Россия в эпоху дворцовых переворотов

Основные даты и события: 1725 г. — смерть Петра I, воцарение Екатерины I; 1727 г. — воцарение Петра II; 1730 г. — воцарение Анны Иоанновны; 1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича; 1741 г. — воцарение Елизаветы Петровны; 1761 г. — воцарение Петра III; 1762 г. — воцарение Екатерины II.

Исторические деятели: Екатерина I; Петр II, А. Д. Меншиков; Анна Иоанновна; Э. Бирон; Иван VI; Анна Леопольдовна; Елизавета Петровна; Петр III; Екатерина II.

Основные термины и понятия: дворцовые перевороты; фавори­тизм; дворянская гвардия; кондиции.

План ответа: 1) причины и сущность дворцовых переворотов; 2) Екатерина I; 3) Петр II, Верховный Тайный совет; 4) Анна Иоанновна; 5) Иван Антонович, Анна Леопольдовна; 6) Ели­завета Петровна; 7) Петр III; 8) Екатерина II; 9) значение эпохи дворцовых переворотов в истории России.

Материал к ответу: Эпохой дворцовых переворотов в истории России называют краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия происходила смена правителей России. Нача­ло ей положила смерть Петра I, а завершилась эта эпоха во­царением императрицы Екатерины II. Смена царствующих особ не сопровождалась какими-либо потрясениями, хотя се­рьезно отражалась на судьбах страны и народа. Главной при­чиной частоты и легкости переворотов было усиление роли гвардии в государственных делах. Существовавший порядок наследования престола (до 1797 г. действовал указ Петра I, по которому монарх сам мог назначить наследника) вел к уси­лению дворцовых интриг и острой борьбе за власть. Каждая из сторон в этой борьбе была вынуждена обращаться за помо­щью к гвардейским полкам. В итоге на престоле часто оказы­вались люди слабые и не способные управлять великой страной, заботившиеся лишь об удовлетворении интересов приближен­ных к ним лиц — фаворитов. Не удивительно, что главным со­держанием внутренней политики этих лет было расширение и укрепление привилегий дворянства.

Петр I умер внезапно в январе 1725 г., не успев назначить наследника. Правами на престол обладали его внук Петр (сын умершего царевича Алексея), жена Екатерина (коронованная как правящая царица в 1724 г.) и дочери Анна и Елизавета. Была еще и родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр I начинал царствовать в 1682 году. Петра (которому в это время было девять лет) поддерживала старая родовая аристо­кратия (князья Долгорукие, Голицыны, Репнин), пытавшаяся в ходе смены власти отменить многие преобразования царя-реформатора. Они заявляли, что права на престол принадле­жат юному Петру как единственному представителю мужско­го рода Романовых и предлагали в помощь ему вернуть из монастыря первую жену Петра I — Евдокию Лопухину. Одна­ко ближайшие сподвижники умершего императора — князь А. Д. Меншиков, канцлер Г. И. Головкин, архиепископ Феофан Прокопович, начальник Тайной канцелярии П. А. Толстой, ге­нерал-прокурор Сената П. И. Ягужинский — стремились возве­сти на престол императрицу Екатерину, сподвижницу Петра I во многих реформаторских начинаниях. В этом они видели за­лог не только продолжения реформ, но и сохранения своих позиций при дворе. Для решения вопроса о престолонаследии были созваны высшие чины империи. Но когда чаша весов начала было склоняться в пользу Петра, оказалось, что дворец окружен Се­меновским и Преображенским полками, выведенными по приказу Меншикова в поддержку Екатерины. Никто из при­сутствующих не решился выступить против гвардии. Импера­трицей стала Екатерина I, а ее первым министром — А. Д. Меншиков. Для примирения враждующих царедворцев был создан Верховный Тайный совет, в состав которого во­шли представители как старой знати, так и «птенцов гнезда Петрова». Ключевые позиции в совете занимал Меншиков. Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В мае 1727 г. она умерла.

Вновь встал вопрос о престолонаследии. Реальных кандида­тов было трое: дочери Петра I Анна и Елизавета, а также его внук Петр. Анна не могла считаться серьезным кандидатом, так как по условиям брачного контракта с герцогом Голштинским она отказывалась от престола за себя и своих детей. Ели­завета также не выдерживала конкуренции в сравнении с пред­ставителем мужской линии. К тому же она (как и старшая; сестра) не считалась законнорожденной, потому что родилась за два года до официального заключения брака между Петром и Екатериной в 1712 году. Понимая сложность ситуации, Мен­шиков еще при жизни Екатерины начал сложную интригу в пользу великого князя Петра. Он рассчитывал выдать за него свою дочь Марию и породниться с царским домом. Согласие на этот брак дала и умирающая императрица. До совершеннолетия молодого императора его опекуном должен был стать Верхов­ный Тайный совет во главе с Меншиковым.

Однако воцарение Петра II не принесло Меншикову ожида­емых результатов. Юный император вернул из ссылки свою ба­бушку Евдокию Лопухину. Усилились позиции старой родовой знати — Долгоруких, Голицыных, Лопухиных. Для выдвижен­цев Петра настали тяжелые времена. Император почти не об­щался с Меншиковым, проводя все свободное время со сверстником-фаворитом Иваном Долгоруким. Вопрос о падении Меншикова стал делом времени. Вскоре такой случай предста­вился: обидевшись на императора за недостаточное внимание; к своей персоне, Меншиков написал прошение об отставке. Он считал, что юноша растеряется и будет просить его вернуться. Однако Петр II тут же подписал указ, а заодно поручил специ­альной комиссии расследовать коммерческие дела светлейшего князя. Помолвка с Марией Меншиковой была расторгнута. Ко­миссия нашла множество злоупотреблений, Меншиков был лишен всего имущества и вместе с семьей отправлен в ссылку в сибирский городок Березов. Здесь он вскоре и умер.

Падение всесильного Меншикова усилило позиции Долго­руких. Теперь царской невестой стала Екатерина Долгорукая. Молодого императора всячески старались «уберечь» от госу­дарственных дел, предлагая ему охоты, балы и пирушки. Из 21 месяца (с февраля 1728 по ноябрь 1729 г.) восемь месяцев он провел в выездах на охоту. Страной от его имени правили Долгорукие. В начале 1728 г. двор переехал в Москву, где в 1730 г. должна была состояться коронация и свадьба Петра II. Однако на очередной охоте царь простудился (говорили и об оспе, косившей тогда московский люд) и умер как раз в тот день, когда должна была состояться свадьба. С его смер­тью пресеклась мужская линия династии Романовых. Вновь со всей остротой встал вопрос о престолонаследии. Долгорукие предприняли попытку провозгласить императрицей невесту Пе­тра, но их никто не поддержал. Реальная власть на время ока­залась в руках Верховного Тайного совета.

Члены Верховного Тайного совета (прежде всего князь Д. М. Голицын) были обеспокоены усилением Долгоруких. Не меньше их волновал и вопрос сохранения позиций ста­рой боярской аристократии, завоеванных при Петре II. «Верховники» отвергли в качестве кандидатов на престол дочерей Петра I как незаконнорожденных. Не была поддержана ими и предложенная Долгорукими Евдокия Лопухина. Внимание членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана Алек­сеевича — Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Ан­ны — вдовы герцога Курляндского. Не избалованная внимани­ем и богатством, она казалась «верховникам» удобной кандидатурой, при которой роль совета еще более возрастет.

По предложению Голицына были составлены условия при­глашения Анны Иоанновны на российский престол (конди­ции). Согласно кондициям, императрица обещала: не вступать в брак и не назначать себе наследника; не начинать войны и не заключать мира; не вводить новых податей; присваивать воинские звания лишь до полковника; передать командование гвардией и войсками Верховному Тайному совету; не посягать на жизнь, имения и честь дворян; не жаловать вотчины и де­ревни с крепостными. От Анны потребовали подписать не только эти условия, но и фразу: «А буде чего посему обеща­нию не исполню, то лишена буду короны российской». Анна согласилась с предъявленными условиями и стала правитель­ницей России. Таким образом, впервые была предпринята по­пытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Однако смена власти проходила в условиях, когда в Москву на свадьбу Петра II собралась вся знать, высшее духовенство, офицеры. О кондициях вскоре стало известно при дворе. Про­тив них активно выступили глава духовной коллегии Феофан Прокопович (опасавшийся введения патриаршества и ликвида­ции возглавляемого им Синода), гвардия и дворянство (недо­вольные планами усиления позиций боярской аристократии). Стала формироваться партия сторонников неограниченной мо­нархии. Как писал казанский губернатор А. П. Волынский, «Боже сохрани, чуть не сделалось вместо одного самодержавно­го государя десять самовластных и сильных фамилий». При­ехавшая в Москву Анна Иоанновна получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой ее просили «принять самодер-жавство таково, каково Ваши славные достохвальные предки имели». «Верховники» побоялись перечить Анне, и она разо­рвала подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный Тайный совет был упразднен. Так при помощи гвардии произошел второй дворцовый переворот, приведший Анну на русский престол на целых десять лет. Долгорукие бы­ли арестованы и отправлены в ссылку в тот же Березов, где не­задолго до этого умер сосланный ими Меншиков.

Вместе с Анной Иоанновной из Курляндии прибыл ее фа­ворит — герцог Э. И. Бирон, ставший первым министром. Вид­ные позиции при дворе занимал и вице-канцлер А. И. Остерман. Не доверяя гвардейцам, приведшим ее к власти, Анна сформировала еще один гвардейский полк — Измайловский. С самого начала правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия. Ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племян­ница императрицы Анна Леопольдовна, которая становилась главной кандидаткой на престол. Родня Петра I была удалена от двора. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740 г. Анна Иоанновна умерла, назначив регентом при малолетнем императоре Иване V своего фаворита Бирона.

Ивану было два месяца, когда его объявили императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона. Однако за­носчивость, высокомерие и честолюбие Бирона делали его оди­ноким в высших кругах двора, он не мог рассчитывать на под­держку кого бы то ни было. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Миних. 9 ноября 1740 г. он во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регент­шей при малолетнем императоре его мать — Анну Леопольдов­ну. Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никаки­ми важными решениями. В гвардии вновь стали формировать­ся настроения смены власти. Наиболее популярной кандида­турой была дочь Петра I и Екатерины I — Елизавета. В ночь на 25 ноября 1741 г. она пришла в казармы Преображенского полка и призвала гвардию служить ей так, как служили ее от­цу. Анна Леопольдовна и ее семья были арестованы без како­го-либо сопротивления. Наутро двор и столица узнали о чет­вертом дворцовом перевороте, приведшем к воцарению дочери Петра Великого.

Елизавета родилась в декабре 1709 года. Она была любими­цей двора не только во времена царствования Петра и Екатерины, но и при своем племяннике Петре II. В Елизавете страсть к нарядам, развлечениям, танцам сочеталась с набожностью, строгими постами и богомольями. Государством Елизавета Петровна управляла через своих фаворитов и доверенных лиц — А. Г. Разумовского, П. И. Шувалова, А. П. Бестужева-Рюмина, М. И. Воронцова. Для Елизаветы, как и для ее предшественников, был крайне важен вопрос о наследнике престола В 1742 г. она назначила преемником своего племянника Петра Федоровича — сына Анны Петровны, внука Петра I. К тому времени ему едва исполнилось 14 лет. Вскоре императрица женила его на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя — Екатерина (в память о матери Елизаветы Петровны). Однако Елизавета разочаровалась в племяннике. Он так и остался немецким принцем, равнодушным к России и русским, боготворившим лишь прусского короля Фридриха II. После рождения у него в 1754 г. сына Павла императрица взяла мальчика к себе на воспитание и стала задумываться о передаче ему прав на престол. В декабре 1761 г. Елизавета умерла.

Петр III царствовал всего 186 дней. Непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями увеличивали число его противников. Публичные нападки на жену Екатерину Алексеевну, угрозы отправить ее в монастырь и отстранить сына от наследования престола не могли ос­таться без внимания. Сведение на нет итогов побед русского оружия в Семилетней войне было воспринято в армии как предательство интересов России. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины. 28 июня 1762 г. Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра Великого. На престол на долгие 34 года вступила Екатерина II, вошедшая в историю России как Великая.

 

Наши рекомендации