Материалы к практическим занятиям
по учебной дисциплине
«Отечественная история»
Для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ)
издание 2-е, дополненное и переработанное
МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ 2010
ББК С-556
Утверждено учебным управлением МЭИ
Подготовлено на кафедре истории и культурологии
Рецензенты: доктор исторических наук, зав. кафедрой истории МГТУ им. Н.Э.Баумана Земцов Б.Н.; кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, политологии и социологии МЭИ (НИУ) И.Я.Воробьева
Смирнова М.И., Краснова Л. И. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Материалы к практическим занятиям поучебной дисциплине«Отечественная история» для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ)
Пособие по учебной дисциплине «Отечественная история», которая является обязательной дисциплиной базовой части Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования РФ, подготовлено с учетом компетентстного подхода новых стандартов.
В пособии в сжатой форме изложено содержание основных тем курса истории России, вопросы практических занятий, методические указания к ним, темы творческих заданий (рефератов), опорные схемы по темам курса, примерные вопросы итогового контроля – экзамена, дифференцированного зачета. Прилагается список учебной и дополнительной литературы.
Для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ).
© Московский энергетический институт
(национальный исследовательский университет), 2010
«Можно не знать, не чувствовать влечения
к изучению математики,
греческого или латинского языка,
можно не знать тысяч наук
и все-таки быть образованным человеком,
но не любить истории может только человек ,
совершенно не развитый умственно»
Н.Г. Чернышевский
Обращение к студенту
Уважаемыестуденты!
В мае 2010 года Московский энергетический институт получил статус Национального исследовательского университета, что свидетельствует о высоком уровне МЭИ в подготовке кадров высшей квалификации. Изучение курса «Отечественной истории» в высшем учебном заведении - это не простое повторение школьного материала. Данный курс является составной частью целого цикла гуманитарных дисциплин, освоение которых необходимо будущим инженерам, экономистам, управленцам как творческим и всесторонне развитым личностям.
История как наука - это не только сухие даты и факты. Исторические знания обеспечивают условия для становления и развития интеллигентного человека, у которого высокий профессионализм основывается на единстве интеллектуальных, нравственных и духовных начал.
Отечественная история – обязательная дисциплина базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, на основе которого строится преподавание в вузах с 2011 г.
Цель курса: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.
Задачи курса:
· сформировать у студентов научные представления об отечественной истории;
· познакомить их с ведущими тенденциями и особенностями исторического пути России, возможными альтернативами ее развития;
· на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития российского общества и выявить предполагаемые перспективы будущего;
· способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.
В результате изучения курса Отечественной истории студент должен:
· усвоить основные исторические факты, даты, события российской истории;
· сформировать научные знания о важнейших периодах истории России в контексте мирового исторического развития;
· уметь выражать свою позицию по дискуссионным проблемам курса и по вопросам, касающимся ценностной ориентации в историческом процессе.
Задача вузовского курса – научить студента анализировать факты, сопоставлять их, формировать собственные взгляды и уметь их отстаивать. Изучение данного предмета – это, в первую очередь, понимание его, а не пустая зубрёжка. Помогут вам в этом наши рекомендации.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Составление конспекта
Конспект для работы на семинаре составляется только тогда, когда весь объем рекомендуемой литературы усвоен и осмыслен. Иначе конспект будет представлять собой слабо связанные выписки из предложенных к изучению работ. Конечно, можно сразу при изучении книг делать фрагментарные записи, но затем должен следовать другой этап работы: компоновка сделанных записей в единое законченное целое. Структура конспекта должна включать вводную часть (где обязательно указывается источник его составления), основное содержание и заключение (ваши личные замечания).
Рекомендуется выделять незнакомые термины и при помощи справочной литературы давать им разъяснение. Много полезного информационного материала содержится в новейших философском и политологическом словарях, словаре иностранных слов и, конечно же, в Интернете.
Обращаем Ваше внимание: при работе с Интернет-сайтами необходимо очень внимательно и осторожно относиться к содержанию их ресурсов, в которых часто содержится ошибочный или заведомо сфальсифицированный материал!
При оформлении конспекта рекомендуется оставлять поля для пометок и записей во время самого практического занятия или лекции, а также выделять главное, например, подчеркиванием. Объем полезной информации в конспекте зависит от умения правильно делать сокращения слов и фраз. Помимо общепринятых сокращений, употребляемых в различных научных и справочных изданиях, можно использовать и собственную методику сокращений. Главное – чтобы текст не оказался наглухо «зашифрованным» и был удобен для быстрого воспроизведения не только самим студентом, но и преподавателем, проверяющим конспект.
От грамотно составленного конспекта во многом зависит участие студента в обсуждении проблем, поднимаемых в ходе занятия.
Существенную помощь в работе над вопросами практических занятий вам окажут материалы таблиц. Они составлены практически по всем темам курса и охватывают наиболее сложные периоды отечественной истории. Лаконичность и схематичность текстов способствует тому, что материал запоминается и усваивается быстрее и проще.
Требования к выполнению творческой работы (реферату)
Помимо ответов на семинарах студент в течение семестра должен выполнить творческую работу, выбрав одну из предложенных тем (см. Оглавление данного пособия). Основное содержание творческой работы должно демонстрировать умение студента работать с информацией в сети Интернет, научной литературой, периодическими изданиями, извлекая из всего этого необходимый материал и критически осмысливая его. В работе должны содержаться не только «скаченные» или переписанные части книг и статей, но и собственная позиция студента по тем или иным проблемам Отечественной истории.
Работа должна подразделяться на главы и параграфы. В Заключении содержатся основные выводы, к которым пришел автор в ходе выполнения творческой работы.
Справочный аппарат (сноски, примечания, библиография, приложения, таблицы и т.п.) следует оформлять в соответствии с существующим стандартом. Руководит выполнением творческой работы преподаватель, ведущий практические занятия по «Отечественной истории».
Предпочтение отдается творческой работе, выполненной в электронном варианте в виде презентации с иллюстративным и справочным материалом.
Структурно творческая работа включает в себя:
· план;
· основной блок: изложение основного содержания;
· вспомогательный информационно-аннотационный блок:
1-ый план – краткая информация о встречающихся понятиях, исторических именах, датах;
2-ой план – углубленное изложение наиболее сложного сюжета, биографии исторического лица или события, встречающегося в ведущем блоке;
рисунки, схемы, таблицы, сопровождающие ведущий блок и
итоговый блок;
заключение с выводами по содержанию;
список использованной литературы и источников, в т.ч. электронные носители, включая сеть Интернет с указанием электронного адреса ресурса.
Творческая работа представляется в электронном варианте и один экземпляр на бумажном носителе. Её объем не должен быть менее 12 и более 20 машинописных страниц. Выполненная работа должна быть защищена в индивидуальной форме или на семинаре.
Выполнение творческой работы дает студенту возможность получения зачета по совокупности полученных им в течение семестра оценок.
Оформление титульного листа см. форма 1 в Приложениях.
Требования к знаниям студентов
Современные нормативные документы, определяющие уровни усвоения учащимися знаний в процессе обучения их на различных ступенях, в частности, в высшей школе, ставят следующие задачи и требования. Студенты, изучающие курс Отечественной истории в техническом вузе, должны обладать знаниями и умениями, такими как:
Хронологические знания, умение работать с хронологией:
знать даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных этапов и процессов, масштабных событий.
Знание фактов, работа с фактами:
· называть место, обстоятельство, участников, результаты важнейших исторических событий.
Описание(реконструкция):
· устно и письменно излагать исторические события, называть их участников;
· на основе текстов учебной и дополнительной литературы составлять описание исторических объектов;
· составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
Анализ, объяснение:
· соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
· показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
· классифицировать исторические события по признакам и категориям;
· объяснять значение важнейших исторических понятий, терминов;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное, объяснять причины различий;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Версии, оценки:
· давать оценки событиям и личностям, приводимым в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Требования к итоговому контролю - экзамену,