Русско-турецкая война 1877—1878 годов

Основные даты и события: 1877—1878 гг. — русско-турецкая война; 1878 т. — Сан-Стефанский договор, Берлинский кон­гресс.

Исторические деятели: Александр II; А. М. Горчаков; М. Д. Скобелев.

План ответа: 1) причины войны; 2) силы и планы сторон; 3) на­чальный период войны; 4) бои за Шипку и Плевну; 5) кавказ­ский фронт; 6) разгром Турции; 7) Сан-Стефанский мир; 8) Берлинский конгресс; 9) значение войны.

Материал к ответу: В условиях усиления борьбы балканских на­родов за свободу от турецкого господства задача России состоя­ла прежде всего в расширении своего влияния в этом регионе, а по возможности — установлении контроля над черноморски­ми проливами. Кровавые расправы турецких властей над по встанцами-славянами вызвали возмущение русского общест­ва. Правительство России попыталось оказать давление на Ос­манскую империю с целью добиться прекращения репрессий и предоставления автономии Боснии, Герцеговине и Болгарии. Турция отказалась обсуждать эти предложения, и 12 апреля

1877 г. Россия объявила ей войну. На стороне России выступи­ли Румыния, Сербия и Черногория.

Боевые действия развернулись на Балканах и в Закавказье. Продвижение русских войск через территорию Румынии приве­ло к их быстрому появлению в северной Болгарии. Русская ар­мия блокировала все перевалы через Балканские горы. Не имея возможности противостоять русским войскам одновременно по всей линии фронта, турки попытались отбить наиболее важный Шипкинский перевал. Стойкость и героизм защитни­ков Шипки не дали врагу прорваться. Другим важным собы­тием на балканском фронте явилась осада русскими войсками Плевны. После взятия Плевны стратегическая инициатива оказалась в руках русских. В январе 1878 г. они перешли в на­ступление и вскоре подошли к Стамбулу.

Одновременно успех одержала и кавказская группировка русских войск, занявшая ряд турецких крепостей, в том числе и неприступный Каре. Разгромленная Турция запро­сила мира. Мирный договор был подписан в местечке Сан-Стефано под Стамбулом. Позиции России на Балканах серьез­но укрепились, она получила Южную Бессарабию и Карский округ на Кавказе. Однако это не устраивало ряд европейских держав, в первую очередь Англию и Австро-Венгрию, кото­рые потребовали созыва международной конференции по Балканскому вопросу. На Берлинском конгрессе летом 1878 г. условия Сан-Стефанского мира были пересмотрены в пользу Турции. Война имела большое историческое значение, главным об­разом в деле освобождения славянских народов от турецкого господства.




Правление Александра III

Основные даты и события: 1881—1894 гг. — царствование Алек­сандра III; 1886 г. — закон о взаимоотношениях предприни­мателей с рабочими; 1890 г. — принятие нового положения о земствах; 1892 г. — принятие нового городового положения.

Исторические деятели: Александр III; К. П. Победоносцев.

Основные термины и понятия: контрреформы; консервативная модернизация.

План ответа: 1) личность императора; 2) основные цели и на­правления внутренней политики Александра III; 3) крестьян­ский вопрос; 4) рабочее законодательство; 5) усиление репрес­сивной политики; 6) мероприятия в области образования; 7) укрепление дворянского сословия; 8) ограничение местного самоуправления; 9) национальная и конфессиональная поли­тика; 10) итоги внутренней политики Александра III.

Материал к ответу: Александр III, пришедший к власти в ре­зультате трагической гибели отца-реформатора, не мог быть сторонником реформ. Он придерживался распространенного в российских верхах того времени мнения о том, что отказ от основных принципов самодержавия и крепкой власти импера­тора ведет к общественным потрясениям и кризису. В отечест­венной исторической науке сложилось двоякое представление о периоде царствования Александра III, прозванного в народе Миротворцем (за время его царствования Россия не участво­вала ни в одной войне). Одни говорят о «контрреформах» Алек­сандра III, другие — о «консервативной модернизации» России. Следует признать, что в царствование Александра III реформи­рование общества не прекратилось, но характер перемен был более осторожный и постепенный, чем в 60—70-е годы.

Реформаторский проект М. Т. Лорис-Меликова, предусмат­ривавший введение избранных представителей земств в состав Государственного совета, был отвергнут под предлогом, что глав­ной задачей нового императора будет сохранение основ самодер­жавной власти. Вместе с тем Александр III высказался за продол­жение курса реформ и привлек к разработке серии законопроектов (в первую очередь по крестьянскому вопросу) известных либеральных деятелей. Они представили императору проект закона о сокращении выкупных платежей, проведении переселенческой политики крестьян на Восток. В законе, приня­том в декабре 1881 г., предусматривался обязательный выкуп крестьянами своих наделов, что означало прекращение их временнообязанного состояния. Подушная подать подлежала заме­не другими налогами. Был учрежден Крестьянский банк, кото­рый предоставлял льготные кредиты крестьянам для покупки зе­мель. Вместе с тем, полагая, что община сохранит крестьян от разорения, царь принял меры к ее укреплению: был принят за­кон, ограничивавший выход крестьян из общины.

Для обеспечения контроля над условиями труда рабочих было принято прогрессивное для того времени рабочее законо­дательство, запрещавшее труд детей до 12 лет и ограничивав­шее рабочий день малолетних восемью часами. Был запрещен ночной труд женщин и подростков. За соблюдением этого за­конодательства должна была следить специально созданная ра­бочая инспекция. В 1886 г. был принят закон, регулировавший взаимоотношения рабочих и предпринимателей. Ограничива­лись размеры штрафов и сфера их применения. Собранные с рабочих деньги должны были поступать в специальный фонд и направляться на выплату пособий самим рабочим. Запреще­но было рассчитываться с рабочими товарами из заводских ла­вок. Условия трудового соглашения фиксировались теперь в специальных расчетных книжках. Вместе с тем за участие в стачках рабочие подлежали суровому наказанию.

С учетом активизации революционного движения прави­тельство приняло шаги к обеспечению «общественного спо­койствия» и наведению порядка. Министр внутренних дел и генерал-губернаторы получили право объявлять в отдель­ных районах страны чрезвычайное положение. В особых случаях губернаторы могли высылать политически неблаго­надежных лиц без решения суда, останавливать деятельность предприятий, передавать некоторые уголовные дела вместо гражданского суда — в военный, прекращать работу отдель­ных учебных заведений и выпуск периодических изданий. Для контроля за политическими настроениями в обществе были созданы новые жандармские отделения по охране по­рядка. В 1884 г. была отменена университетская автономия, а через несколько лет издан указ о «кухаркиных детях», ог­раничивавший возможность обучения в гимназиях для детей из малообеспеченных семей.

Стремясь укрепить дворянское сословие, «пострадавшее» после реформы 1861 г., правительство открыло Дворянский банк для льготного кредитования помещичьих хозяйств. Были отменены должности и учреждения, основанные на бессослов­ных выборных началах, их функции переходили к земским уча­стковым начальникам, назначаемым властями. В начале 90-х гг. выборные руководители земских и городских органов самоуправления были объявлены гос. служащими, а для избирателей был введен высокий имущественный ценз. Т.о., не отказавшись в целом от продолжения реформ, начатых Александром II, Александр III сделал их более умеренными. Главный девиз его правления – укрепление самодержавия.

Наши рекомендации