Уставы Международных военных трибуналов
Исходя из принятой в Москве 30 октября 1943 г. Великобританией, США и СССР Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, 8 августа 1945 г. в Лондоне между СССР, США, Великобританией и Францией было заключено Соглашение о судебном преследовании и наказании военных преступников европейских стран оси, неотъемлемой частью которого является приложенный к нему Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала). В дальнейшем к Лондонскому соглашению присоединились еще 19 государств. Принципы Устава Нюрнбергского трибунала были одобрены международным сообществом государств в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 95(I) и имеют ныне общепризнанное значение.
Лондонское соглашение предусматривало, что Нюрнбергский трибунал учреждается для суда над главными военными преступниками, преступления которых не связаны с географически определенным местом, и устанавливало (ст. 6), что Соглашение не умаляет компетенции и не ограничивает прав национальных или оккупационных судов, которые уже созданы или будут созданы на любой союзной территории или в Германии для суда над военными преступниками.
В дальнейшем был учрежден на тех же принципиальных основах Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал) для судебного преследования японских военных преступников.
Устав Нюрнбергского трибунала гласил, что следующие действия или любое из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала (и соответствующих национальных или оккупационных судов) и влекущими за собой индивидуальную ответственность:
a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений; участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из перечисленных действий;
b) военные преступления, а именно, нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления;
с) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и иные жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступления, подлежащего юрисдикции Трибунала, или в связи с преступлением, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за всe действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана.
Таким образом, универсально признанным международным соглашением была установлена преступность вышеуказанных деяний индивидов и обязанность государств по их судебному преследованию прежде всего и главным образом в национальных судах.
Кроме того, в Уставе Нюрнбергского трибунала впервые были сформулированы положения о преступлениях против мира и виновные в них лица впервые были привлечены к уголовной ответственности.
То, что положения Устава Нюрнбергского, а затем Токийского трибуналов стали составной частью общего международного права, подтверждает и факт преследования сотен и тысяч немецко-фашистских, японских и иных преступников Второй мировой войны судами практически всех европейских и многих неевропейских государств.
Следует добавить, что ныне обязанность государств преследовать по своему национальному праву (или выдать) за военные преступления и преступления против человечности установлена также Женевскими конвенциями о законах и обычаях войны 1949 г., кодифицировавшими соответствующее обычное право. Так, согласно ст. 146 Женевской конвенции о защите мирного населения во время войны, ее участники «берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей Конвенции...» Каждая сторона Конвенции, согласно этой же статье, «обязуется разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали совершить то или иное из упомянутых серьезных нарушений, и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду». Она может также, если пожелает, передавать их для суда другой заинтересованной стороне.