Порядок выполнения выпускной квалификационной работы магистра

Первый этап – установочный. Состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования.

В результате выполнения первого этапа обучающийся составляет план исследования (исследовательский проект).

Выбор темы осуществляется обучающимся самостоятельно из списка рекомендованных тем, утвержденного на кафедре (Приложение А). Формулировка темы ВКРМ согласовывается с научным руководителем. Закрепление за обучающимся темы и научного руководителя работы осуществляется по его личному заявлению (Приложение Б) и представлению кафедры, и оформляется приказом ректора университета.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной. Тема ВКРМ должна отражать актуальные проблемы науки, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности обучающегося.

Первый этап работы завершается выбором методов исследования. Под методом понимается способ решения исследовательской задачи, способ изучения явления. Выбранная методология исследования должна способствовать рациональному достижению результатов.

Второй этап – исследовательский. На этом этапе обучающийся выполняет исследовательскую часть работы на основе составленного плана исследования, с использованием выбранных методов, методик, технологий.

Важной составляющей выполнения ВКРМ является знакомство с опубликованной по данной теме литературой и анализ имеющегося фактического материала. Необходимо целеустремленно искать литературные и фактические источники по выбранной теме и глубоко осмысливать тот материал, который содержится в публикациях специалистов. Для полноценного исследования необходима научная преемственность, то есть обучающийся, работая над исследованием, обязан пользоваться опытом, уже накопленным наукой по данной проблеме, в данной сфере знаний. Необходимо обратить внимание на дискуссионные аспекты темы, на противоречия, имеющиеся во взглядах разных авторов, несогласованность различных нормативных и инструктивных материалов, рекомендаций практиков, ученых по тому либо иному вопросу.

Работу над обзором литературы стоит начинать с информационного поиска, список источников, которые рекомендуются, обучающийся может выбрать самостоятельно или при помощи руководителя работы. Изучая материал темы, обучающийся может зафиксировать основные положения, выписать цитаты со ссылкой на источники. Отобранные данные обучающийся группирует по главам. По каждому из вопросов излагаются данные различных авторов, дается их сравнительный анализ, выясняются возможные противоречия, формулируются обобщающие заключения из обзора.

Для ознакомления с современными публикациями отечественных и зарубежных авторов, связанных с тематикой работы, целесообразно также воспользоваться научными базами данных компьютерной сети Internet (монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, научные периодические издания, электронные библиотечные системы).

Результаты теоретических и практических исследований анализируются и обобщаются. Итог выполнения второго этапа – рабочие материалы: текстовые, графические, табличные и другие.

Третий этап – систематизация материалов, написание текста и оформление выпускной работы. На основе разработанного плана изложения и в соответствии с требованиями обучающийся оформляет полученные результаты исследования.

Наиболее характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение, которое выполняется так называемым, академическим (подвидом научного) стилем, состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Стиль научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляются формы первого и второго лица местоимений единственного числа. Авторское "я" отступает на второй план. Стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает большую объективность изложению. Выражение авторства через "мы" позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательными местоимениями (например, "по нашему мнению"). Однако нагнетания этого местоимения в тексте следует избегать. Для этого употребляется форма изложения от третьего лица (например, "автор полагает ..."). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, "Разработан комплексный подход к исследованию ...").

Руководитель систематически проводит консультации поотдельным главам работы, оценивает ход и результаты выполнения индивидуального плана.

Законченная ВКРМ подается научному руководителю в печатном и электронном виде. После подачи завершенной работы и графического материала к ней руководитель проверяет работу и пишет на нее отзыв. ВКРМ должна пройти процедуру рецензирования и проверку на отсутствие неправомочных заимствований согласно Регламенту использования системы «Антиплагиат» в ФГАООУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

К моменту утверждения работы заведующим кафедрой и допуска обучающегося к защите она должна быть переплетена, на титульной странице должны стоять подписи обучающегося, руководителя работы, заведующего кафедрой. Документы (рецензию и отзыв руководителя) нужно положить в конверт, а конверт приклеить к внутренней стороне твердой обложки. После подписи заведующего кафедрой работа, документы остаются на кафедре до дня защиты.

Четвертый этап – представление ВКРМ и ее предварительная защита. Этот этап чрезвычайно важен в образовательном и организационном отношении. В результате обсуждения представленных материалов на заседании кафедры выявляются наиболее слабые части ВКРМ, появляется возможность выявить и устранить ошибки, осмыслить те положения, которые необходимо уточнить. По результатам предварительной защиты с учетом основных замечаний проводится доработка текста ВКРМ, его иллюстраций и приложений.

Пятый этап – защита ВКРМ. К защите работы допускаются обучающиеся, которые выполнили все требования индивидуального плана и учебной программы.

Законченная работа, подписанная обучающимся, руководителем, с необходимыми документами направляется заведующему кафедрой на подпись.

В Государственную экзаменационную комиссию, кроме ВКРМ, представляются документы:

- отзыв научного руководителя (Приложение М);

- рецензия (приложение Н).

Отзыв научного руководителя

Рекомендовано включить в отзыв руководителя следующие сведения:

- о работе обучающегося в период подготовки ВКР (добросовестность, работоспособность, ответственность, аккуратность и т.п.);

- о соответствии содержания ВКРМ целевой установке;

- о научном уровне, полноте, качестве и новизне разработки темы;

- о степени инициативности обучающегося;

- об умениях и навыках, полученных обучающимся в процессе работы (умение работать с литературой, навыки анализа полученных результатов, обобщения, умения делать научные и практические выводы и т.д.);

- об области возможного использования результатов ВКРМ или ее апробации;

- о результатах проверки работы на предмет выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования.

В отзыве определяется уровень сформированности требуемых компетенций и возможность представления к защите в ГЭК.

Рецензия

Рецензия представляется в одном экземпляре. Текст может быть рукописным или напечатанным. Личная подпись рецензента должна быть заверена печатью организации, где работает рецензент.

Рецензия должна содержать объективную оценку ВКРМ. Рекомендовано отразить в рецензии следующее:

- актуальность темы, полноту и качество выполнения задания;

- соответствие поставленных задач и результатов исследования;

- научную, техническую, экономическую целесообразностьпроведенных исследований;

- наличие элементов исследовательского характера, умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- достоинства и недостатки ВКРМ;

- качество оформления ВКРМ.

Рецензия должна заканчиваться выводами о полноте разработки темы, соответствии поставленных и раскрытых вопросов научному заданию, о теоретическом и практическом значении ВКРМ, о возможной области использования полученных результатов.

Обучающийся имеет право на ознакомление с рецензией не позднее, чем за 2 календарных дня до защиты ВКРМ. Исходя из содержания рецензии, обучающийся готовит мотивированные ответы на замечания при защите работы.

Защита работы

Процедура защиты ВКРМ включает в себя: доклад обучающегося, вопросы по докладу, отзыв руководителя, отзыв рецензента, выступления членов комиссии и других присутствующих, заключительное слово обучающегося.

Продолжительность защиты работы одного обучающегося не должна превышать 30 минут. Для сообщения (доклада) обучающемуся отводится не более 10 минут.

Доклад должен отвечать следующим требованиям:

- доклад должен быть четко структурирован, логичен, понятен;

- доклад должен полностью отражать результаты работы;

- основой доклада должен быть материал и методика, собственные результаты и выводы работы;

- докладчик должен говорить достаточно громко, отчетливо, акцентируя внимание слушателей на ключевых моментах;

- обязателен демонстрационный материал в виде презентации или постеров;

- в процессе доклада необходимо обязательно ссылаться на иллюстративный и табличный материал презентации и пояснять все слайды с использованием указки;

- доклад начинается с обращения к членам комиссии, сообщения темы, задач, актуальности и научной новизны исследований, а заканчивается основными результатами, их практической значимостью, благодарностями;

- выводы можно не зачитывать и воспользоваться фразой «Позвольте выводы не зачитывать, т.к. они приведены в работе и представлены в презентации».

Презентация должна отвечать следующим требованиям:

- презентация не должна носить развлекательный характер;

- дизайн презентации должен быть единым, без спецэффектов;

- фон слайдов не должен быть ярким, пестрым и мешать восприятию основной информации;

- в презентации должны быть отражены ключевые схемы, формулы, графики и рисунки;

- таблицы более 3-4 строк (столбцов) не стоит включать в презентацию, лучше представлять имеющиеся в них данные в виде графиков и диаграмм;

- все рисунки, графики, таблицы, диаграммы должны иметь название и подписи данных, названия таблиц приводятся сверху, рисунков – снизу;

- на графиках и диаграммах обязательно обозначаются названия осей координат, единицы измерения, условные знаки и т.д.;

- все детали рисунка должны быть понятны из самого рисунка, его названия и обозначений к нему;

- текст в презентации должен быть сведен к минимуму, за исключения слайдов с целями, задачами и выводами, которые должны полностью соответствовать тексту работы;

- текст должен быть хорошо заметен на фоне слайда, желательно использовать черный шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта минимум 20-24 пт;

- слайды должны представляться в порядке их упоминания в докладе;

- на первом слайде презентации должны располагаться тема работы, ФИО обучающегося, направление подготовки / специальности, сведения о научном руководителе;

- на втором, третьем слайде цель и задачи работы;

- в конце презентации – «Выводы»;

- не должно быть слайдов, которые не обсуждаются при докладе.

Результаты защиты работы определяются на основе представленной ВКРМ, доклада обучающегося, его ответов на вопросы комиссии и замечания (в том числе и те, которые содержатся в отзыве руководителя и рецензента).

Общими критериями оценки ВКРМ являются:

- обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;

- уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

- четкость структуры работы и логичность изложения материала, методологическая обоснованность исследования;

- эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

- владение научным стилем изложения;

- обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

- соответствие формы представления ВКРМ всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;

- орфографическая и пунктуационная грамотность;

- качество устного доклада, свободное владение материалом ВКРМ;

- глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Решение о результате защиты ВКРМ выносится большинством голосов на закрытом заседании членов ГЭК. Все заседания ГЭК протоколируются в порядке, определенном Министерством образования и науки Российской Федерации, и подписываются председателем и членами комиссии.


Наши рекомендации