др., издательство: "Большая Российская энциклопедия", год: 1999.
9. 5. Название: История России: учебное пособие, автор: Кириллов В.В., издательство: Юрайт-Издат, год: 2007.
Тема 1.8. Распад СССР и образование СНГ.
Противостояние центра и республик. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов. Попытки укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс. Распад СССР.
Список используемых источников.
1. Проект Договора о Союзе Суверенных Государств // Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.
2. История России: новейшее время (1945--1999). М., 2001.
3. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. II. М.
4. Аврус А.И., Голуб Ю.Г. Отечество в ХХ веке: от Российской империи до Российской Федерации. Саратов, 1997.
5. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995.
6. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.
7. Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999.
Тема 1.9. РФ- правопреемница СССР.
Возобновление Новоогаревского процесса. Проект договора ОССГ. Создание СНГ. Становление и развитие СНГ. Факторы интеграции. Россия – СНГ. Документы Содружества. Российская Федерация как правопреемница исторической России. Преодоление советской идентичности. Историческая Россия как субъект мировой политики.
Список используемых источников.
1. http://3ys.ru/politika-bezopasnosti-v-sfere-natsionalnoj-i-regionalnoj-problem-rossii/
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. http://be5.biz/pravo/ipda/52.htm
8. Россия сегодня: Политический портрет в документах: 1985--1991. М., 1991.
9. Соргин В. Политическая история современной России: 1985--1994. М., 1994.
10. Стратегия для России: повестка дня для президента-2000. М., 2000.
Тема 1.10. Геополитический анализ социально- экономических процессов в СССР.
Причины распада СССР и крах советской Империи нуждаются в объективном анализе, который ни в коем случае не может быть сведен к выявлению внешнего (враждебного) и внутреннего (подрывного) влияния, т.е. к "теории заговора". Внешнее давление либерально -демократического Запада на СССР было действительно огромно, а деятельность "подрывных элементов" внутри страны крайне эффективна и слажена. Но оба эти фактора стали решающими только в такой ситуации, когда существование советской Империи вошло в стадию внутреннего кризиса, имеющего глубокие и естественные причины, коренящиеся в самой специфике советского строя и советской системы. Без понимания этих внутренних причин распада и их анализа любые попытки реставрации СССР (и тем более создания Новой Империи) окажутся тщетными и бесперспективными. Более того, любая чисто инерциальная консервативность в этом вопросе может лишь еще ухудшить положение дел.
Список используемых источников.
Боффа Дж. История Советского Союза. М: Международные отношения, 2004.
Бутенко В. Откуда и куда идем. Лениздат, 1990.
Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
Дерлугьян Г.М. 2000. Крушение советской системы и его потенциальные следствия:2003.
Международный ежегодник: политика и экономика, 1991
Международный ежегодник: политика и экономика, 2001
Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. -- М.: ИНФРА-М, 2000. -269 с.
Раздел 2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа №1.
Тема2.5: Анализ программ, документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС и других организаций.
Цель:закрепить теоретические знания студентов по проблемеправового урегулирования международных вопросов в области политики, судебного производства, культуры, науки и т.д.
Задания:
1. Проанализируйте «Всеобщую декларацию о правах человека»
2. Определите основополагающие идеи данного документа.
3. Используя интерактивные источники составьте список документов ЮНЕСКО в области культуры.
Список использованных источников
1. А.Я. Азаров «Права человека. Новое знание» М, 95
2. А.Я. Азаров, Т.В. Болотина «Права человека» М,94
3. Г. Сапаргалиев «Основы государства и права Казахстана» А,94
4. А.Головатенко «Права человека и статус личности:история и современность.» АПКиПРО РФ,98
5. Права человека. Вопросы и ответы. Нью-Йорк,90
6. Права человека. Основополагающие принципы. USIA,97
7. WorldPress Review,1998
8. Human Rights Watch World Report,1998
9. Human Rights and Social Work,1998
10. Конституция РК
Практическая работа №2.
Тема 2.7. Анализ договоров СНГ.
Цель:способствовать формированию умений анализа, сопоставления, доказательства.
Задания:
1. Изучить историю образования СНГ.
2. Составьте список основополагающих документов СНГ.
3. Проанализируйте Устав СНГ.
Список использованных источников
1. Актуальные проблемы деятельности международных организаций: Теория и практика / А.Н. Калядин, В.И. Маркушина, Г.И. Морозов [и др.]; отв. ред. Г.И. Морозов. - М.: Междунар. отношения, 1982. - 351 с.
2. Барковский, И.А. Правотворческая деятельность Содружества Независимых Государств / И.А. Барковский. - Минск: Дикта, 2007. - 160 с.
3. Барковский, И.А. Проблемы совершенствования правотворческой деятельности Содружества Независимых Государств / И.А. Барковский // Бел.журн. междунар. права и междунар. отношений. - 2002, № 4. - С.22-27.
4. Введение в право Европейского союза: учеб. / С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко, А.О. Четвериков; под ред. С.Ю. Кашкина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Эксмо, 2008. - 284 с.
5. Глотова, С.В. Прямая применимость (эффект) директив Европейских сообществ во внутреннем праве государств - членов ЕС / С.В. Глотова // Моск. журн. междунар. права. - 1999. - № 3. - С. 175-188.
6. Экономический Суд Содружества Независимых Государств - 15 лет / Е.Ф. Довгань [и др.]. - Минск: Ковчег, 2008. - 330 с.
Практическая работа №3.
Тема 2.9.Процесс внедрения рыночных отношений в систему российского образования.
Цель:способствовать формированию умений анализа и работы с актуальными документами.
Задания:
1. Составьте стандартную схему системы российского образования.
2. Заполните следующую таблицу.
Основополагающие документы Министерства образования РФ с 2010 года
Дата принятия документа | Название документа | Основные проблемы, поднятые в документе |
Список использованных источников
1. Конституция РФ 12 декабря 1993г.
2. Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996г. N 3. Ст. 150.
3. Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996г. № 35. Ст. 4135.
4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000г. № 41. Ст. 4089.
5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2011г. № 10. Ст. 1377.
6. Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. М., 2010.
7. Алязова З.С. История образования // Вестник ТГПУ. 2009. № 12 (90).
Практическая работа №4.
Тема 2.12.Сохранение традиций в современной России.
Цель:способствовать формированию умений анализа , сопоставления, доказательства, творческого мышления.
Задания:
1. Изучите самостоятельно традиции современной России.
2. Определите, какие традиции пришли из глубины веков.
3. Напишите эссе на тему «Народные традиции как главный фактор социализации молодежи в современном обществе».
Список использованных источников
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» - М., 2005.
2. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации. www.yandex.ru-http://www.lsos/pages/view/74
3. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969.
4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1994. - Т. 3.
5. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.
6. Рождественская С.Б. Народные художественные традиции и формирование личности. Русские народные традиции и современность. - М.: Наука, 1995.
7. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. - М., 1976.
Практическая работа №5.
Практическая работа №6.
Практическая работа №7.
Практическая работа №8.
Практическая работа №9.
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Домашние контрольные работы
для студентов1курса1 семестр
Учебный год
Вариант №1
Задания теоретического характера.
1. Дайте определение понятия «внутренняя политика».
2. Назовите приоритетные задачи внутренней политики страны в 80 – годы ХХ века.
Задание практического характера.
1. Сравниет внутреннюю политику страны в 70 – е и 80- е годы ХХ века
Рекомендуемые источники
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.
Интернет – ресурсы:
http://www.praviteli.org/main/about.php
http://www.hist.msu.ru/
http://victory65.mgimo.ru/
http://lichm.narod.ru/
Вариант №2
Задания теоретического характера.
1. Дайте характеристику социальных преобразований брежневской эпохи.
2. Назовите основные планы правительства в области социальной политики.
Задание практического характера.
1. Проанализируйте материалы, касающиеся социальной политики СССР по материалам ХХV съезда КПСС.
Рекомендуемые источники
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.
Интернет – ресурсы:
http://www.praviteli.org/main/about.php
http://www.hist.msu.ru/
http://victory65.mgimo.ru/
http://lichm.narod.ru/
Вариант №3
Задания теоретического характера.
1. Определите основные направления развития культуры в 80- е годы ХХ века.
2. Назовите основополагающие идеологические принципы развития культуры в «эпоху застоя».
Задание практического характера.
1. Заполните следующую таблицу.
Наиболее яркие проявления культуры в 80- е годы ХХ века.
Направления культуры | Произведение | Автор |
Литература | ||
Кино | ||
Музыка | ||
Театр |
Рекомендуемые источники
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.
Интернет – ресурсы:
http://www.praviteli.org/main/about.php
http://www.hist.msu.ru/
http://victory65.mgimo.ru/
http://lichm.narod.ru/
Вариант №4
Задания теоретического характера.
1. Определите основные направления внешней политики исследуемого периода.
2. Проанализируйте отношения СССР со странами Запада в данный период.
Задание практического характера.
1. Опишите деятельность министров иностранных дел в 80 – е годы ХХ века.
Рекомендуемые источники
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.
Интернет – ресурсы:
http://www.praviteli.org/main/about.php
http://www.hist.msu.ru/
http://victory65.mgimo.ru/
http://lichm.narod.ru/
Вариант №5.
Задания теоретического характера.
1. Дайте характеристику социальных преобразований в странах Восточной Европы в период перестройки.
2. Назовите основные политические события в Восточной Европе в 90- е годы ХХ века..
Задание практического характера.
1. Заполните следующую таблицу.
Вариант №6.
Задания теоретического характера.
1. Определите основные направления перестройки в СССР.
2. Охарактеризуйте идеологическую основу событий перестройки в СССР.
Задание практического характера.
1. Сравните основные программные разработки формирования рыночных отношений осенью 1991 года, заполнив следующую таблицу.
Программа Рыжкова Н. И.- Абалкина Л. И. | Программа Явлинского Г. А.- Шаталина С. С. «500 дней» |
Рекомендуемые источники
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.
Интернет – ресурсы:
http://www.praviteli.org/main/about.php
http://www.hist.msu.ru/
http://victory65.mgimo.ru/
http://lichm.narod.ru/
Вариант №7.
Тема:Образование СНГ.
Задания теоретического характера.
1. Охарактеризуйте основные этапы образования СНГ.
2. Проанализируйте отношения СССР со странами СНГ в постперестроечный период.
Задание практического характера.
1. Заполните следующую сравнительную таблицу.
Дата | Участники | Основные документы | |
Совещание глав трех государств в Беловежской Пуще | |||
Алма-Атинское соглашение |
Рекомендуемые источники
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.
Интернет – ресурсы:
http://www.praviteli.org/main/about.php
http://www.hist.msu.ru/
http://victory65.mgimo.ru/
http://lichm.narod.ru/
Вариант №8.
Тема:Распад СССР.
Задания теоретического характера.
1. Определите противоречивость и ошибки национальной политики начала 90- х годов ХХ века.
2. Проанализируйте кризис коммунистической идеологии.
Задание практического характера.
1. Составьте список открытых межнациональных конфликтов, приведших к распаду СССР
Рекомендуемые источники
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.
Интернет – ресурсы:
http://www.praviteli.org/main/about.php
http://www.hist.msu.ru/
http://victory65.mgimo.ru/