Вопрос 97 Международно-правовые аспекты сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства
Космос представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности. Освоение космоса с одной стороны, является направлением научно-технического прогресса и объективно должно стать одним из важнейших средств решения глобальных проблем человечества, с другой стороны - может привести к неисчислимым бедам.
Использование космической техники во благо мирового сообщества способствует установлению стабильности и сотрудничества в мире. Освоение космоса обеспечивает прогресс материальных условий жизни на планете. В этом заинтересованы все народы мира. Успехи на этом пути во многом определяются сотрудничеством между государствами. Рассматривая существующий режим космической деятельности в военных интересах можно выделить три категории:
разрешенную,•использование разведывательных спутников и дистанционных датчиков космического базирования в интересах национального и международного контроля соблюдения договоров и соглашении;•использование космических систем связи, навигации и метеообеспечения военного назначения;•использование военного персонала для научно-исследовательских или каких либо иных мирных целей.
запрещенную•размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на орбитах вокруг Земли, на небесных телах и орбитах вокруг таких тел;•испытания ядерного оружия в космическом пространстве;•разработка, испытания и развертывание систем ПРО космического базирования или их компонентов•военное и враждебное использование средств воздействия на природную среду в космическом пространстве;•создание помех дистационным датчикам космического базирования, также некоторым радиолиниям космической связи
неоговоренную•развертывание противоспутникового оружия;•проведение военно-прикладных космических экспериментов, за исключением испытаний систем и компонентов ПРО и средств враждебного воздействия на природную среду; •создание и развертывание в космосе средств оптико-электронного и радиоэлектронного подавления.
Одним из запрещенных видов деятельности в космосе является размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на орбитах вокруг Земли, на небесных телах и орбитах вокруг таких тел. Создание и развертывание других космических средств поражения объектов, находящихся в космосе, на Земле и в воздушном пространстве, создание средств оптико-электронного и радиоэлектронного подавления, проведение военно-прикладных экспериментов относится к неоговоренной категории космической деятельности, наполнение которой весьма условно в силу правового принципа "что не запрещено - то разрешено".
Состояние МКП требует его совершенствования в направлении регламентации всех видов военно-космической деятельности. Основными направлениями могут быть:
-дальнейшее развитие переговорных процессов в целях разработки и заключения новых соглашений в области ограничения создания космического оружия;
-повышение действенности существующего международно-правового режима, регламентирующего процесс военного использования космоса и предотвращающего появление боевых средств в космосе, на основе значительного расширения международных контактов, внедрения в повседневную практику космической деятельности принципов доверия, "открытости" и предсказуемости.
Проводившиеся ранее как двусторонние, так и многосторонние переговоры по ограничению космических вооружений не приблизили договаривающиеся стороны к заключению соглашений, обеспечивающих большую предсказуемость в развитии космических средств и позволяющих снять опасения в отношении взаимных агрессивных намерений. Вместе с тем, при подготовке и проведении таких переговоров было установлено взаимное понимание необходимости принятия дополнительных мер по укреплению доверия и "открытости", не заменят меры по предотвращению гонки космических вооружений, а будут разрабатываться параллельно.
Многосторонние переговоры по космосу носят скорее политический, чем разоруженческий характер. Они в большей степени призваны обеспечить конструктивное развитие идей "открытости" и доверия в области военно-космической деятельности, чем существенным образом продвинуть разоруженческий процесс и обеспечить контроль за оружием. Не умаляя необходимости активных действий в этом направлении, следует констатировать, что заключение новых соглашений по ограничению космических вооружений представляет собой неблизкую и непростую задачу. Практическими шагами реализации этих мер могут стать следующие (слайд 3).
1. Разработка многостороннего соглашения, касающегося уведомлений о запусках баллистических ракет и космических аппаратов.
2. Создание Центра траекторографии и его информационной системы, содержащей наиболее полные данные о параметрах движения космических объектов, действующей по принципу "черного ящика" и позволяющей оперативно оповещать об опасных баллистических ситуациях в космосе.
3. Разработка дополнительного соглашения к "Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство" (1975г.) о предоставлении расширенного состава информации о запускаемых и существующих космических объектах.
4. Разработка и введение в практику космической деятельности "правил поведения". Данная проблема представляет собой непростую теоретическую и практическую задачу.
5. Проведение инспекций выводимых в космос объектов в местах запуска
6. Расширение взаимовыгодных научно-технических обменов, включая обмен делегациями специалистов в космической области.
7. Организация на постоянной основе работы по выработке общепринятой терминологии в области космической деятельности,
8. Возобновление работы Специального комитета по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве
Последовательное и единообразное осуществление конкретных мер "открытости" и доверия в течение длительного времени будет способствовать формированию новых обязательств и новых норм международного космического права.
Реализация мер "открытости" и доверия может дополнить и усилить действие существующих соглашений о космической деятельности и тем самым будет служить важным фактором в деле укрепления международной безопасности.