Россия и мир в конце ХХ- начале ХХI века.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ

поучебной дисциплине

ОГСЭ.03 ИСТОРИЯ

учебно-методическоепособие

специальность

050144 Дошкольное образование

заочная форма получения образования

Воркута

ББК 63

С 17

Рассмотрено на заседании ПЦК преподавателей профессиональных дисциплин специальности «Социальная работа» Протокол № 4 от «18» сентября 2013г. Председатель ПЦК ______________________/Валенчак С.А./ Утверждено учебно-методическим советом ГАОУСПОРК «Воркутинский педагогический колледж» Протокол № 8 от «21»октября 2013г. Председатель совета ___________________А.А. Шульга

Составлено

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомсреднего профессионального образованияпо специальности 050144Дошкольное образование заочная форма получения образования

Заместитель директора колледжа

по учебно-воспитательной работе __________________Т.В.Томченко

С 17 Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплинеОГСЭ.04 История[Текст]: учебно-методическое пособие/сост.И.В. Лазарева, – Воркута: ГАОУСПО РК «ВПК», 2013. – 41с.

Рецензент:Пиженко И. А, преподаватель

В пособии представлены материалы для самостоятельного изучения учебной дисциплиныОГСЭ.03 История. В соответствии с тематическим планом перечислены дидактические единицы теоретических вопросов, даны задания для выполнения практической работы. Список используемых источников поможет студентам найти ответы на поставленные задания и вопросы.

Особое внимание отведено материалам для осуществления текущего и итогового контроля и оценки результатов освоения раздела учебной дисциплины.

Сборник материалов предназначен для студентов ГАОУСПО РК «Воркутинского педагогического колледжа», обучающихся по специальности 050144 Дошкольное образование для заочной формы получения образования.

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение
1. Тематический план учебной дисциплины
2. Содержание теоретического материала программы ОГСЭ.04 История
3. Практические работы……………………………………………
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
4.1 Текущий контроль: домашние контрольные работы…………
4.2 Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен)……….
5. Список использованных источников…………………………….
     

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс ОГСЭ.03 «История» является одной из учебных дисциплин определенных ФГОС СПО нового поколения в качестве базовых при обучении специальности 050144Дошкольное образование (заочная форма получения образования).

Знания по истории помогают формированию целостного представления студента обисторическом процессе как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности. Свою задачу автор пособия видит в том, чтобы помочь студенту лучше узнать и понять всеобщую историю.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения к результатамосвоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.04 История обучающийсядолжен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Пособие включает в себя: содержание теоретического материала программы, практические работы по вариантам, текущий контроль (домашние контрольные работы), итоговый контроль по дисциплине (вопросы теоретического и задания практической характера).

Содержание теоретического материала программы составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История», отражает темы по двум разделам. Дидактические единицы каждой темы позволят студентам более глубоко и последовательно изучить содержание программы. При этом к каждой теме (подтеме) предлагается список использованных источников, включая интернет ресурсы.

Практические работы составлены по темам теоретической части программы. Для их выполнения необходимо знать содержание теоретического материала, тема которого указывается в практической работе.

Содержание текущего и итогового контроля и оценкирезультатов освоения учебной дисциплины студентами взаимосвязаны. Домашние контрольные работы (текущий контроль) представлены в пособии в виде 20 вариантов и включают теоретические и практические задания. Для выполнения заданий домашней контрольной работы следует придерживаться списка использованных источников.

Следует отметить, что представленные темы контрольных домашних работ соответствуют вопросам и заданиям итогового контроля знаний и умений студентов по дисциплине (экзамен).

Учебно-методическое пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности 050144 Дошкольное образование заочной формы получения образования.

1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:  
практические занятия -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Из них практические работы:
Промежуточная аттестация в форме экзамена  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины

ОГСЭ.03ИСТОРИЯ

специальность 050144Дошкольное образование

заочнаяформа получения образования

  Наименование разделов и тем Количество часов по заочной форме получения образования
Максимальная учебная нагрузка     Обязательные учебные занятия Самостоятельная работа контроль
Всего аудиторных часов Обзорно-установочные занятия Практические лабораторные СРС (теория) СРС (практика)
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире      
1.1. Внутренняя политика СССР в начале 80- х годов ХХ века      
1.2. Особенности идеологии, национальной и социальной политики в 80-е годы ХХ века          
1.3. Культурное развитие СССР в 80-е годы.          
1.4. Внешняя политика СССР в изучаемый период.      
1.5. Отношения СССР с сопредельными государствами, Евросоюзом США и странами 3 мира.          
1.6. Политические события в Восточной Европе      
1.7. События в Европе и дезинтеграция СССР          
1.8. Распад СССР и образование СНГ.      
1.9. РФ- правопреемница СССР .          
1.10. Геополитический анализ социально- экономических процессов в СССР.          
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ- начале ХХI века.      
2.1. Постсоветское пространство в 90-е годы ХХ века.          
2.2. ХХ век. Локальные, национальные, религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР.      
2.3. Участие международных организаций в разрешении современных конфликтов.          
2.4. РФ в планах международных организаций. Военно – политическая конкуренция. НАТО.          
2.5. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.    
2.6. Внутренняя политика России на Кавказе.          
2.7. Изменение территориального устройства РФ.        
2.8. Расширение Евросоюза. Политическая ориентация России.          
2.9. Формирование единого образовательного и культурного пространства Европы.        
2.10. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей.          
2.11. Формирование в России массовой культуры.          
2.12. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.    
2.13. Идеи политкультурности и молодежные экстремистские движения.        
2.14. Перспективы развития России в современном мире.        
2.15. Территориальная целостность России в условиях политического развития.          
2.16. Инновационная деятельность приоритетных направлений в науке и экономике.        
2.17. Сохранение культурного наследия в РФ.          
2.18. Социально – экономический и политический курс развития современной России.      
2.19. Научные открытия и технические достижения современной России.        
2.20. Сколково- проект нового мышления в науке.          
2.21. Индивидуальная свобода человека в современной России.          
2.22. Правозащитные движения в современной России.          
2.23. Стандартизация российского общества.          
  ИТОГО    

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ

ИСТОРИЯ

Раздел 1.Развитие СССР и его место в мире.

Тема 1.1.Внутренняя политика СССР в начале 80- х годов ХХ века.

Истоки и причины перестройки.Положение в стране в начале 80-х гг. Система государственного управления СССР по Конституции 1977 года. Государственный аппарат власти и управления в период перестройки (1985-1991 гг.). Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды народных депутатов. Преобразования в экономике. Создание политических партий и движений. Итоги перестройки.

Список используемых источников

1.Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2/ О. И. Чистякова – М.: «Право», 1997. – 315 с.

2.Козлов В. А. Крамола инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР / В. А. Козлов // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 93-112.

3.Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 112-122.

4.Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз?(продолжение) / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №5. – С. 119-129.

5.Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики – 1992. - №6. – С. 60-70.

6.Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. / Г.

7.Остапкович //Вопросы экономики – 1998. - №7. – С. 153-159.

Тема 1.2.Особенности идеологии, национальной и социальной политики в 80-е годы ХХ века.

Социальная структура российского общества в начале хх века. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980 - х г.г. Особенности идеологии, национальной и социально - экономической политики.Социальная структура российского общества в начале ХХ века.

Список используемых источников

1. Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 112-122.

2. Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз?(продолжение) / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №5. – С. 119-129.

3. Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики – 1992. - №6. – С. 60-70.

4. Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 8-90-х гг. / Г. Остапкович //Вопросы экономики – 1998. - №7. – С. 153-159.

5. Чернова М. От застоя к перестройке / М. Чернова // История ПС – 1997. - №33. – С. 58-63.

6. Широков Н. А. В стране растет преступность. По данным статистики. / Н. А. Широков // Аргументы и факты – 1991. - июль. - №23. С. 5.

7. Яковлев А. Н. Маленькие тайны великого времени: О перестройке, 1985-1990 гг.: Беседа с доктором исторических наук А. Н. Яковлевым: Записал В. Л. Старков / А. Н. Яковлев // Аргументы и факты – 2000. – май. - №18. – С. 3.

Тема 1.3. Культурное развитие СССР в 80-е годы.

Духовная жизнь в начале 80-х годов. Сложные, противоречивые процессы. Официальная идеология и инакомыслие. Интенсивная законотворческая работа.законодательных актов, охватывающих самые различные сферы жизни: от брачно-семейного кодекса до закона о памятниках.

Список используемых источников.

1.Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

2.Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

3.Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.

Тема 1.4. Внешняя политика СССР в изучаемый период.

Отношения Российской федерации с блоком НАТО. СНГ как зона пересечения интересов НАТО и России. Геополитическая роль России в Азии. Недопустимость ядерной войны как средства достижения политических и, экономических, идеологических каких бы то ни было целей. Поиск путей к всеобщей безопасности на основе политических решений, взаимовыгодных соглашений и компромиссов. Признание за каждым народом права выбора собственного пути развития. Учет собственных национальных интересов и уважение интересов других государств. Создание внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашей страны. Отход от конфронтации, развитие равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений с бывшими противниками по “холодной войне”. Необходимость поддержки реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, в первую очередь в экономической области.

Список используемых источников.

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

2. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора.// Российская газета. — 1997. — 28 мая.

3. Арбатов А. НАТО — главная проблема для европейской безопасности.// Независимая газета. — 1999. — 16 апреля.

4. Рогов С. М. Россия и США на пороге XXI века.// Свободная мысль. — 1997. — № 5.

5. Робертсон Дж. Отношения НАТО – Россия: новое начало.// Независимая газета.

6. Быков Ф. Геополитическая роль России в Азии.// Российское аналитическое обозрение. — 1998. — № 8 – 9.

7. Беляев С. Расширение НАТО на Восток: второй круг.// Евразия. — 1998. — № 2(28).

8. Солана Х. НАТО и Россия способны конструктивно сотрудничать.// Военный парад. — 1999. — № 31.

9. Селезнев Г. К. Новейшая история России и Запад (1985 – 1997 гг.). — М., 1998.

10. Эхо Планеты. — 2000. — № 22.

11. Иванов П., Халоша Б. НАТО и интересы безопасности России.// Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 8, 9.

Тема 1.5. Отношения СССР с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами 3 мира.

Глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и США. Холодная война - переход к системе двухполярного мира. Расширение сферы советского влияния. Речь Черчилля в Фултоне как призыв к созданию военного союза. Россия и мир в период "холодной войны", ее предпосылки и последствия. Россия и мир после Великой Отечественной войны (1946–1960 гг.). Противоборство двух систем в 1960-х–середине 1980-х гг. Окончание "холодной войны", ликвидация "горячих" точек.

Список используемых источников.

1.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. учебник, издание второе, переработанное и дополненное «ТК Велби», 2002 год.

2. Биографический справочник. Москва, 1997 год.

3.Автор: Семин В.П. Название: Отечественная История, издательство: Академический Проект, год: 2008.

4. Название: История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь, автор: Иванов Б.Ю. и др., издательство: "Большая Российская энциклопедия", год: 1999.

5. Название: История России: учебное пособие, автор: Кириллов В.В., издательство: Юрайт-Издат, год: 2007.

Тема 1.6. Политические события в Восточной Европе.

Политика разрядки. СССР и страны Запада. Отношения СССР с социалистическими странами. Перестройка политической системы в Восточной Европе. Бархатные революции.

Список используемых источников.

1. А. Буровский. Да здравствует «Застой»! «Золотой век» России. М.2010.

2. С. Семанов. Брежнев: правитель «золотого века».

3. Название: История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь, автор: Иванов Б.Ю. и др., издательство: "Большая Российская энциклопедия", год: 1999.

4. Название: История России: учебное пособие, автор: Кириллов В.В., издательство: Юрайт-Издат, год: 2007.

Тема 1.7. События в Европе и дезинтеграция СССР.

Социальные, политические и экономические предпосылки распада СССР. Кризисные явления в КПСС и госуправлении. Начало перестройки. Россия после ГКЧП. Дальнейшие перспективы и проблемы для России..Отношения СССР с социалистическими странами. Перестройка политической системы в Восточной Европе. Бархатные революции.

Список используемых источников.

1. . Буровский. Да здравствует «Застой»! «Золотой век» России. М.2010.

2. С. Семанов. Брежнев: правитель «золотого века».

3. Название: История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь, автор: Иванов Б.Ю. и др., издательство: "Большая Российская энциклопедия", год: 1999.

4. Название: История России: учебное пособие, автор: Кириллов В.В., издательство: Юрайт-Издат, год: 2007.

5. 1.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. учебник, издание второе, переработанное и дополненное «ТК Велби», 2002 год.

6. 2. Биографический справочник. Москва, 1997 год.

7. 3. Автор: Семин В.П. Название: Отечественная История, издательство: Академический Проект, год: 2008.

8. 4. Название: История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь, автор: Иванов Б.Ю. и др., издательство: "Большая Российская энциклопедия", год: 1999.

9. 5. Название: История России: учебное пособие, автор: Кириллов В.В., издательство: Юрайт-Издат, год: 2007.

Тема 1.8. Распад СССР и образование СНГ.

Противостояние центра и республик. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов. Попытки укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс. Распад СССР.

Список используемых источников.

1. Проект Договора о Союзе Суверенных Государств // Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.

2. История России: новейшее время (1945--1999). М., 2001.

3. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. II. М.

4. Аврус А.И., Голуб Ю.Г. Отечество в ХХ веке: от Российской империи до Российской Федерации. Саратов, 1997.

5. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995.

6. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

7. Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999.

Тема 1.9. РФ- правопреемница СССР.

Возобновление Новоогаревского процесса. Проект договора ОССГ. Создание СНГ. Становление и развитие СНГ. Факторы интеграции. Россия – СНГ. Документы Содружества. Российская Федерация как правопреемница исторической России. Преодоление советской идентичности. Историческая Россия как субъект мировой политики.

Список используемых источников.

1. http://3ys.ru/politika-bezopasnosti-v-sfere-natsionalnoj-i-regionalnoj-problem-rossii/

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. http://be5.biz/pravo/ipda/52.htm

8. Россия сегодня: Политический портрет в документах: 1985--1991. М., 1991.

9. Соргин В. Политическая история современной России: 1985--1994. М., 1994.

10. Стратегия для России: повестка дня для президента-2000. М., 2000.

Тема 1.10. Геополитический анализ социально- экономических процессов в СССР.

Причины распада СССР и крах советской Империи нуждаются в объективном анализе, который ни в коем случае не может быть сведен к выявлению внешнего (враждебного) и внутреннего (подрывного) влияния, т.е. к "теории заговора". Внешнее давление либерально -демократического Запада на СССР было действительно огромно, а деятельность "подрывных элементов" внутри страны крайне эффективна и слажена. Но оба эти фактора стали решающими только в такой ситуации, когда существование советской Империи вошло в стадию внутреннего кризиса, имеющего глубокие и естественные причины, коренящиеся в самой специфике советского строя и советской системы. Без понимания этих внутренних причин распада и их анализа любые попытки реставрации СССР (и тем более создания Новой Империи) окажутся тщетными и бесперспективными. Более того, любая чисто инерциальная консервативность в этом вопросе может лишь еще ухудшить положение дел.

Список используемых источников.

Боффа Дж. История Советского Союза. М: Международные отношения, 2004.

Бутенко В. Откуда и куда идем. Лениздат, 1990.

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Дерлугьян Г.М. 2000. Крушение советской системы и его потенциальные следствия:2003.

Международный ежегодник: политика и экономика, 1991

Международный ежегодник: политика и экономика, 2001

Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. -- М.: ИНФРА-М, 2000. -269 с.

Раздел 2.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа №1.

Тема2.5: Анализ программ, документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС и других организаций.

Цель:закрепить теоретические знания студентов по проблемеправового урегулирования международных вопросов в области политики, судебного производства, культуры, науки и т.д.

Задания:

1. Проанализируйте «Всеобщую декларацию о правах человека»

2. Определите основополагающие идеи данного документа.

3. Используя интерактивные источники составьте список документов ЮНЕСКО в области культуры.

Список использованных источников

1. А.Я. Азаров «Права человека. Новое знание» М, 95

2. А.Я. Азаров, Т.В. Болотина «Права человека» М,94

3. Г. Сапаргалиев «Основы государства и права Казахстана» А,94

4. А.Головатенко «Права человека и статус личности:история и современность.» АПКиПРО РФ,98

5. Права человека. Вопросы и ответы. Нью-Йорк,90

6. Права человека. Основополагающие принципы. USIA,97

7. WorldPress Review,1998

8. Human Rights Watch World Report,1998

9. Human Rights and Social Work,1998

10. Конституция РК

Практическая работа №2.

Тема 2.7. Анализ договоров СНГ.

Цель:способствовать формированию умений анализа, сопоставления, доказательства.

Задания:

1. Изучить историю образования СНГ.

2. Составьте список основополагающих документов СНГ.

3. Проанализируйте Устав СНГ.

Список использованных источников

1. Актуальные проблемы деятельности международных организаций: Теория и практика / А.Н. Калядин, В.И. Маркушина, Г.И. Морозов [и др.]; отв. ред. Г.И. Морозов. - М.: Междунар. отношения, 1982. - 351 с.

2. Барковский, И.А. Правотворческая деятельность Содружества Независимых Государств / И.А. Барковский. - Минск: Дикта, 2007. - 160 с.

3. Барковский, И.А. Проблемы совершенствования правотворческой деятельности Содружества Независимых Государств / И.А. Барковский // Бел.журн. междунар. права и междунар. отношений. - 2002, № 4. - С.22-27.

4. Введение в право Европейского союза: учеб. / С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко, А.О. Четвериков; под ред. С.Ю. Кашкина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Эксмо, 2008. - 284 с.

5. Глотова, С.В. Прямая применимость (эффект) директив Европейских сообществ во внутреннем праве государств - членов ЕС / С.В. Глотова // Моск. журн. междунар. права. - 1999. - № 3. - С. 175-188.

6. Экономический Суд Содружества Независимых Государств - 15 лет / Е.Ф. Довгань [и др.]. - Минск: Ковчег, 2008. - 330 с.

Практическая работа №3.

Тема 2.9.Процесс внедрения рыночных отношений в систему российского образования.

Цель:способствовать формированию умений анализа и работы с актуальными документами.

Задания:

1. Составьте стандартную схему системы российского образования.

2. Заполните следующую таблицу.

Основополагающие документы Министерства образования РФ с 2010 года

Дата принятия документа Название документа Основные проблемы, поднятые в документе
     

Список использованных источников

1. Конституция РФ 12 декабря 1993г.

2. Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996г. N 3. Ст. 150.

3. Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996г. № 35. Ст. 4135.

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000г. № 41. Ст. 4089.

5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2011г. № 10. Ст. 1377.

6. Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. М., 2010.

7. Алязова З.С. История образования // Вестник ТГПУ. 2009. № 12 (90).

Практическая работа №4.

Тема 2.12.Сохранение традиций в современной России.

Цель:способствовать формированию умений анализа , сопоставления, доказательства, творческого мышления.

Задания:

1. Изучите самостоятельно традиции современной России.

2. Определите, какие традиции пришли из глубины веков.

3. Напишите эссе на тему «Народные традиции как главный фактор социализации молодежи в современном обществе».

Список использованных источников

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» - М., 2005.

2. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации. www.yandex.ru-http://www.lsos/pages/view/74

3. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969.

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1994. - Т. 3.

5. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.

6. Рождественская С.Б. Народные художественные традиции и формирование личности. Русские народные традиции и современность. - М.: Наука, 1995.

7. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. - М., 1976.

Практическая работа №5.

Практическая работа №6.

Практическая работа №7.

Практическая работа №8.

Практическая работа №9.

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Домашние контрольные работы

для студентов1курса1 семестр

Учебный год

Вариант №1

Задания теоретического характера.

1. Дайте определение понятия «внутренняя политика».

2. Назовите приоритетные задачи внутренней политики страны в 80 – годы ХХ века.

Задание практического характера.

1. Сравниет внутреннюю политику страны в 70 – е и 80- е годы ХХ века

Рекомендуемые источники

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.

Интернет – ресурсы:

http://www.praviteli.org/main/about.php

http://www.hist.msu.ru/

http://victory65.mgimo.ru/

http://lichm.narod.ru/

Вариант №2

Задания теоретического характера.

1. Дайте характеристику социальных преобразований брежневской эпохи.

2. Назовите основные планы правительства в области социальной политики.

Задание практического характера.

1. Проанализируйте материалы, касающиеся социальной политики СССР по материалам ХХV съезда КПСС.

Рекомендуемые источники

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.

Интернет – ресурсы:

http://www.praviteli.org/main/about.php

http://www.hist.msu.ru/

http://victory65.mgimo.ru/

http://lichm.narod.ru/

Вариант №3

Задания теоретического характера.

1. Определите основные направления развития культуры в 80- е годы ХХ века.

2. Назовите основополагающие идеологические принципы развития культуры в «эпоху застоя».

Задание практического характера.

1. Заполните следующую таблицу.

Наиболее яркие проявления культуры в 80- е годы ХХ века.

Направления культуры Произведение Автор
Литература    
Кино    
Музыка    
Театр    

Рекомендуемые источники

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.

Интернет – ресурсы:

http://www.praviteli.org/main/about.php

http://www.hist.msu.ru/

http://victory65.mgimo.ru/

http://lichm.narod.ru/

Вариант №4

Задания теоретического характера.

1. Определите основные направления внешней политики исследуемого периода.

2. Проанализируйте отношения СССР со странами Запада в данный период.

Задание практического характера.

1. Опишите деятельность министров иностранных дел в 80 – е годы ХХ века.

Рекомендуемые источники

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.

Интернет – ресурсы:

http://www.praviteli.org/main/about.php

http://www.hist.msu.ru/

http://victory65.mgimo.ru/

http://lichm.narod.ru/

Вариант №5.

Задания теоретического характера.

1. Дайте характеристику социальных преобразований в странах Восточной Европы в период перестройки.

2. Назовите основные политические события в Восточной Европе в 90- е годы ХХ века..

Задание практического характера.

1. Заполните следующую таблицу.

Вариант №6.

Задания теоретического характера.

1. Определите основные направления перестройки в СССР.

2. Охарактеризуйте идеологическую основу событий перестройки в СССР.

Задание практического характера.

1. Сравните основные программные разработки формирования рыночных отношений осенью 1991 года, заполнив следующую таблицу.

Программа Рыжкова Н. И.- Абалкина Л. И. Программа Явлинского Г. А.- Шаталина С. С. «500 дней»
   

Рекомендуемые источники

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.

Интернет – ресурсы:

http://www.praviteli.org/main/about.php

http://www.hist.msu.ru/

http://victory65.mgimo.ru/

http://lichm.narod.ru/

Вариант №7.

Тема:Образование СНГ.

Задания теоретического характера.

1. Охарактеризуйте основные этапы образования СНГ.

2. Проанализируйте отношения СССР со странами СНГ в постперестроечный период.

Задание практического характера.

1. Заполните следующую сравнительную таблицу.

  Дата Участники Основные документы
Совещание глав трех государств в Беловежской Пуще      
Алма-Атинское соглашение      

Рекомендуемые источники

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.

Интернет – ресурсы:

http://www.praviteli.org/main/about.php

http://www.hist.msu.ru/

http://victory65.mgimo.ru/

http://lichm.narod.ru/

Вариант №8.

Тема:Распад СССР.

Задания теоретического характера.

1. Определите противоречивость и ошибки национальной политики начала 90- х годов ХХ века.

2. Проанализируйте кризис коммунистической идеологии.

Задание практического характера.

1. Составьте список открытых межнациональных конфликтов, приведших к распаду СССР

Рекомендуемые источники

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. «История России с начала XIX века до начала XXI века». – М.: Издательство «Астрель», 2003.

Интернет – ресурсы:

http://www.praviteli.org/main/about.php

http://www.hist.msu.ru/

http://victory65.mgimo.ru/

Наши рекомендации