Восстание под руководством Кенесары Касымова. Воссоздание и реформирование ханства.
Национально-освободительное движение казахов, начавшись в виде разрозненных выступлений против изъятия их земель, постепенно становилось более организованным, последовательным, целенаправленным. Таковым оно стало под предводительством султана, а затем хана Кенесары Касымова (1802-1847). Он сделал для себя выводы из уроков восстаний 20-30-х годов. Первый - разрозненные, локальные выступления не дают результатов и поэтому нужно поднять весь народ. Второй - это опасность ориентации освободительного движения казахов на помощь среднеазиатских правителей.
Восстание под руководством Кенесары Касымова отличало от других то, что оно охватило почти всю территорию Казахстана, все жузы. Численность восставших доходила до 20 тыс. человек, была восстановлена ханская власть, воссоздано ханство. Требования Кенесары о восстановлении территориальной целостности Казахстана, сохранении его самостоятельности были изложены в его переписке, адресованной императору Николаю I, оренбургским губернаторам В. Перовскому, В. Обручеву, сибирскому губернатору П. Горчакову, председателю Оренбургской пограничной комиссии А. Генсу.
Первые столкновения казахов с казаками произошли в ноябре 1837 года в районе Актауского укрепления. В мае 1838 года восставшие осадили и сожгли Акмолинское укрепление. Затем Кенесары Касымов со своими отрядами откочевал на территорию Младшего жуза в район реки Тургай. Он рассчитывал на поддержку, поскольку там прошло восстание под руководством Исатая Тайманова. И, действительно, освободительное движение охватило Младший жуз. К восставшим присоединились отряды под предводительством батыра Жоламана Тленчиева. Ряды ополченцев Кенесары расширились и укрепились. В 1839-1840 годах он провел ряд успешных стычек с карателями. Кенесары Касымову приходилось вести боевые действия на два фронта: на севере с карательными отрядами царизма, на юге с правителями Кокандского ханства, притеснявшими казахов в низовьях Сырдарьи, к тому же, как уже отмечалось, вероломно убившими старшего брата Кенесары Саржана, а позже его отца Касыма и других родственников.
В августе 1841 года Кенесары осадил крепости Сузак, Яныкурган, Ак-Мечеть, Жулек, находившиеся под властью кокандцев. Взятие нескольких кокандских укреплений вдохновило восставших. В сентябре 1841 года на курултае представителей всех казахских жузов Кенесары был провозглашен ханом, казахское ханство было восстановлено.
Надо заметить, что часть казахской знати, сотрудничавшей с колониальной администрацией и преследовавшей свои личные цели выступила против Кенесары. Это старший султан Акмолинского округа Коныркулжа Кудаймендин, султаны - правители Младшего жуза Ахмед и Мухамед Жанторины, султаны Айшуаковы и другие, в том числе и некоторые родственники самого Кенесары. Не обошлось и без открытого выступления против жестких мер хана Кенесары. Так, в 1844 году аулы рода Жаппас оказали вооруженное сопротивление во время сбора зякета султаном Наурызбаем.
Напуганное размахом национально-освободительного движения, не признавая правомерности требований восставших, а также избрания Кенесары ханом, правительство Николая I предприняло летом 1843 года крупномасштабные военные экспедиции с целью подавить восстание. Это походы отрядов войскового старшины Лебедева, численностью до 1900 человек, султанов X. Жанторина, Б. Айшуакова, подполковника Бизанова. Но они не дали результатов. Повстанцы хорошо знали местность, имели разветвленную сеть агентов. В июле 1844 года они разбили отряд султана X. Жанторина, а 14 августа атаковали Екатерининскую станицу, сожгли предместье, захватили пленных. Для подавления восстания было создано два отряда: Оренбургский во главе с полковником Дуниковским и Сибирский во главе с генералом Жемчужниковым, но Кенесары удалось уйти от преследования карательных отрядов.
После семи лет безуспешной борьбы с повстанцами в 1845 году из Оренбурга к ним прибыло посольство Долгова и Герна. Переговоры не дали результатов, так как повстанцы требовали возврата захваченных земель, а царское правительство не собиралось отказываться от дальнейшей колонизации края.
Стремясь вытеснить хана Кенесары из пределов Младшего и Среднего жузов, колониальные власти возвели укрепления Иргиз и Тургай. Это вынудило восставших откочевать в 1846 году в Семиречье, в пределы Старшего жуза. Предвидя такой ход событий, в Семиречье был направлен отряд с артиллерией под командованием председателя Сибирского пограничного управления генерала Вишневского. Под давлением превосходящих сил Кенесары перешел на правый берег Или, перекочевал в предгорья Алатау и приблизился к землям кыргызов. Кенесары-хан потребовал подчинения себе кыргызов. Акын Нысамбай, до последних дней находившийся вместе с Кенесары, в своей поэме рассказывал, что Кенесары обратился к кыргызскому народу со следующими словами: «С севера наступают русские, если предоставишь им свою землю и скот и отдашь своих детей в солдаты, - тогда сможешь жить с ними в мире. С востока граничат «шуршуты» (Китай). Они беспощадны к казахам. С юга притесняет Коканд, издеваются над твоими женами и детьми, если им противиться, то они тебя повесят...» [14, с. 327]. Но кыргызы не пошли на союз с Кенесары. В апреле 1847 года Кенесары, имея 10-тысячное войско, вторгся в пределы кыргызов, преследуя основную цель - борьбу с Кокандским ханством, притеснявшим казахов, но кыргызские манапы не поддержали Кенесары. Против Кенесары объединились следующие силы: с одной стороны, русские войска, которые согласовали с кыргызскими манапами план военных действий; с другой - часть примкнувших к нему казахских правителей и в самый критический момент покинувших поле боя - это султан Рустем и бий Сыпатай и наконец, кокандские беки, передавшие в распоряжение кыргызам свой отряд [14, с. 335, 336]. Последнее сражение Кенесары произошло в верховьях Чу, близ Токмака, в долине Алмалы. Он попал в плен и вместе с 32 казахскими султанами погиб. Как писал Н. Середа в своих записках под названием «Бунт киргизского султана Кенесары Касымова (1838-1847)», опубликованных в 1870 году в журнале «Вестник Европы»: «Кенесары умер, но память о нем и его подвигах живет в орде, сложившись в образы легенд и патриотических песен, прославляющих его батырство». Царское правительство щедро наградило участников подавления восстания. Так, «почетный» кыргыз Калыгул Алибеков, вручивший голову Кенесары в Омске западносибирскому генерал-губернатору князю П. Горчакову [48, с. 150], был удостоен «серебряной медали, для ношения на шее на Георгиевской ленте». Кыргызские манапы Ормон и Жантай в знак своей признательности и дружбы послали два воза голов повстанцев в подарок кокандскому хану - «головы эти выставлены были на длинных шестах на Ташкентском базаре».
В отмщение за смерть Кенесары казахи Капальского уезда предприняли поход против кыргызских манапов. Несколько убийц были жестоко наказаны. В частности, казахи разгромили аилы кыргызского манапа Тюрегельды, а его самого увезли в плен [14, с. 338-339]. Так закончилось национально-освободительное восстание казахского народа под руководством хана Кенесары.
Кенесары понимал, что успешная борьба с царским колониализмом и среднеазиатскими ханствами невозможна без преодоления разобщенности казахов, без создания единого централизованного государства. Он возродил казахское ханство, что отвечало жизненным интересам народа. В этом деле социальной основой для него стали бии, баи, батыры. Видную роль в государстве Кенесары играли батыры, которые возглавляли отдельные ведомства в ханстве, входили в ханский совет.
Кенесары создал государственный аппарат. Во главе государства стоял хан, при нем имелся совещательный орган - ханский совет, состоявший из его соратников - батыров, биев, отдельных родственников; решающий голос оставался за ханом. На ханском совете обсуждались все важнейшие вопросы внутренней и внешней жизни. В ханстве отдельные люди занимались судебными, дипломатическими, финансовыми, военными вопросами, реквизицией имущества.
Были установлены налоги. Здесь преследовалась цель создать налогообложение в пользу ханской казны. Это был шаг к замене местных поборов государственным налогообложением. Кенесары сохранил зякет для скотоводов и ушур для земледельцев. Взимался особый поаульный налог, существовали и другие многочисленные сборы. Стадо до 40 голов скота, например, не облагалось налогом. Со стада от 40 до 100 голов взималась одна голова, далее с каждых 40 голов шло по одной голове. Также взимался налог одеждой, оружием, конской сбруей. Подушного и кибиточного налога не было. Земледельцы платили налог: одну десятую часть урожая. С торговых караванов взималась пошлина, например, с бухарцев с каждого коша - по 9 вещей.
Исключительное значение Кенесары-хан придавал дипломатической службе, он вел активную дипломатию с должностными лицами России, среднеазиатских ханств. Верховная судебная власть была сосредоточена в руках самого Кенесары. Для решения межродовых судебных дел он назначал биев. Главной целью судебной реформы было прекращение барымты и междоусобиц. Кенесары упразднил суд родовых биев и передал судебные функции назначавшимся им биям. В судебной системе сохранялся кун, новшеством, было его распространение на рабов, то есть Кенесары выступил против рабства. Особенно отрицательно он относился к межродовой вражде и барымте. В обычное право казахов были внесены серьезные изменения, ему придавалось значение общегосударственного права.
В ханстве Кенесары значилось ведомство по реквизиции имущества у тех, кто отказывался помогать повстанцам, его возглавляла сестра Кенесары Бопай. Исполнительную власть на местах осуществляли есаулы, назначаемые самим ханом, своего рода «кенесаринские эмиссары». Для исполнения важных поручений использовались также толенгуты. Строго соблюдалась исполнительная дисциплина, малейшие проступки жестоко наказывались. В ханстве была организована армия численностью до 20 тыс. жигитов. Во главе войск стоял сам Кенесары, все важнейшие вопросы, касающиеся планов военных походов, операций обсуждались на военном совете. Структура армии была основана на традиционной для казахов десятичной системе, действовала система регулярного обучения военному делу. Среди повстанцев находились и беглые русские солдаты, башкиры, а также кыргызы, узбеки, каракалпаки, туркмены. Дисциплина была суровой, за измену устанавливалась смертная казнь, за другие нарушения был введен, например, такой вид наказания, как «чик», то есть нанесение саблей или кинжалом раны на голове провинившегося. В армии имелись знаки различия в виде нашивок из красного и синего материала на груди и на плечах. Командиры имели сабли в чехлах из красного сукна. Повстанцы сами изготовляли оружие, имелось огнестрельное оружие, несколько пушек. Кенесары большое внимание уделял военно-полевой и агентурной разведке. Сеть разведчиков и агентов имелась как среди противников, так и в административных органах. Собирались сведения о настроениях казахов, об отношении к власти, о враждебных замыслах и т. п.,
Кенесары всячески содействовал распространению среди казахов земледелия. Он поощрял торговлю, видя в ней выгоды в виде пошлин.
Таким образом, Кенесары-хан путем воссоздания ханства, его реформирования стремился возродить казахскую государственность в более развитой форме.