Данная Конвенция содержит лишь необязывающие рекомендации.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11.12.1997).

Стороны протокола по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов не превышали установленных для них количеств, рассчитанных во исполнение их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в приложении В, и в соответствии с положениями настоящей статьи, в целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств с 2008 по 2012 год.

94. Понятие, становление, принципы и источники м/н уголовного права

М/н уголовное правопредставляет собой систему принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными м/ни договорами.

М/н уголовное право представляет собой систему общепризнанных международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество между субъектами м/н права по предупреждению преступлений и привлечению виновных физических лиц к ответственности за совершение м/н преступлений и преступлений м/н характера, оказанию судебной помощи, проведению расследования уголовного преследования и судебного разбирательства, применению и исполнению меры наказания, обжалованию и пересмотру судебных решений.

Становление данной отрасли м/н права можно отнести к XIX в. Однако отдельные институты этой отрасли м/н права начали формироваться гораздо раньше. Прежде всего, это относится к институту экстрадиции (выдачи преступников). Еще в 1296 г. до н.э. был заключен договор между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выдаче беглых рабов, которые по законам того времени являлись преступниками.

Но наибольшую активность в вопросах сотрудничества по борьбе с уголовными преступлениями м/н характера государства проявили именно в XIX в. Примером тому Венский конгресс 1815 г., на котором была принята специальная Деклара­ция в отношении рабства и работорговли. В 1818 г. Аахенский конгресс рабство и работорговлю признал преступной. Буквально через два десятка лет договором между Россией, Австрией, Англией, Францией и Пруссией (1841 г.) работорговля была приравнена к пиратству и военным кораблям стран — участниц договора была предоставлена возможность останавливать и обыскивать подозре­ваемые в работорговле суда, освобождать рабов и предавать ви­новных органам правосудия.

Началом кодификации м/н уголовного права можно считать принятие в 1945 г. Устава М/н воен­ного трибунала. Далее процесс кодификации нашел свое отраже­ние в Уставе Токийского трибунала 1946 г., Уставе М/н трибунала по Югославии 1993 г., Уставе М/н военного трибунала по Руанде 1994 г. и Статуте М/н уголовного суда 1998 г.

Огромную роль в становлении м/н уголовного права сыграли конвенции о запрете рабства и работорговли; пре­ступности и наказуемости фальшивомонетничества; терроризма; незаконного оборота наркотических средств и психотропных ве­ществ и др. Данные договоры, а также соглашения о правовой по­мощи по гражданским, семейным и уголовным делам и соглаше­ния о выдаче преступников составляют основной массив источни­ков м/н уголовного права.

Фундаментом м/н уголовного права, стержнем его системы являются общие и специальные принципы. В качестве об­щих принципов данной отрасли следует назвать:

· принцип неприме­нения силы и угрозы силой,

· принцип мирного разрешения м/н споров,

· принцип невмешательства во внутренние дела государств,

· принцип уважения прав и основных свобод человека,

· принцип сотрудничества.

Специальные принципы м/н уголовного права получили закрепление в Уставе М/н военного трибунала 1945 г., Всеобщей декларации прав и основных свобод человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека.

Объектом регулирования м/н уголовного права являются межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и м/н организаций. Соответственно, субъектами являются государства и м/н организации.

Основными источниками м/н уголовного права принято считать м/н договор и м/н обычай.

Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью следующим образом:

· заключают договоры о борьбе с отдельными видами м/н преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам,

· осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности.

Источниками м/н уголовного права являются:

· конвенции о борьбе с м/н преступлениями и преступлениями м/н характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);

· договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

· договоры, регулирующие деятельность м/н организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

95. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями м/н характера

Формы сотрудничества:

· обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;

· исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий;

· розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

· некоторые другие.

Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное согла­шениями, производятся на основании запросов. Форма и содержание запроса о содействии, порядок исполнения запроса, представление документов и других материалов, содержание предоставляемой ин­формации, в принципе не отличаются от предусматриваемых догово­рами о правовой помощи.

Виды сотрудничества:

· Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства

· Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями таможенного законодательства

· Сотрудничество органов внутренних дел РФ с зарубежными правоохранительными органами в борьбе с общеуголовной преступностью.

МВД России заключило несколько десятков соглашений о борьбе с преступностью:

· Соглашение о взаимодействии минис­терств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г.,

· Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движе­ния 1993 г.,

· Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания 1993 г.,

· Соглашение о сотрудничестве министерств внут­ренних дел стран СНГ в сфере борьбы с организованной преступнос­тью 1994 г. и другие.

В целях унификации положений заключаемых согла­шений Правительство РФ в 1995 г. утвердило типовой проект Согла­шения о сотрудничестве между МВД РФ и министерствами внутрен­них дел иностранных государств, устанавливающий порядок и формы взаимодействия органов внутренних дел РФ с соответствующими органами зарубежных государств.

В соответствии с договорами органы внутренних дел РФ сотруд­ничают в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии пре­ступлений и прежде всего:

· насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;

· террористических актов;

· коррупции и деятельности организованной преступности,

· незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядови­тых веществ, а также радиоактивных материалов;

· незаконных производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;

· преступлений в сфере экономики, в том числе легализации дохо­дов, полученных от преступной деятельности;

· изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;

· преступных посягательств на культурные и исторические цен­ности;

· преступлений на транспорте и др.

96. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников. Примеры

Под правовой помощью по уголовным делам понимаются про­цессуальные действия, осуществляемые правоохранительными орга­нами на основании запросов учреждений юстиции иностранных го­сударств в соответствии с положениями м/н договоров.

1. М/н договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам

Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматрива­ют м/н договоры РФ — межгосударственные, межпра­вительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ

А. Межгосударственные договоры можно подразделить на два основных вида:

конвенции о борьбе с преступлениями м/н характе­ра (их около двадцати — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юриди­ческие действия — обмен информацией, передача предметов, связан­ных с преступлением, др.);

договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (их порядка тридцати). При этом необходимо учитывать, что, во-пер­вых, некоторые соглашения в настоящее время прекратили свое дей­ствие (в частности, договоры с ГДР 1979 г., с Югославией 1962 г.), и, во-вторых, правовая помощь по уголовным делам предусматривается не всеми договорами о правовой помощи (некоторые договоры — о помощи лишь по гражданским делам).

Б. Межправительственные договоры — это двусто­ронние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений м/н характера (незаконные операции с наркотиками, культурными ценностями, контрабанда) и соглашения о сотрудниче­стве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями нало­гового законодательства (исключение составляет, пожалуй, лишь Соглашение между Правительствами РФ и США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г., носящее общий характер).

Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указан­ные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответству­ющими специалистами и технологиями и т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

В. Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между ор­ганами прокуратуры можно выделить в отдельную группу. В их числе: Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г. (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), соглашения с Украиной (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Гру­зией (1993 г.), Арменией (1993 г.), Таджикистаном (1995 г.), Турк­менистаном (1995 г.).

Правовая помощь по данным соглашениям включает следующее:

· пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности;

· выполнение отдельных процессуальных действий;

· осуществление надзорных функций, связанных с расследованием преступлений;

· содействие в розыске преступников, пропавших без вести, а также этапировании арестованных и осужденных;

· борьба с правонарушениями в области экономики и внешнеэко­номической деятельности;

· обмен информацией о преступниках и лицах, причастных к пре­ступлениям;

· сотрудничество по иным вопросам прокурорской деятельности.

2. Органы, оказывающие правовую помощь. Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголов­ным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреж­дениями государств, к компетенции которых относятся расследова­ние и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помо­щи, в частности, вручение документов, могут совершаться диплома­тическими и консульскими представительствами государств.

Правовая помощь оказывается на основании запроса (поручения, ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи.

Объем правовой помощи

· вручение документов.

· установление адресов и других данных.

· осуществление уголовного преследования.

· розыск, лиц.

· взятие лица под стражу для обеспечения выдачи.

· выдача правонарушителя

· производство обысков, выемок, изъятий

· передача предметов.

· допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участни­ков процесса в запрашиваемом государстве.

· вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство.

· обмен информацией по правовым вопросам

Выдача правонарушителя. Различают три вида выдачи:

· выдача лица для привлечения к уголовной ответственности;

· выдача лица для приведения приговора в исполнение;

· выдача на время.

Согласно конвенциям о борьбе с отдельными видами преступле­ний м/н характера, основаниями выдачи лица для при­влечения к уголовной ответственности являются: совершение лицом деяния, предусмотренного м/н договором в качестве основания выдачи; просьба соответствующего государства о выдаче преступника. При этом просьба о выдаче может быть не удовлетво­рена, если у запрашиваемого государства имеются основания пола­гать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования лица по признаку национальной, расовой, этнической принадлежности или политическим взглядам (см. Конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г.).

Несколько иначе решается вопрос о выдаче в договорах о право­вой помощи. Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение в принципе любых преступлений, а не только конкретных преступлений м/н характера. При этом вы­дача производится лишь за деяния, наказуемые по законам и запра­шивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматри­вается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание.

Не выдаются в соответствии с договорами о правовой помощи:

· собственные граждане;

· лица, в отношении которых уголовное пре­следование не может быть возбуждено вследствие истечения срока давности либо иного законного основания;

· лица, в отношении кото­рых уже вынесен вступивший в законную силу и исполненный приго­вор за то же преступление либо есть вступившее в силу постановление о прекращении производства по делу.

· Выдача также не производит­ся, если преступление преследуется в порядке частного обвинения. В выдаче может быть отказано, если преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.

97. М/н организации в борьбе с преступностью

М/н организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 году, но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав М/н организации уголов­ной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

· обеспечение широкого взаимодействия всех национальных орга­нов уголовной полиции;

· развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятель­ность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол имеет следующую организационную структуру:

· Генеральная Ассамблея,

· Исполнительный комитет.

· Постоянно действующим органом Интерпола является Генераль­ный секретариат.

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государст­во-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Органи­зацией.

Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года. Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Фран­ция).

Основные направления деятельности Интерпола следующие.

· Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «м/н» преступниках и преступлениях, носящих м/н характер.

· М/н розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).

· Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

· Розыск лиц, пропавших без вести.

· Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произ­ведений искусства, оружия и др.).

· РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола.

НЦБ Интерпола в РФ — это подразделение криминальной мили­ции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.

В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят:

· обеспечение эффективного м/н обмена информа­цией об уголовных преступлениях;

· оказание содействия в выполнении запросов м/н правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с м/ни догово­рами РФ;

· наблюдение за исполнением м/н договоров по во­просам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимо­действия с правоохранительными и иными государственными орга­намиРФ, а также м/ни правоохранительными организа­циями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая пре­ступлений, носящих политический, военный, религиозный или расо­вый характер.

НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

· принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретари­ат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные пору­чения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, арес­та и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осущест­вления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от пре­ступной деятельности, похищенных предметов и документов, прове­дения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;

· принимает меры по исполнению м/ни правоохрани­тельными организациями и правоохранительными органами госу­дарств — членов Интерпола запросов из РФ;

· определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязатель­ным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и м/н договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных госу­дарств, и направляет их в соответствующие госорганыРФ;

· иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.

98. М/н преступления и преступления м/н характера

Различают три вида м/н правонарушений:

· м/н преступления,

· преступления м/н характера,

· иные м/н правонарушения (м/н деликты).

М/н преступление — это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщест­ва, что оно рассматривается как преступление перед м/н сообществом в целом. К м/н преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.

М/н преступления:

· совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;

· совершаются в непосредственной связи с государством;

· посягают на м/н мир и безопасность, угрожают осно­вам м/н правопорядка;

· влекут ответственность государства как субъекта м/н права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

Ответственность за м/н преступления наступает в рамках м/н, а в некоторых случаях национальной юрис­дикции.

М/н преступления подразделяют на три группы:

1) преступления против мира;

2) военные преступления;

3) преступления против человечности.

Преступление м/н характера — это деяние физичес­кого лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, м/н организаций, физических и юридичес­ких лиц.

К преступлениям м/н характера относятся:

· посягательства на лиц, пользующихся м/н защитой;

· не­законный захват воздушных судов;

· подделка денежных знаков; захват заложников;

· незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

Преступления м/н характера:

· затрагивают интересы двух или нескольких государств, юриди­ческих лиц и/или граждан;

· совершаются отдельными физическими лицами вне связи с поли­тикой государства;

· влекут персональную уголовную ответственность правонаруши­телей в рамках национальной юрисдикции.

К м/н деликтам следует относить м/н правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физи­ческими лицами положений м/н конвенций (например, Конвенции о м/н купле-продаже товаров 1980 г.); невы­полнение решений м/н судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних м/н обязательств и т.д.

М/н деликты, таким образом:

· не носят характера преступлений и не имеют общественной опас­ности м/н преступлений и преступлений м/н характера;

· могут совершаться любыми субъектами м/н правоот­ношений, нарушающими положения международно-правовых норм;

· влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

99. М/н борьба с преступлениями на воздушном транспорте. Конвенции. Примеры

Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (статья 1) преступлением является незаконный, путем наси­лия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление над ним контроля, или попытка совершения указанных преступле­ний, или соучастие в них.

Для целей Конвенции воздушное судно находится в полете с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки и до момента открытия любой такой двери для выгрузки. Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной или полицейской службе.

Конвенция применяется в случае, если место взлета или место фактической посадки судна, на борту которого совершено преступ­ление, находится вне территории государства его регистрации; при этом не имеет значения, совершало ли судно м/н полет или полет на внутренних авиалиниях.

В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. преступлением является:

· акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушно­го судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;

· разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение этому судну повреждения, выводящие его из строя или угрожающие его безопасности;

· помещение на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, взрывного устройства или вещества, которое может причинить по­вреждение, угрожающее его безопасности;

· повреждение аэронавигационного оборудования или вмешатель­ство в его эксплуатацию;

· сообщение заведомо ложных сведений, угрожающих безопаснос­ти воздушного судна в полете;

· попытка или соучастие в совершении указанного деяния.

Для целей Конвенции воздушное судно находится в эксплуата­ции с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки. / Согласно Конвенции РФ будет осуществлять юрисдикцию, когда:

· преступление совершено любым лицом на территорииРФ, на борту или в отношении воздушного судна, зарегистрированного вРФ;

· когда воздушное судно, на борту которого совершено преступле­ние, совершает посадку в РФ и преступник находится на борту.

В соответствии с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих м/н граждан­скую авиацию, 1988 г. ст. 1 Конвенции 1971 г. была дополнена следу­ющим пунктом:

«Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:

· совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслу­живающем м/н гражданскую авиацию, который причи­няет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть,

· разрушает или наносит серьезное повреждение оборудованию и сооружениям аэропорта, обслуживающего м/н граж­данскую авиацию, либо расположенным в аэропорту воздушным судам, не находящимся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопаснос­ти в этом аэропорту».

Для целей Конвенции (с учетом положений Протокола 1988 г.) воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполет­ной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки.

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, соверша­емых на борту воздушных судов, 1988 г. применяется в отношении уголовных преступлений, других актов, угрожающих безопасности воздушного судна в полете либо находящимся на его борту лицам или имуществу.

Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся на военной, таможенной и полицейской службах.

Воздушное судно считается находящимся «в полете», в отличие от предыдущих конвенций, с момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке.

По общему правилу, юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдик­цию, когда:

преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;

преступление совершено гражданином или в отношении гражда­нина данного государства.

100. Виды и формы борьбы с м/н терроризмом. Примеры

В октябре 2002 году в Бишкеке было создано структурное подразделение антитеррористического центра (АТЦ) Содружества Независимых Государств. Антитеррористический центр СНГ, созданный 21.06.2000 решением Совета глав государств Содружества, - это постоянно действующая специализированная структура, координирующая взаимодействие компетентных органов стран СНГ в борьбе с м/н терроризмом и прочими проявлениями экстремизма

Общее руководство осуществляет Совет руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ. АТЦ активно взаимодействует с советами министров обороны, генеральных прокуроров, командующих погранвойсками, а также с Бюро по координации борьбы с оргпреступностью Содружества. Сегодня АТЦ СНГ – это информационно-аналитический центр обработки информации, получаемой от компетентных органов государств СНГ. Ее анализ помогает вырабатывать оптимальные варианты по эффективному противодействию м/ну терроризму и экстремизму. Что же касается основных функций нашего регионального отделения АТЦ СНГ, то они заключаются в мониторинге оперативной обстановки в государствах Центральной Азии, обеспечении координации и взаимодействия между отделением АТЦ и спецслужбами стран региона, оперативной группой штаба КСБР. Программа государств-участников Содружества по борьбе с м/н терроризмом и экстремизмом на период до 2003 года. Еще два основополагающих документа: Договор о сотрудничестве государств СНГ в этой сфере и Положение об АТЦ стран Содружества

Между РФ и ФБР США подпин меморандум о сотрудничестве в сфере борьбы с м/н терроризмом.

Согласно М/н конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. (ст. 1) преступление – захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, м/н межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

В соответствии с Конвенцией РФ осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:

· любым лицом на территории РФ или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;

· чтобы заставить РФ совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;

· в отношении заложника - гражданина РФ;

· гражданами РФ или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории РФ.

Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.

Конвенция 1979 года (статья 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет "иностранного элемента").

101. М/н уголовная ответственность физических лиц. м/н уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность М/н трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

М/н преступления принято относить к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы м/н права, угрожающим м/н миру и безопасности. Так, в упоминавшемся выше Проекте статей об ответственности государств устанавливается, что "международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством м/н обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов м/н сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед м/н сообществом в целом, составляет м/н преступление".

Объектом м/н преступления, как видно из определения, могут быть всеобщий мир и м/н безопасность, отношения между государствами и народами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права человека.

Впервые понятие м/н преступлений было конкретизировано в Уставах М/н военных трибуналов в Нюрнберге и Токио.

М/н преступления могут явиться результатом как действия, так и бездействия. Субъектами м/н преступлений и ответственности за их совершение могут быть субъекты м/н права, а также физические лица.

В современном м/н праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества, которая наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут м/н ответственность, а физические лицауголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как м/н, так и национальная юрисдикция.

Привлечение физических лиц к ответственности за м/н преступления неразрывно связано с созданием специальных органов для рассмотрения подобного рода дел, называемых трибуналами. После окончания Второй мировой войны были созданы М/н военные трибуналы в Нюрнберге и Токио для суда над главными военными преступниками, хотя первая попытка привлечь к м/н уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны без создания трибунала. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды, чье правительство отказалось его выдать.

Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание М/н трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании М/н уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии.Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 году резолюцией № 955 Совет Безопасности ООН учредил М/н уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных наруше­ниях м/н гуманитарного права в течение 1994 г. Дея­тельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании м/н уголовного права.

Возможность создания м/н уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и М/н конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. В связи с разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в Комиссии м/н права ставится вопрос о создании М/н уголовного суда.

В соответствии с Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления. Если по соответствующему соглашению не создано специального м/н суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.

Различают две группы субъектов преступ­лений:

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступ­ления, так и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей ини­циативе.

Уставами и приговорами трибуналов были установлены следую­щие виды м/н преступлений:

· преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение м/н договоров, соглашений или заверений, а также учас­тие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление этих действий;

· военные преступления, а именно: нарушение законов и обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупируемой террито­рии; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и дру­гие преступления;

· преступления против человечности, а именно: убийства, истреб­ление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, пресле­дования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдик­ции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия наруше­нием внутреннего права страны, где были совершены, или нет.

Перечень преступлений, установленный уставами и приговорами м/н военных трибуналов, не является исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949 г., нормами Допол­нительного протокола I, положениями других м/н доку­ментов.

Согласно нормам м/н права военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция о неприменимос­ти срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совер­шения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности за исполнение преступных прика­зов, то Устав М/н военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

102. М/н право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники. «право Женевы» и «право Гааги»

Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами м/н права государства должны решать м/н споры мирными средствами. Однако современное м/н право допускает возможность правомерного приме­нения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение во­оруженных сил ООН, реализация права на самоопределение).

В м/н праве имеется большое число норм, регламен­тирующих общественные отношения в период вооруженных кон­фликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволя­ют говорить о существовании самостоятельной отрасли м/н права, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфлик­тов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюю­щими государствами и т.д. Эта отрасль получила название — право вооруженных конфликтов.

В настоящее время основной массив норм права вооруженных конфликтов состав­ляют нормы м/н договоров:

· Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрыв­чатых и зажигательных пуль 1888 года;

· Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. «Об открытии военных дей­ствий», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О правах и обя­занностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны» и др.;

· Женевский протокол о запрещении применения на войне удуш­ливых, ядовитых или других подобных газов 1925 года;

· Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действую­щих армиях 1949 года,

· Конвенция об улучшении участи раненых, боль­ных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года,

· Конвенция об обращении с военнопленными 1949 года,

· Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года;

· Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 ав­густа 1949 г., касающимся защиты жертв м/н вооружен­ных конфликтов, 1977 года;

· Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающимся защиты жертв воору­женных конфликтов нем/н характера, 1977 года.

М/н сотрудничество в сфере вооруженных конфлик­тов развивается в настоящее время по следующим основным направ­лениям:

· предотвращение вооруженных конфликтов;

· правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств;

· ограничение средств и методов ведения войны;

· защита прав человека в период вооруженных конфликтов;

· обеспечение ответственности за нарушение норм м/н права.

Различают м/н вооруженные конфликты и воору­женные конфликты нем/н характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 года м/н вооруженными конфликтами признаются такие конфлик­ты, когда один субъект м/н права применяет вооружен­ную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в м/н вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, м/н организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и м/н правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I м/ни являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на само­определение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным пра­вительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

· имеют свою организацию;

· имеют во главе ответственные за их поведение органы;

· установили свою власть на части территории;

· соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает приме­нение к ним национального уголовного законодательства об ответст­венности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен рас­пространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и м/ни орга­низациями, получать от них допускаемую м/н правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества м/н и является первым шагом к признанию нового государ­ства.

Вооруженные конфликты не м/н характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непре­рывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты нем/н характера облада­ют следующими признаками:

· применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;

· коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обста­новку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

· определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

· продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спо­радические выступления слабоорганизованных групп не могут рас­сматриваться как вооруженные конфликты нем/н ха­рактера;

· осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам не м/н характера сле­дует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, воз­никающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти кон­фликты отличаются от м/н вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами м/н права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правитель­ство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществля­ются определенные вооруженные мероприятия, получившие назва­ние «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были оха­рактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предприня­тые с целью приостановления происходивших там внутренних кон­фликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных дей­ствий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с ус­ловным объявлением войны. Состояние войны должно быть без за­медления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собствен­но военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы м/н права (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отно­шения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возмож­ность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане ино­странного государства могут быть интернированы.

Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств. В соответствии с м/н договорами не могут использоваться в качестве театра военных действий:

· некоторые м/н проливы (например, Магелланов пролив по Договору 1981 г. между Аргентиной и Чили);

· м/н каналы (например, Суэцкий канал согласно Константинопольской конвенции 1888 г.);

· отдельные острова и архипелаги (например, Аландские острова в соответствии с Мирным договором между победителями во второй мировой войне и Финляндией 1947 г., архипелаг Шпицберген в соответствии с Парижским договором о Шпицбергене 1920 г.);

· отдельные континенты (например, Антарктика в соответствии с Договором 1959 г.);

· Луна и другие небесные тела (Договор по космосу 1967 г.);

· часть государственной территории воюющей стороны в целях образования специальных зон, предусмотренных нормами права вооруженных конфликтов (например, санитарные зоны и местности).

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.

103. Запрещенные средства и методы ведения войны. Характеристика конвенций

Согласно нормам м/н права право сторон в воору­женном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Кроме того, существует принцип, запре­щающий применение в вооруженных конфликтах оружия, снарядов и веществ и методов ведения войны, которые могут нанести чрезмер­ные повреждения или принести излишние страдания.

М/н право ограничивает законные средства и методы ведения войны.

Под средствами ведения войны понимаются оружие и иные сред­ства, применяемые вооруженными силами в войне для нанесения вреда и поражения противника.

Методы ведения войны — это способы применения средств войны.

В соответствии с м/н правом полностью запрещены следующие средства ведения войны:

· взрывчатые и зажигательные пули (Санкт-Петербургская декла­рация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.);

· пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (Гаагская декларация о воспрещении употреблять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 г.);

· яды и отравленное оружие (IV Гаагская конвенция 1907 г.);

· удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы (Же­невский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.);

· биологическое оружие (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологи­ческого) оружия и токсинов и их уничтожении 1972 г. и Женевский протокол 1925 г.);

· средства воздействия на природную среду, которые имеют широ­кие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, на­несения ущерба или причинения вреда другому государству (Конвен­ция о запрещении военного или любого иного враждебного исполь­зования средств воздействия на природную среду 1977 г.);

· любое оружие, основное действие которого заключается в нане­сении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в чело­веческом теле с помощью рентгеновских лучей, и др.

В 1981 г. была подписана Конвенция о запрещении или ограниче­нии применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими не­избирательное действие (ратифицирована СССР в 1982 г.). К Конвенции прилагаются три Протокола:

· Протокол о необнару­живаемых осколках (Протокол I) - запрещается применять любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении по­вреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

· Протокол о запрещении или огра­ничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Прото­кол II), Техническое приложение к Протоколу о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II) – касается применения на суше мин, мин-ловушек и других устройств, определение которых содержится в настоящем документе, в том числе мин, устанавливаемых с целью воспрепятст­вовать преодолению прибрежных полос, водных путей или рек, но не относится к применению противокорабельных мин на море или на внутренних водных путях.

· Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III) – распространяется на «зажигательное оружие», т.е. оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени, тепла или того и другого вместе, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели (ог­неметы, фугасы, снаряды, ракеты, гранаты, мины, бомбы, емкости с зажигательными веществами). Запрещается подвергать гражданское население или граждан­ские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

В соответствии с м/н правом запрещены также сле­дующие методы ведения войны:

· предательски убивать или ранить мирное население или непри­ятеля;

· убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля;

· объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет;

· незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.;

· принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства;

· геноцид во время войны;

· некоторые другие действия.

В отношении гражданских лиц на оккупированной территории запрещается:

§ совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

§ применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений;

§ применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

§ применять коллективные наказания;

§ захватывать заложников;

§ депортировать гражданское население с оккупированной территории.

Наши рекомендации