Работа общественного совета при минтруде россии
В течение 2016 года Общественный совет Минтруда России (далее – Совет) осуществлял общественный контроль за деятельностью Минтруда России, включая рассмотрение проектов разрабатываемых общественно значимых нормативных правовых актов, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, проведение оценки эффективности государственных закупок, рассмотрение ежегодных планов деятельности органа власти (в том числе публичной декларации целей и задач Министерства на 2016 год) и отчетов об их исполнении, а также содействовал Министерству в обеспечении защиты и согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных и иных организаций.
Так, в 2016 году Советом было проведено общественное обсуждение разрабатываемых Минтрудом России нормативных правовых актов и иных документов в области социальной защиты, охраны труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости населения и трудовых отношений и государственной гражданской службы.
По сложившейся за более чем трехлетний период деятельности Совета традиции работа осуществлялась с активным участием профильных комиссий Совета: (Комиссии по социальной поддержке населения (№ 1); Комиссии по труду и занятости (№ 2); Комиссии по условиям и охране труда (№ 3); Комиссии по пенсионному обеспечению и развитию социального страхования (№ 4); Комиссии по развитию государственной службы (№ 5), что позволило достичь более продуктивного общественного обсуждения разрабатываемых Минтрудом России нормативных правовых актов и иных документов.
В течение 2016 года применялась на практике процедура заочного голосования членов Совета, что позволило Совету принимать оперативные решения при рассмотрении проектов разрабатываемых Минтрудом России общественно значимых нормативных правовых актов и иных документов.
На первом в 2016 году заседании Совета его членами был принят Кодекс этики членов Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, который впоследствии был размещен на официальном сайте Минтруда России в разделе «Общественный совет».
Вся информация о заседаниях Совета, его структуре, составе и принятых решениях, включая аудиозаписи заседаний, а также нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность Совета, в оперативном режиме публикуются на специализированном разделе сайта Минтруда России - www.rosmintrud.ru/sovet.
В 2016 году на заседания Совета приглашались руководители органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представители исполкома Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, научных организаций, социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также представители экспертного сообщества и средств массовой информации.
В течение 2016 года Совет активно осуществлял взаимодействие с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Открытым правительством, Советом при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также другими общественными советами при федеральных органах исполнительной власти.
Отдельно стоит отметить взаимодействие Совета с Общественной палатой Российской Федерации, эффективное сотрудничество с которой в 2016 году осуществлялось на постоянной основе в соответствии с компетенцией и практически по всем направлениям деятельности Совета.
Так, в 2016 году ряд членов и экспертов Совета приняли участие в серии окружных форумов активных граждан «Сообщество» (далее – Форум, Форумы), организованных Общественной палатой Российской Федерации, на которых обсудили различные аспекты развития некоммерческого сектора в России, в том числе вопросы общественного контроля, независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, а также взаимодействия «третьего сектора» с государством. Инициатором указанного Форума являлся Секретарь Общественной палаты Российской Федерации А.В. Бречалов.
На Форумах представители Совета приняли участие в обсуждении различных аспектов развития негосударственного сектора в России, в том числе вопросов доступа негосударственных организаций на рынок социальных услуг, независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, вопросы законодательного регулирования общественного контроля, а также вопросы эффективного взаимодействия «третьего сектора» с государством. В итоговом Форуме, который состоялся в Москве в ноябре 2016 года, принял участие Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилин.
По итогам проведения Форумов при участии Председателя Совета Е.А. Тополевой-Солдуновой и экспертов Совета была разработана Концепция содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации, которая впоследствии была включена в доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в России за 2016 год и представлена Президенту Российской Федерации.
Кроме того, представители Совета принимали участие в организуемых Общественной палатой Российской Федерации слушаниях, «круглых столах» и заседаний рабочих групп, которые проводятся в Общественной палате Российской Федерации на регулярной основе.
Отдельно необходимо подчеркнуть, что Совет выступил инициатором и организатором «круглого стола», проведенного на базе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, детей и материнства на тему «Обсуждение проекта Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы». Вышеуказанный «круглый стол» был проведен по результатам заседания Совета, на котором обсуждался проект Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы» и была выявлена необходимость проведения более широкого общественного обсуждения данного вопроса.
В прошедшем 2016 году члены и эксперты Совета выступили в качестве спикеров при реализации программы обучения общественных экспертов на базе Института государственной службы и управления РАНХиГС, а также приняли участие в подготовке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Вопросы взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями и привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере», реализация которой запланирована на 2017 год на площадке Института государственной службы и управления РАНХиГС.
Кроме того, представители Совета вошли в состав авторского коллектива учебного пособия «Гражданский аудит социальных программ и проектов: практики и механизмы общественного участия в независимой оценке и экспертизе социальной сферы», разработанного для членов общественных палат и общественных советов всех уровней, руководителей некоммерческих организаций, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих взаимодействие с некоммерческими организациями и отвечающих за реализацию социальной политики.
В течение всего 2016 года Совет активно делегировал своих членов, а также представлял кандидатуры для вхождения и участия в формируемых совещательных и координационных органах (рабочих группах) Минтруда России.
В прошедшем году члены Совета приняли участие в работе следующих комиссий Минтруда России: Конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы; Аттестационной комиссии; Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
На протяжении всего 2016 года Совет выступал эффективной площадкой для взаимодействия с ключевыми референтными группами Минтруда России, а также участвовал в работе по определению и систематизации референетных групп Министерства и инструментов взаимодействия с ними.
При активном участии Совета было подготовлено поручение Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 3 в отношении необходимых процедур, направленных на обеспечение эффективного общественного обсуждения разрабатываемых Минтрудом России проектов нормативных правовых актов, а также программных документов с представителями референтных групп, в том числе некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере труда и социальной защиты.
Эффективность работы Совета в прошедшем 2016 году во многом была обеспечена синхронизацией плана работы и графика заседаний Совета с Планом законопроектной деятельности Минтруда России.
Всего за 2016 год прошло девять заседаний Совета, на которых были обсуждены наиболее приоритетные вопросы развития социально-трудовой сферы, а также проекты документов, требующих рассмотрения Советом. Перед каждым заседанием Совета вопросы, включенные в повестку ближайшего заседания, проходили предварительное обсуждение (с выработкой проекта решения) на соответствующих профильных комиссиях Совета.
В 2016 году на заседаниях Совета рассмотрено 6 проектов федеральных законов, 3 проекта постановления Правительства Российской Федерации по внесению изменений в государственные программы Российской Федерации («Доступная среда», «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения»), ряд иных проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, проектов приказов Минтруда России, а также различные тематические дискуссионные вопросы, предложенные к обсуждению членами Совета.
В результате рассмотрения документов на заседаниях Совета в 2016 году Советом было сформулировано более 30 предложений (рекомендаций), из которых Минтрудом России было учтено более 15. Значительное количество предложений, сформулированных профильными Комиссиями Совета, было учтено Минтрудом России при доработке нормативных правовых актов к соответствующим заседаниям Совета.
На заседаниях Совета рассмотрены следующие документы (проведения общественной экспертизы), разрабатываемые Минтрудом России.
Обсуждение проекта приказа Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки», предполагающего оптимизацию предоставления отдельных региональных мер социальной поддержки с учетом применения критериев нуждаемости, проходило при активной работе профильной Комиссии по социальной поддержке населения Совета. Внедрение принципов нуждаемости (и адресности) при предоставлении мер социальной поддержки дает возможность перераспределить ресурсы в пользу тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи. В результате содержательных дискуссий в период подготовки к соответствующему заседанию Совета, а также по итогам обсуждения данного вопроса непосредственно на заседании Совета было принято решение о проведении совместного заседания Комиссии Совета по социальной поддержке населения и рабочей группы «Социальная политика и качество социальных услуг» Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации с приглашением представителей Минтруда России с целью детального обсуждения положений вышеуказанной методики и выработки конкретных предложений (замечаний) для ее каждого конкретного пункта. Кроме того, Совет рекомендовал Минтруду России провести дополнительные общественные консультации по данному вопросу на иных общественных площадках в том числе для того, чтобы рассмотреть варианты снижения возможных социальных рисков. После проведения указанного выше совместного заседания профильной комиссии Совета и Рабочей группы экспертного совета при Правительстве Российской Федерации проект приказа Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки» был направлен на корректировку и доработку.
Еще один пример – обсуждение проекта Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы (далее – проект Стратегии/Стратегия). Общественный совет с учетом состоявшегося обсуждения и представленных замечаний своим решением рекомендовал Минтруду России не поддерживать проект Стратегии в представленной редакции, предложив Министерству осуществить концептуальную переработку документа. В ходе многочисленных дискуссий членами Совета был обозначен ряд существенных замечаний (рекомендаций), таких как необходимость обеспечения большей сбалансированности документа, уточнение его структуры и содержания некоторых разделов, а также усиление межведомственного характера Стратегии и межведомственной координации в ходе доработки документа в целях более полного, сбалансированного учета потребностей женщин и во избежание перекоса в сторону ведомственных интересов. Обсуждение данного проекта Стратегии на заседании Совета состоялось в сентябре 2016 года, после чего Совет инициировал проведение в Общественной палате Российской Федерации «круглого стола», посвященного данному вопросу, а также ряда совещаний в Минтруде России (с приглашением родительской общественности и иных общественных организаций), на которых также был детально рассмотрен и обсужден вышеуказанный проект Стратегии.
Таким образом, Стратегия в существенно измененной редакции, учитывающей большое количество рекомендаций и предложений Совета, была утверждена Правительством Российской Федерации 8 марта 2017 года. При этом стоит обратить внимание, что планом работы Совета в 2017 году предусмотрено рассмотрение проекта плана мероприятий по реализации в 2017 - 2018 годах I этапа Стратегии.
Существенный вклад Совет внес в подготовку проекта Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р), разработка которой была обусловлена необходимостью развития ранней помощи детям группы риска, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями и сопровождения их семей.
Отдельно необходимо отметить большую работу Совета по рассмотрению вопросов, связанных с проведением независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания. Данная работа проводилась в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».
На заседания Совета, посвященные данной тематике, приглашались руководители органов исполнительной власти в сфере социальной защиты субъектов Российской Федерации (Брянской, Рязанской, Московской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Тюменской областей, города Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), которые докладывали о результатах функционирования системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания и планах по ее развитию и совершенствованию в субъектах Российской Федерации.
Еще одной важной темой, которой Совет уделяет особое внимание, является стимулирование и поддержка участия некоммерческих организаций в оказании услуг в социальной сфере. В связи с чем на заключительном в 2016 году заседании члены и эксперты Совета рассмотрели вопросы участия негосударственных организаций в оказании услуг в социальной сфере, обменялись опытом и практиками в этой области, а также выработали предложения по улучшению ситуации в этом направлении.
Задачи на 2017 год
В 2017 году Советом будет продолжена работа в части общественного обсуждения разрабатываемых Минтрудом России нормативных правовых актов и иных документов в области социальной защиты, охраны труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости населения, трудовых отношений и государственной гражданской службы.
В целях содействия расширению доступа экспертов и некоммерческих организаций к формам и процедурам общественного контроля Советом будет проводиться работа по рассмотрению инициатив физических и юридических лиц по проведению общественного контроля в части вопросов, находящихся в компетенции Минтруда России. Результатом рассмотрения вышеуказанных инициатив может стать проведение общественной проверки, общественной экспертизы или проведение общественных обсуждений на одном из заседаний Совета.
В целях исполнения Поручения Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 11 января 2017 года Советом будет осуществляться содействие Минтруду России в выполнении функции методического обеспечения процесса проведения независимой оценки в субъектах Российской Федерации, а также ежеквартальное рассмотрение на заседаниях Совета вопросов независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
Совет продолжит активно делегировать своих членов, а также представлять кандидатуры для вхождения в состав формируемых Минтрудом России совещательных и координационных органов (рабочих групп), продолжит взаимодействие и работу с уже созданными рабочими группами. Членами Совета будет продолжена работа в комиссиях Минтруда России (Конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы; Аттестационной комиссии; Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; Единой комиссии по осуществлению закупок).
В текущем 2017 году Совет планирует продолжить традицию делегирования своих представителей к участию в проводимых Общественной палатой Российской Федерации окружных форумов активных граждан «Сообщество», на которых предполагается обсудить с представителями некоммерческого сектора, власти и бизнеса принципы и форматы эффективного взаимодействия и совместного развития с целью решения социальных проблем.
Кроме того, в 2017 году предполагается увеличить представительство Совета в организуемых Общественной палатой Российской Федерации слушаниях, «круглых столах» и заседаний рабочих групп, тем самым усилив сотрудничество с ней.
Также необходимо отметить, что в 2017 году планируется участие членов и экспертов Совета в реализации программы дополнительного профессионального образования по теме: «Вопросы взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями и привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере», осуществляемой РАНХиГС.
В целом работа Совета в 2017 году будет проводиться в соответствии с утвержденными (на заседании Совета 20 февраля 2017 г.) планом работы и графиком заседаний Совета на год. План работы Совета на 2017 год подготовлен и сформирован исходя из предложений профильных департаментов Минтруда России, членов и экспертов Совета, с учетом интересов Общественной палаты Российской Федерации, общественных организаций и иных заинтересованных сторон. Указанный план работы синхронизирован с планом организации законопроектных работ Минтруда России, а также увязан с планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и планом работы рабочей группы «Социальная политика и качество социальных услуг» Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.
Так, в мае-июне 2017 года г. Пскове запланировано проведение выездной экспертной сессии Общественного совета, на которой предполагается рассмотреть вопросы сопровождаемого проживания и сопровождаемой занятости людей с инвалидностью как важной составляющей реформы психоневрологических интернатов в России.
На запланированных заседаниях Совета планируется рассмотреть 3 государственные программы Российской Федерации, 21 проект федерального закона, 6 проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, ряд проектов приказов Минтруда России, а также других социально значимых вопросов.
В конце 2017 года планируется утверждение нового положения о Совете в соответствии со Стандартом деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (одобрен протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 24 июня 2015 г. № 3), а также формирование нового состава Совета в соответствии с вышеуказанным стандартом деятельности. Отбор кандидатов будет осуществляться Общественной палатой Российской Федерации и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации с учетом представительства профессиональных объединений и иных социальных групп (референтных групп), осуществляющих свою деятельность в сфере полномочий данного федерального органа. Указанная процедура формирования Совета позволит учесть накопленный опыт работы Совета, устранить организационные ограничения и повысить эффективность и прозрачность работы.