Экономика и финансы россии в 1914-1916 гг.
Во время войны произошло падение производства во всех отраслях. Общие посевы сельскохозяйственных культур сократились на 12%, производство зерна – на 20%, мяса – в 4 раза. Промышленность, производящая гражданскую продукцию, сократилась в два раза, зато производство оружия к 1917 году увеличилось в 10-12 раз. Прекратился импорт оборудования и сырья для промышленности.
В 1915 году было принято решение об эвакуации промышленных предприятий на Восток. Но государство не занималось ее организацией, а все возлагалось на самих предпринимателей, которым были выделены средства. Некоторые из них деньги получили, а перевозить предприятия не стали, поэтому большинство заводов и фабрик в Польше и Прибалтике попали в руки противника. Множество эвакуированных предприятий на новом месте приступало к работе медленно и с большим трудом. Государство начало проводить ряд мероприятий по переводу экономики на военные рельсы, но делалось все это медленно и малоэффективно.
Известно, что российское государство достаточно часто и активно вмешивалось в экономику, особенно на рубеже XIX-XX веков. Оно брало на себя огромные расходы по развитию отдельных отраслей, защищало отечественных производителей таможенной политикой и т.д. Накануне и в ходе Первой мировой войны в России возникло множество государственно-монополистических объединений в результате слияния крупного частного и казенного капитала, прежде всего на железнодорожном транспорте и в военной промышленности.
Продолжающаяся война поставила перед правительством задачу более решительно вмешиваться в дела частной промышленности. Для этого в 1915 году стали создаваться новые бюрократические органы, так называемые “особые совещания”. Они должны были координировать работу отраслей военно-промышленного комплекса, транспорта, электростанций, наблюдать за снабжением действующей армии всем необходимым. Но на практике это оборачивалось безответственностью, дублированием распоряжений и просто неразберихой. Тогда было создано Особое Совещание по обороне с самыми широкими полномочиями в деле мобилизации промышленности и других отраслей для нужд фронта в масштабе всей страны. В него входили представители Государственного Совета, Государственной Думы, Всероссийского земского и городского союза (“Земгора”) и др. Во главе Совещания стоял военный министр. Но и эта организация не могла решить возложенные на нее задачи, не сдвинула с места дело по координации отдельных отраслей народного хозяйства.
По мере того как война затягивалась, все более осязаемыми становились симптомы общего расстройства экономической жизни. Сильно ухудшилось финансовое положение страны. Золотое обеспечение кредиток на 1 марта 1917 г. составляло примерно 14-15%. Внешняя задолженность России возросла (Англия предоставила во время войны займы на 4,5 млрд. руб., Франция – на 2,5 млрд. руб.), а вместе с ней и зависимость царизма от зарубежных кредиторов. Быстрый рост военного производства происходил за счет интенсивной траты основного капитала промышленности и транспорта, что привело к кризисному состоянию важнейшие отрасли народного хозяйства. Прокатка черного металла в последние пять месяцев перед Февральской революцией колебалась в пределах от 50 до 80% потребности, выплавка металла с октября 1916 г. по февраль 1917 г. упала с 16,5 млн. пудов до 9,5 млн. пудов. Недогруз угля к зиме 1917 г. достиг 39%, что грозило остановкой даже некоторых оборонных предприятий. Нехватка рельсового металла, подвижного состава и топлива не позволяла железнодорожному транспорту справиться с возросшим объемом перевозок. Общие финансовые расходы на войну составили астрономическую сумму – 39 млрд. руб., которые возмещались за счет налогов и внутренних займов. За 1914-1916 годы расходы государственного бюджета выросли с 4,86 до 18,1 млрд. руб., что привело к огромному бюджетному дефициту, который за 4 года войны составил 49 млрд. руб. Каждый день войны обходился в 50 млн. руб. Началась безудержная эмиссия денег. Уже в конце 1915 года десятирублевые золотые монеты продавались за 16-17 бумажных рублей. К началу 1917 года количество денег в обращении увеличилось в 6 раз, 1 рубль приравнивался к 27 копейкам довоенного выпуска. Основным внешним кредитором России была Англия, которая требовала русское золото в качестве гарантии под кредиты. Платежный баланс России резко стал пассивным в связи с закупками вооружения за границей и сокращением экспорта.
В 1916 году разразился хлебный кризис, который имел для страны трагические последствия. Несмотря на то, что в 1913-1916 годы были обильные урожаи зерна, его доставка в города становилась трудноразрешимой проблемой, поскольку железнодорожный транспорт находился в критическом состоянии. Основная масса паровозов и вагонов работала на войну, перевозила военные грузы, раненых, беженцев. Железные дороги не выдерживали чрезмерной нагрузки, техника ломалась и требовала ремонта, старые паровозы просто загромождали станционные пути, парализуя движение на магистралях. Гражданские перевозки упали на треть по сравнению с довоенным уровнем. В управление транспортом вмешивались военные, жандармские и другие уполномоченные, что вело к суете и полной дезорганизации на железных дорогах".
В столицах и крупных промышленных центрах снабжение продовольствием резко сократилось, что породило спекуляцию, воровство, коррупцию в огромных размерах. Такая же ситуация сложилась и в снабжении топливом. Кроме нехватки топлива и продовольствия, население страны испытывало дефицит промышленных товаров, что вызвало резкий взлет цен на них. В результате, сельское население почти перестало покупать эти товары и поставлять продовольствие в города, тем самым крестьяне начали выпадать из розничного товарооборота.
В ноябре 1916 года была введена продразверстка, то есть принудительное изъятие продовольствия (и прежде всего зерна) у крестьян по твердым ценам, чтобы обеспечить им армию и городское население. Для каждой губернии были установлены соответствующие нормы сдачи зерна. Товарообмен между городом и деревней практически прекратился, его место заняло государство, силой пытавшееся изъять зерно.
Взамен нормальной торговли в городах в начале 1916 года появилось карточное распределение продуктов, причем делалось это по инициативе местных властей (городских дум, земств), а не из центра. Правительство контролировало лишь торговлю сахаром, ежемесячно на одного человека была установлена норма в 4 фунта (примерно 1,6 кг). Но поскольку продразверстка не имела успеха, продовольствия в городах не прибавлялось. Наоборот, у продовольственных магазинов выстраивались огромные очереди озлобленных людей, легко поддающихся революционной агитации. В стране все громче стал раздаваться голос военно-промышленной буржуазии, которая требовала предоставить ей особые властные полномочия.