Иван i данилович калита (1325-1340)
К началу XIV века Московское княжество увеличилось почти вдвое. Москва выступила претендентом на великое княжение и вступила в борьбу с основным противником Тверью. В кровавой драме, разыгравшейся в последующие два десятилетия, пали и тверской князь Михаил, и его враг, московский князь Юрий, и сын тверского князя. На чьей стороне окажется победа, наверное, в ту пору не мог бы сказать никакой прорицатель и ясновидец.
Но московский княжеский стол достался талантливому и энергичному князю Ивану Даниловичу по прозвищу Калита (внуку Александра Невского). Из пяти братьев в живых остался только он один, а остальные умерли бездетными. Эта, казалось бы, историческая случайность привела к важным последствиям. Московское княжество не делилось и не дробилось между наследниками. Целиком она попала в руки Ивана Даниловича. И руки эти были надежными.
Прекрасный дипломат, искусный политик, Иван Данилович сумел оградить Московское княжество от набегов татар. Летописец отмечал, что после вокняжения Ивана «была оттоле тишина великая на 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю и убивать христиан…». Дело в том, что Иван Данилович очень успешно проводил ставшую уже традиционной для московских князей политику задаривания. И хан, и его жены знали, что каждый приезд Ивана – это гора подарков, это огромная дань, собранная в русских землях. Мир и дружбу с Ордой Иван Данилович использовал для укрепления позиций Московского княжества.
Он нанес страшный удар по Твери – главному сопернику Москвы. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против татар. Иван возглавил карательную экспедицию. Тверская земля была опустошена, а ярлык на великое княжение ордынский хан Узбек передал Ивану Калите, как и право сбора татарской дани.
Используя отношения с татарами и право сбора дани, Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. За скопидомство он получил прозвище Калиты («кошель»), но вошел в историю как «собиратель земли русской».
Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом. Город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской земли. Дальновидный Иван Данилович построил в Москве первую каменную церковь Успенский собор
Успе́нский собо́р Моско́вского Кремля́ — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.
и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился. Его преемник Феогност окончательно сделал Москву центром русской митрополии.
1299 г. Максим митрополит Киевский переезжает во Владимир по причине разорения и запустения Киева. В летописи указывается причина в нежелании митрополита терпеть притеснения со стороны монголов. Соловьев отмечает, что Максим принял решение переместить кафедру после окончательной потери югом России своего статуса с разорением Киева, упадком Галича и Волыни.
1325 году Петр митрополит Киевский по просьбе Ивана Калиты переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву
Иван Калита укрепил позиции Московского княжества, заложил основы его могущества. Калиту называют первым собирателем земли русской, положившим начало возвышению Москвы. Он уделял много времени и внимания строительству новой столицы Русской земли - Москвы. После Успенского собора вскоре были выстроены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору.
Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название "Великая Русь". Отсюда и происходит наименование "великорусский народ".
Куликовская битва
Выдающимся политическим успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича Донского (1359 – 1389).
Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом Руси – Золотой Ордой.
В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть захватил темник Мамай. Мамай готовит решающий поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлом и тайный союз с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы.
Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско. На его зов ко всем русским князьям собраться у Коломны с войсками и воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословение преподобного Сергия Радонежского – игумена Троице-Сергиева монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба. Дмитрию Ивановичу удалось собрать небывалую для Руси армию численностью 100 -150 тыс. человек. По сути это было всенародное ополчение.
Имя в миру | Варфоломей Кириллович |
Рождение | 3 мая 1314 года или май 1322 года с. Варницы, под Ростовом |
Смерть | 25 сентября 1392 Троице-Сергиева лавра |
Монашеское имя | Сергий |
Почитается | в православии, старообрядчестве, католичестве, церквах англиканского сообщества |
М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1890. Государственная Третьяковская галерея
Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»