Дифференцированному зачету - по курсу «Отечественная история»
Итоговый контроль знаний студентов в виде экзамена и (или) дифференцированного зачетапроводится в конце семестра и включает как темы семинарских занятий, так и лекционный материал.
На зачете студент должен предъявить преподавателю конспекты, отражающие уровень подготовки к семинарским занятиям в соответствии с требованиями высшей школы. Кроме того, преподаватель учитывает активность и качество работы студента во время проведения семинаров, результаты выполненных студентом тестов, практических заданий, творческой работы, а также выполнения рекомендаций в плане ознакомления с научно-популярной и художественной литературой по истории нашего отечества.
На экзамене студент должен продемонстрировать теоретические знания по учебной дисциплине «Отечественная история» в форме устной беседы с преподавателем по экзаменационным вопросам. Рекомендуется во время подготовки ответов на вопросы экзаменационного билета составить развернутый план ответа, указав необходимые даты и имена исторических деятелей, дав определения встречающимся понятиям и терминам.
Обращаем ваше внимание на то, что настоящее издание не заменяет традиционную учебную и справочную литературу. Основной материал для изучения курса содержится в учебном пособии «Отечественная история IX – начала XXI века: курс лекций» под редакцией М.И.Смирновой. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007, а также в «Хрестоматии по отечественной истории с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией Л.И.Красновой. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007. Пособие, предлагаемое вашему вниманию, является вспомогательным средством, которое лишь концентрирует внимание студентов на главных исторических событиях и кратком содержании эпох, учит их тому, как следует ориентироваться в огромном массиве исторического материала.
Желаем вам успеха! Помните слова великого А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие».
Тема I
Вводная:История России – история великой державы
История – это судьба времени и подобно человеческой судьбе она всегда субъективна, вариативна, изменчива. Это перекрестие взгляда современника и потомка, это знание настоящего, препарирующее прошлое, это вечный поиск неизвестного, которое когда-то было известно, но позднее потерялось, кануло в Лето. Исторической науке известны попытки скрыть, предать забвению части, а то и целые области прошлого, дискредитировать его. Как сказал один мудрец, прошлое легче порицать, чем исправлять. С памятью народа надо обращаться осторожно и бережно. Достаточно оболгать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: а так ли мы живём, то ли делаем?
Выдающийся учёный и патриот Отечества Д.С.Лихачев отмечал, что «настоящее – результат, итог прошлого. Поэтому дурное прошлое, никогда не может привести к хорошему настоящему, если…мы не осознаем все ошибки прошлого. Устремляясь в будущее, мы сами станем прошлым».
Изучение и осмысление истории – лучшее средство народного самопознания и воспитания. Оно приводит нас к духовной необходимости искать свои корни, своё место и предназначение в этом мире.
Вопросы к теме I
1. Понятие истории как науки.Цели и задачи курса Отечественной истории.
2. Традиции отечественной историографии истории России.
3. Ведущие направления современной исторической мысли.
Методические указания
1. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что история (от греч. historia) — это одна из старейших наук. Еще в древности считали, что «история – это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»).
Понятие «история» включает несколько значений:
· в широком смысле под историей понимается любой процесс раз-
вития, происходящий в природе и обществе. История является основой научного познания во всех областях знаний;
· более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития
человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком
прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом.
Кроме того, история — это особая отрасль знаний, наука об общественном прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет
свою источниковую базу, теорию и методологию познания, методику
исследовательской деятельности, историю самой исторической науки.
В системе высшего образования преподавание и изучение студентами
истории имеет особое значение. Знание истории своего отечества формирует в молодых людях качества гражданина, патриота и защитника Родины, позволяет зримо представить роль личности в истории, понять нравственные устои отдалённых от нас столетиями людей и народов, их развитие, ситоки национальной культуры в процессе исторической эволюции. Еще во времена Древнего Рима Марк Тулий Цицерон писал: «Первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».
Важнейшая задача исторического образования — воспитание историей,
формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств,
свободных от национализма и шовинизма.
История – фундамент гуманитарного образования. Изучая отечественную историю, граждане нашей страны формируют в себе национально-историческое самосознание, обеспечивающее самосохранение народа. Если его разрушить, мы останемся не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно проверенный жизнью факт.
Гуманитарные науки, в отличие от естественных и технических, – это науки общественные, то есть изучающие различные аспекты человеческого общества. История тесно связана с разными гуманитарными знаниями - экономической теорией, политологией, социологией, философией, культурологией, литературой.
Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение.
Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая и систематизирующая материальные и письменные источники как памятники деятельности человека.
Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. –то есть все остатки прошлой исторической жизни.
В изучении прошлого история использует свои, специфические методы. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Таковыми являются: хронологический, проблемно-хронологический, статистический, системно-структурный, сравнительно-исторический, моделирования исторических ситуаций, ретроспективный методы.
Неоценимую помощь историкам в добывании вещественных свидетельств о прошлом оказывает удивительная, захватывающая наука археология (греч.archaious –древний и logos – учение). Она изучает историю по вещественным источникам - памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, предметам домашнего обихода, жилищам и т.д.). Их археологи находят, главным образом, при раскопках: археологию часто называют «наукой лопаты». Так, берестяные грамоты (письма и записи на коре березы) - важнейший источник по истории Древней Руси, впервые были обнаружены 26 июля 1951 г. в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского. На сегодняшний день известно около 1000 новгородских грамот. Артефакты, добытые учёными, становятся музейными экспонатами, составляют многие бесценные коллекции.
Воссоздавать многоликую, вариативную картину прошлого помогают вспомогательные исторические дисциплины:
генеалогия(от греч. родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений;
геральдика (лат. hera1dиs глашатай) - наука, изучающая гербы как исторический источник;
дипломатика (греч. diploma - документ) - наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера;
метрология (греч. metron - мера и logos - наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом развитии;
ономастика (греч. опоmа - имя, наименование) - Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика - изучает географические названия; антропонимика - изучает личные имена этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика - изучает имена богов;
нумизматика (лат. nиmisma - монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам;
палеография (греч. pa1os - древний и grafo - пишу) - наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила);
сфрагистика (греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати;
хронология (греч. chronos - время и logos - наука) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов;
этимология (греч. еtymol - истина, истинное значение слова) - Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.
2. Переходя к рассмотрению второго вопроса, следует особо подчеркнуть, что история России представляет собой часть мирового исторического
процесса. Отечественная историографическая мысль всегда рассматривала как Древнюю Русь, так и Российское государство в контексте мирового развития.
Почти девять веков назад увидел свет первый известный нам отечественный
письменный источник — «Повесть временных лет». Её автор, летописец Не-
стор, монах Киево- Печерского монастыря, отвечая на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?», начинал
свое повествование от «сотворения мира» и расселения рода человече-
ского после всемирного потопа. Согласно этой библейской версии народ
славянский произошел от «племени Иафета», младшего сына Ноя. Рас-
сказ Нестора имеет реальные географические ориентиры и достоверные
исторические подробности, когда сообщает, что норики (славяне), теснимые волохами (римлянами), покинули свою прародину — междуречье
Дуная и Дравы, и начали осваивать новые места. В последующих исторических сочинениях традиция изучения отечественной истории как составной части мирового исторического процесса неизменно развивалась.
История исторической науки называется историографией. Однако в данном контексте это понятие утвердилось не сразу.
Термин «историография» в переводе с греческого означает «писание истории». Известный русский историк начала XX в. А.С. Лаппо-Данилевский выяснил, что историографами в средневековой Франции называли художников, работавших в жанре исторической миниатюры. Однако уже с XVI в. так стали именовать лиц, которым король поручал написать историю Франции.
В дореволюционной России существовало звание «придворного историографа», дававшееся известным ученым и писателям, которые призваны были работать над подготовкой и написанием официальной российской истории. Получение этого звания предоставляло возможность свободного доступа в архивы и обеспечивало его носителю высокий должностной оклад.
В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.
Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.
Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной в начале XII в.
В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях. В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.
Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках.
Второй этап начинается в XVIII в., когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями.
На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определявший высокие достижения мировой исторической науки в целом.
20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества.
90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.
ХVIII век — время становления в России научных исторических зна-
ний. Отцом русской историографии принято считатьсподвижника Петра ВеликогоВасилия Никитича
Татищева (1686 — 1750).
Следуя распоряжению императора о необходимости всем подданным «ведать Российского
государства историю», он создает пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен». Ее центральной идеей является тезис о самодержавии как наилучшей форме государственного правления. Видя в
истории процесс развития человеческого разума, В.Н.Татищев рассматривал конкретный исторический материал через ряд взаимосвязанных
систем: история человечества, история народа и государства, история
конкретных человеческих деяний. Традиции В.Н.Татищева были продолжены в трудах М.В. Ломоносова (1711 — 1765), М.М.Щербатова
(1733 — 1790), И.Н. Болтина (1735 — 1792).
Осмысление истории России через призму развития российской государственности предпринял крупнейший представитель русской исторической школы Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826). Его
«Историю Государства Российского» в 12-ти томах А.С.Пушкин назвал «не только созданием великого писателя, но и честного человека». Создавая свой главный труд, Н.М. Карамзин руководствовался принципами: любовь к Отечеству, как к части человечества, и следование правде истории. Он считал, что движущая сила исторического процесса – это государственная власть, основанная на самодержавии, предназначение которой «не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».
Признанный классик отечественной историографии Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) восхищался творчеством Н.М. Карамзина, но считал, что настало время перейти от литературной истории государства Российского к истории научной, в которой найдут отражения современные достижения истории, философии, других наук. С.М. Соловьев взял на себя ответственность написать историю России, начиная с самых древних времен, на основе новых историко-философских воззрений.
С.М. Соловьев внес большой вклад в разработку теоретических проблем исторической науки, вопросов историографии, многих конкретно-исторических проблем. Настоящим научным подвигом стало написание им 29-томной «Истории России с древнейших времен». Начиная с 1851 г., каждый год из печати выходил один том. Только тяжелая болезнь и смерть прервали титанический труд ученого.
Одним из главных положений воззрений С.М.Соловьева является идея исторического прогресса. По убеждению ученого, применительно к России исторический прогресс выражается в ее продвижении к «правовому государству» и «европейской цивилизации».
Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) по праву называют «легендой русской историографии». В.О. Ключевский был лучшим из учеников С.М. Соловьева. Научные интересы В.О. Ключевского отличались многоплановостью. В центре его внимания находились важнейшие вопросы русской истории: социально-экономические процессы, происходившие в Древней Руси, история закрепощения крестьянства, «великорусский» период.
Вершиной научного творчества В.О. Ключевского стал 5-титомный «Курс русской истории». В нем всесторонне освещен ход русской истории с зарождения государства до отмены крепостного права (1861). Автор уделяет внимание не только политической истории, но и экономике, культуре, быту и нравам народа, общественной жизни. В основе такого подхода – теория «факторов» или множественности условий исторического развития. «Людское общежитие», утверждал Ключевский, строят «три основные исторически силы»: человеческая личность, общество и природа страны. Двигателями прогресса он считал «умственный труд и нравственный подвиг».
«Курс русской истории» В.О. Ключевского получил всемирную известность и был переведен на многие языки. Творчество В.О. Ключевского оказало сильное влияние на его учеников – П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, М.Н. Покровского, Н.А. Рыжкова, М.К. Любавского, М.М. Боголюбского и других.
В советское время историки основные усилия сосредоточивали на
изучении социально-экономической проблематики, истории революций
и народных движений. Советская историческая наука, в значительной
мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под
мощным прессом партийно-коммунистического диктата, строилась на
единой марксистско-ленинской методологии. История России и весь
мировой исторический процесс изучались, как последовательная смена
общественно-экономических формаций: от первобытнообщинного строя,
через классовые общества (рабовладение, феодализм, капитализм), к бес-
классовому коммунизму. Абсолютизация материального производства,
социально-экономических отношений, классовый подход к истории оставляли вне поля научного поиска многие проблемы. Вместе с тем было бы
ошибкой не видеть достижений советских историков. Развивая традиции
дореволюционной отечественной исторической мысли, они создали много превосходных научных трудов. Среди этих авторов — Н.М. Дружинин,
П.А. Зайончковский, А.А. Зимин, Е.В. Тарле, Л.В. Черепнин и многие другие.
3. При изучении третьего вопроса, следует отметить, что современная российская историография активно использует достижения мировой исторической мысли: разнообразные историософские
концепции и новейшие исследовательские методики. В настоящее время
среди отечественных ученых широкое распространение получили культурно-исторический или цивилизационный подход к изучению истории
человечества. Цивилизационный подход основан на междисциплинарности и системном анализе.
Многовариантность исторического процесса и разнообразие методо-
логических подходов, характерные для современной исторической мыс-
ли, привели к формированию разнообразных концепций отечественной
истории. Так, одни исследователи изучают историю России как часть западной цивилизации, которой присущи такие ценности, как частная собственность,
индивидуализм, рынок, парламентаризм. Другие ученые видят в России
типичную восточную цивилизацию, развивающуюся циклически и базирующуюся на приоритете общинной собственности, государственной
деспотии, коллективистских ценностях. Третьи относят Россию и другие
славянские страны к самостоятельному типу цивилизации, характерными чертами которой считаются ведущая роль государства, абсолютная ценность православия и славянское единство.
Немало исторических трудов создается на основе формационного видения истории России или на основе сочетания цивилизационно-формационных методик.
Большую популярность среди историков и политиков приобрели
идеи евразийства. Как система историко-философских воззрений евра-
зийство возникло в 20-е гг. ХХ столетия в среде эмигрантской интеллигенции (Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой и др.). Отправным моментом рассуждений евразийцев является «месторазвитие»
народа — связь культуры и жизни общества с географической средой.
Громадное пространство России, охватывающее две части света — Европу и Азию, определило всю историю страны. Последовательным разработчиком идеи евразийства был Лев Николаевич Гумилев (1912 — 1992). В его трудах «География этноса в исторический период», «Этногенез и биосфера Земли»,
«Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России: очерки этнической
истории» дано обоснование новой науке — этнологии, находящейся на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии, биологии, географии, а также раскрывается история русского этноса.
Изучение истории любого народа и государства, в том числе и России, возможно только на основе учета как объективных, так и субъективных факторов развития.
К объективным факторам относятся:
· среда обитания (размеры территории и ее природные ресурсы, природно-климатические условия, коммуникационные особенности);
· геополитические условия (соседние народы и пограничные государства, взаимоотношения с ними, место в мировом разделении труда и роль в мировом сообществе);
· демографические процессы (численность, плотность населения, темпы его роста).
Субъективными факторами считаются:
· этнические, социокультурные, психологические особенности жизнедеятельности народа в конкретный исторический период;
· господствующие религиозные и идеологические представления, нравственные нормы и ценности;
· деятельность политических лидеров, исторических личностей, политических партий;
· научно-технические достижения и степень их овладения обществом. Исследование всей совокупности данных факторов на основе принципов объективности (критическое осмысление всей совокупности фактов) и историзма (рассмотрение исторического явления в развитии, в сопоставлении с другими явлениями и их оценка, исходя из конкретных условий конкретного времени) дает возможность получить научно взвешенную и достоверную картину исторического процесса.
В ходе изучения темы I, важно усвоить, что научные знания по Отечественной истории отличается от учебной дисциплины «Отечественная история» тем, что наука представляет собой глубокое теоретическое знание на основе вышеуказанной методологии, а учебная дисциплина – это первичное знание для ознакомления с наукой, первый «подход» к ней. Но, не сделав эти первые шаги, невозможно оценить всю многогранность данной науки и понять, что, как сказал М. Сервантес, «история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Тема II