Внутренние функции государства. 1 страница
1. Экономическая (выработка и реализация экономической политики, в том числе бюджетной; регулирование хозяйственной деятельности с помощью налоговой, антимонопольной, кредитной политики; управление государственными предприятиями и организациями).
2. Социальная(разработка и осуществление социальной политики, регулирование социально-классовых отношений; социальная защита нуждающихся в ней граждан; разработка и регулирование системы налогообложения; содействие полной занятости трудоспособного населения; охрана здоровья населения.) Важной функцией государства является охрана здоровья населения, которую призваны осуществлять выпускники белорусских Медицинских вузов. В ст. 45 нашей Конституции сказано, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан РБ на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда;
3. Политическая (выработка политического курса, отвечающего интересам общества или его отдельных слоев; обеспечение политической стабильности, преодоление конфликтов и кризисных ситуаций; подбор и расстановка административных кадров, осуществление властных полномочий).
4. Правовая (охрана основ существующего общественного строя; обеспечение законности и правопорядка; защита прав и свобод граждан, их чести и достоинства, а также их собственности).
5. Культурно-воспитательная (создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, получения образования, профессиональной подготовки, приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры; поддержка культурно-просветительных учреждений, идеологическая деятельность).
6. Экологическая (охрана и восстановление окружающей среды; контроль за рациональным использованием природных ресурсов).
Внешние функции органически взаимосвязаны с внутренними и являются их продолжением.
1. Обеспечение суверенитета, целостности и безопасности государства, его оборона.
2. Защита интересов данного государства на международной арене.
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.
4. Участие в международных делах и организациях, в решении глобальных проблем современности.
Таковы основные содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем странам. Однако государства в значительной степени отличаются между собой по формам и типам.
ІІ.В основу классификации государств могут быть положены различные признаки и критерии:
– по классовому признаку, который является определяющим в марксистском учении о государстве. В зависимости от того, какой класс занимает господствующее в обществе положение, таков и тип государства. Было выделено несколько основных типов государства, соответствующих общественно-экономическим формациям: рабовладельческое (в двух вариантах — азиатское и античное), феодальное, буржуазное и социалистическое. При коммунизме, считали основоположники марксизма, государство «отмирает», на смену ему приходит коммунистическое общественное самоуправление. Эта типология в настоящее время не может быть признана объективной и полной. Ряд политологов признают также переходный тип государства;
– по организации высшей власти и её источнику государства делятся на формы правления: монархии и республики;
– по соотношению полномочий между центральной, региональной и местной властями государства бывают унитарными, федерациями и конфедерациями (государственно-территориальное устройство);
– по политическому режиму: демократические либеральные, авторитарные и тоталитарные государства.
Из истории известно значительное разнообразие государственных форм. Уже в Древней Греции и Риме знали различия между монархией и республикой, аристократией и демократией. Поэтому для классификации форм государства в современной политологии учитывают три критерия: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если первых два критерия раскрывают структурную часть государства, то политический режим — его функциональную сторону. В данной теме речь пойдет о структурных компонентах государства.
Форма правления — это организация государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Исходя из особенностей правового положения главы государства, различают две основные формы правления: монархические и республиканские.
Монархия — форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единого главы государства — монарха (от греч. monos — один и archos — правитель, властелин). Она явилась первой исторической формой правления. Власть монарха передается по наследству, является бессрочной и считается непроизводной от какой — либо другой власти, ее органа или избирателей. Монарх, в зависимости от исторических традиций страны, может называться королем, царем, императором, султаном, шахом и т. п.
Монархии бывают абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии вся верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная, военная) сосредоточена в руках главы государства. Управление страной он осуществляет через многочисленных чиновников, советников, министров. Последние, как правило, — члены монаршей семьи. Отсутствуют всяческие представительные учреждения, народ полностью отчужден от управления государством. Обладая суверенной, неограниченной властью, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления. В настоящее время абсолютные монархии сохранились только в некоторых странах Ближнего Востока (Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия). Зародившись в рабовладельческом обществе, они постепенно видоизменялись и трансформировались в ограниченные монархии.
Конституционная монархия — это государство, в котором полномочия монарха ограничены парламентом и конституцией. Здесь он выполняет чисто представительские функции, являясь символическим, формальным главой государства. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Источник власти — народное большинство. Эта форма правления является достаточно распространенной в странах Западной Европы и Азии (Бельгия, Бахрейн, Великобритания, Голландия, Дания, Испания, Швеция, Япония и др.). Среди конституционных монархий выделяют еще одну разновидность, характерную для стран, входящих в Британское Содружество наций — Австралия, Барбадос, Белиз, Канада, Новая Зеландия. Главой этих государств признается английский король (королева), который назначает в эти страны своего представителя — генерал-губернатора.
Ряд политологов конституционную монархию подразделяют еще на дуалистическую и парламентскую. Хотя последняя фактически идентична конституционной, за исключением незначительных различий в некоторых странах.
Дуалистическая (двойственная) монархия характеризуется формально–юридическим разделением государственной власти между монархом, формирующим ответственное перед ним правительство (исполнительную власть), и парламентом, представляющим законодательную власть. Однако в реальности парламент также подчинен монарху: он имеет право на его роспуск, назначения в верхнюю палату, а также право veto (лат. — запрещаю). Такая форма правления существовала в Германии до 1918 г., в Иране до 1979 г., сейчас сохранилась в Кувейте, Иордании и Марокко.
Республика — это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Источник власти в республике — народ.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Президентская и парламентская республики отличаются между собой способом избрания президента как главы государства и его полномочиями.
В президентской республике глава государства избирается всем народом в результате прямого голосования (Беларусь, Россия, Франция и др.) или особой коллегией выборщиков, представляющей граждан страны (косвенным путем) — в США, Бразилии, Финляндии.
Президент одновременно является главой государства и исполнительной власти. Он формирует правительство, которое ответственно перед ним, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил.
Президентская республика основана по принципу жесткого разграничения компетенций между законодательной и исполнительной ветвями власти. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов, и в то же время — на взаимозависимости: президент не имеет права распустить законодательный орган, парламент не может объявить вотум недоверия правительству; парламент может ограничить действия президента посредством закона и утверждения бюджета, президент же обладает правом безотлагательного вето на решения парламента и законодательной инициативы. Разграничение полномочий между высшими органами власти закрепляется в конституции государства.
Президентская республика в ее классическом варианте впервые была создана в США на основе конституции 1787 года. Эта же форма правления получила свое распространение в большинстве стран Латинской Америки, в бывших республиках Советского Союза, в азиатских странах. Фактически везде она имеет свои особенности — исторические, этнические, религиозные и т. п. В значительной степени они сводятся к усилению полномочий президента. Парламент не обладает реальной законодательной властью и не может стать достойным противовесом президентской власти. Особенно это характерно для ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Что касается формы правления в РБ, то, согласно Конституции 1996 г., в плане полномочий Президента Беларусь является президентской республикой, правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом (см. Конституция РБ, раздел IV, статьи 79–89, 106).
Парламентской республике присуще верховенство законодательного органа. Выборы в парламент одновременно решают вопрос об образовании правительства. Оно формируется парламентским большинством и ответственно перед ним. Высшей единоличной властью в стране реально обладает премьер-министр (канцлер). Формальный глава государства — президент — избирается парламентом. Все полномочия президента, закрепленные в конституции, осуществляются им только по согласованию с главой правительства.
При парламентской форме правления существует противоречие между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, однако реально он работает под жестким контролем правительства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что не является обязательным для президентской республики. Парламентские формы правления существуют в Германии, Греции, Венгрии Израиле, Италии, Латвии, Эстонии и др.
Смешанная форма правления сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Здесь сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Имеет место двойная ответственность правительства, как перед президентом, так и перед парламентом. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Президент и парламент избираются всенародно. Глава государства назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров, и утверждает его решения. Смешанная форма правления действует во Франции, Австрии, Болгарии, Португалии, Польше, Финляндии, Швейцарии.
Форма государственного устройствараскрывает территориально-организационную структуру государства и характер взаимоотношений между центральными, региональными и местными органами власти. В настоящее время выделяют три основные формы государственного устройства — унитарная, федерация и конфедерация.
Унитарное (от лат.unitas — единство) государство — единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Общие для всей страны высшие органы государственной власти и управления, правовая и судебная системы, единая конституция, единое гражданство. Все внутренние и внешние полномочия сосредоточены в руках общенациональной власти, что ведет к высокой степени ее централизации. Данная форма государственного устройства наиболее распространена в современном мире (Беларусь, Украина, Литва, Финляндия, Португалия и др.). Большинство государств — моноэтнические, но есть и многонациональные (Афганистан, Китай, Испания, Пакистан и др.). В рамках унитарного государства возможна административная и национальная автономия (Великобритания, Франция, Испания, Италия).
Федерация — форма государственного устройства, состоящая из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, провинции) имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федерациями являются Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США и др. Здесь одновременно существуют два постоянных и формальных государственных уровня, две системы высших органов власти. Федеральная, центральная власть, и, с другой стороны, субъекты федерации с рядом атрибутов внутреннего суверенитета — своей конституцией, парламентом, правительством, иногда гражданством.
Объединяющие начала федерации — единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. К компетенции федеральной власти относится внешняя политика, оборона страны, организация высших органов власти, налогообложение, разрешение конфликтов между субъектами федерации. Соблюдение прав и полномочий верховной власти и субъектов федерации контролирует независимый суд, а также парламент, верхняя палата которого формируется на основе равного представительства от штатов, земель, республик. Так, в сенате США представлены все субъекты федерации (по два сенатора от каждого штата), независимо от общей численности проживающего в нем населения. Субъекты федерации относительно самостоятельные, но не обладают правом одностороннего выхода из состава союза.
Федерации могут быть построены по территориально-административному принципу (Бразилия, Бельгия, Германия, Мексика, США и др.) или национально-территориальному принципу (Индия, Канада, Россия и др.).
Более редкая форма государственного устройства — конфедерация (от лат. confederatio — связывать, соединять договором). Это политический союз суверенных государств, сохраняющих независимое существование и объединенных для координации своих действий, чаще внешнеполитических и военных. В этом объединении государств нет единой территории, единого гражданства, единого законодательства (конституции), единой политической, экономической и налоговой систем. Входящие в конфедерацию страны сохраняют государственный суверенитет, а в общую компетенцию союза передают только ограниченное число вопросов, для решения которых он создавался.
Конфедерация — аморфное объединение, неустойчивая форма государственности, которая обычно перерастает в федерацию (Германия, Швейцария, США) или распадается на отдельные государства (ОАР, Сенегамбия).
Кроме вышеназванных форм государственного устройства, в истории имели место и другие государственные образования — империи,унии,протектораты. Значительная часть исторического развития человечества происходила в рамках империй, возникающих, как правило, за счет территориальной экспансии, захватнической политики, угнетения завоеванных народов.
Империя (от лат. imperium — власть, государство) — это государственное образование, создаваемое на огромной территории с сильной централизованной властью, неравноправными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, с разнородным в этническом и культурном отношении населением. Империи существовали на протяжении всех исторических эпох, от античности до Новейшего времени (Римская, Британская, Австро-Венгерская, Российская и др.). На месте исчезающих империй возникали новые государственные образования.
III.Государство в своем возникновении и развитии прошло длительную эволюцию: от традиционных форм деспотии, основанных на неограниченной власти одного человека, на отрицании равноправия подданных — до правового государства, признающего юридическое равенство граждан, их права и свободы, а также гарантии осуществления.
Проблемы лучшего, более совершенного государственного устройства на протяжении всех исторических эпох интересовали передовых мыслителей. Политологи, философы, историки, юристы, независимо от их политических взглядов, убеждений и пристрастий, задумывались над созданием такого государства, которое обслуживало бы потребности общества, обеспечивало его благосостояние, признавало и гарантировало каждому человеку его свободу и безопасность. Государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, называется правовым.
Не пропадает интерес к созданию правового государства и в настоящее время. Главная причина такого внимания заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей наиболее эффективного осуществления. Это вызвано также проблемами формирования правового государства и гражданского общества в странах Восточной Европы, в ряде республик бывшего Советского Союза, в том числе и в Беларуси, где в начале 90-х годов ХХ века начались процессы демократизации общества.
Формирование правового государства неотделимо от демократии. Реализация прав и свобод человека, самоуправление общества могут осуществляться только при господстве закона, исключающего любой произвол и анархию, своеволие должностных лиц. Правовое государство — социальная ценность всего человечества, наиболее удачное сочетание общечеловеческих и групповых интересов, а также практический инструмент обеспечения реального народовластия, равноправия и свободы личности.
Правовое государство — порождение Нового времени: ни античность, ни средневековье его не знали. Однако представленияогосударстве, действующем на основе закона,начали появляться на ранних этапах человеческой цивилизации. Так, Платон различал два вида устройства государства: 1) где над всеми возвышаются правители и 2) где над всеми возвышаются законы (и здесь закон есть владыка над правителями, а они — его рабы).
С идеей правового государства мыслители античности связывали поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Ученые древности разрабатывали ряд важнейших положений, которые легли в основу последующих представлений о правовом государстве:
— о равенстве людей по естественному праву (стоики, римские юристы);
— об общеобязательности закона не только для граждан, но и для государства, его правителей (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий). «Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...»;
— о власти закона, как сочетании силы и права (Солон, Аристотель);
— о государстве, как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке» (Цицерон) и др.
Государственно-правовые идеи и формы правления античности оказали значительное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве.
В начальный период разложения феодальных отношений идеи о лучшем государственном устройстве излагали Н. Макиавелли и Ж. Боден. Основную цель государства Макиавелли видел в возможности свободного владения имуществом и обеспечении безопасности для каждого гражданина. Рассматривая формы государственного правления, предпочтение отдавал республике, по его мнению, в большей мере отвечающей требованиям равенства и свободы. Ж Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства — в обеспечении прав и свобод.
В эпоху Возрождения наивысшего расцвета достигла политическая и правовая мысль белорусского народа, изложенная в Статутах Великого княжества Литовского ХVI века. Особо необходимо выделить третий Статут 1588 года, многие идеи которого значительно опережали свое время. Здесь были не только сформулированы, но и осуществлены на практике зачатки правового государства. Они выражались в следующем:
— выборность Государя — Князя Великим сеймом;
— ограничение власти князя Господарской Радой и Великим сеймом;
— разделение государственной власти на три ветви между: Князем (исполнительная), Великим сеймом (законодательная) и Главным трибуналом (судебная) с 1581 года;
— защита прав женщины, ее материальное обеспечение при расторжении брака, а также прав вдовы и детей;
— обеспечение равенства всех религий, религиозной толерантности, веротерпимости, впервые в мире закрепленных законом (Статут 1566 г.) и многое другое;
— предоставление белорусским городам с конца XIV века т.н. Магдебургского права, которое давало горожанам самостоятельность и свободу, определенную независимость от феодалов, вело к развитию культуры, экономики, а также укреплению выборной городской власти — магистрата, собственных судов.
Выдающийся государственный деятель ВКЛ, редактор третьего Статута Лев Сапега утверждал: «Если в обществе отсутствует уважение к закону и господствует своеволие, оно не может называться человеческим: это волчья стая... Всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если не опирается на право».
Значительный вклад в разработку современной концепции правовой государственности внесли такие представители либерализма XVII–XVIII веков, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и более позднего времени И. Кант, Т. Джефферсон, Г.-В.-Ф. Гегель и др. Эти мыслители считали, что на смену полицейскому бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти, в нем совершенно иные, чем в абсолютистском. Для правового государства характерно ограничение государственной власти, действие ее на основе конституционного права, моральных норм. Так, И. Кант выдвинул идею всеобщего обязательного нравственного закона, которому должны подчиняться все люди, независимо от их происхождения и социального положения. «Право, основанное на нравственном законе, — считал Кант, — должно определять границы поведения людей, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других».
В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в отношении к гражданину. Устройство такого государства непосредственно связывалось с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.
Согласно учению Гегеля, государство — наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющая «царство реализованной свободы». Высшие нравственные ценности человека могут быть реализованы только в государстве и через государство. Значимость гегелевских взглядов на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное — это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и отдельной личности.
Сам термин «правовое государство» появился лишь в первой трети ХІХ века в трудах немецких юристов И. Аретина, К.-Т. Велькера, Р. фон Моля и др.
К. Маркс рассматривал государство и право, исходя из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой государство и право «отомрут» вместе с исчезновением классов, созданием бесклассового общества и коммунистического общественного самоуправления.
Советская государственно-правовая наука не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции социалистического государства. Отрицание многовекового опыта теории и практики правового государства порождало серьезные экономические, социальные, духовные, национальные и иные проблемы в жизни советского общества.
И только в последнее десятилетие в стране начали происходить определенные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.
Используя научный опыт прошлого и настоящего, а также практические действия ряда цивилизованных стран в формировании правовой государственности, отечественные философы, правоведы, политологи и экономисты выделили некоторые основные признаки и наметили реальные контуры создания правового государства в Республике Беларусь (с учетом конкретных условий развития нашей страны).
Основные отличительные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей в системе правовых ценностей является Закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, максимально учитывающие объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Поэтому именно закон обладает высшей юридической силой. Законы регулируют наиболее важные стороны жизни общества. Они определяют меру свободы и ответственности человека, охраняют нравственные ценности общества. Основной закон правового государства — Конституция. На ее основе разрабатывается все другое законодательство страны. Она представляет собой основную правовую модель общества, которой должны соответствовать все другие законодательные акты.
В условиях правового государства, наряду с законами, неизбежно существование и подзаконных, ведомственных актов. Это обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Но они не должны доминировать в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А тем более искажать или подменять суть и содержание самих законов.
Никакой правовой или подзаконный акт государства не может противоречить Конституции. Приоритет Конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство является конституционным государством.
Формирование правового государства предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизнедеятельности общества. Именно верховенство закона создает прочный режим правовой законности, стабильного, справедливого правопорядка в обществе.
Сущность правового государства не в наличии Конституции и обилии законодательных актов, а в характере законов, их качестве. Они должны быть гуманными, справедливыми, нравственными, направленными на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что «хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его».
2. Реальность прав личности,обеспечение ее свободного развития,охрана и гарантия их со стороны государства.Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государственной власти недопустимо. Реальное проявление этого выражается формулой: «Все, что не запрещено индивидууму — ему дозволено». И наоборот: «Все, что не дозволено власти — ей запрещено».
Правовой характер свободы личности проявляется во всех сферах жизни общества. В демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, судебную защиту, на образование, социальное обеспечение, свободное передвижение в пределах государственной территории и др. Степень развитости и гарантированности прав и свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, а также объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.
3.Взаимная правовая ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол в правовом государстве.