Правовая система государства: понятие, характеристика элементов системы.

Правовая система – это совокупность взаимодействующих правовых элементов, регулирующих общественные отношения и характеризующих уровень правового развития страны.

Основные элементы правовой системы: правовая идеология, право (законодательство), правоотношения, юридическая практика, юридическая техника.

Правовая идеология включает: юридическую науку, правовые понятия, правовую культуру, правовую политику.

Юридическая наука, представляя систематизированные знания о правовых явлениях, выражает свою сущность в ряде принципов. Назначение юридической науки в обществе проявляется в ее функциях.

Правовые понятия по сфере действия делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Наиболее общие правовые понятия называются правовыми категориями.

Правовая культура – это уровень правового сознания и правовой

активности граждан, должностных лиц, это качество права и всей юридической деятельности.

Правовая политика охватывает правотворческую и правоприменительную сферы, последняя из которых в современных условиях должна быть направлена на создание законодательной базы рыночных отношений.

Право (законодательство) – ядро и нормативная основа правовой системы. По характеру права в обществе можно судить и о сущности правовой системы. Хорошее законодательство делает эффективной и правовую систему общества.

Правовые отношения – это форма жизни права, поскольку в правоотношениях возникают и реализуются права и обязанностисубъектов права. Правоотношения являются связующим звеном между всеми элементами правовой системы.

Юридическая практика – это результат правотворческой или правоприменительной деятельности. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность.

Юридическая техника как совокупность специфических средств, правил и приемов делится на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает: построение нормативного акта, его рубрикацию, официальные атрибуты, формулирование, изложение и опубликование.

Правоприменительная техника – это способы и приемы толкования юридических норм, квалификации деяния, построения правоприменительного акта и др.

Среди средств юридической техники особо выделяют: аксиомы, юридические конструкции, правовые символы, презумпции и фикции.

Правовые аксиомы как общепринятые положения, на которых базируются юридическая наука и законодательство, выражаются в понятиях и суждениях.

Юридическая конструкция – специфическое построение нормативно-правового материала по тому или иному типу связи между его элементами. Юридические конструкции упрощают и стабилизируют процесс правового регулирования.

Правовые символы – закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения юридического содержания. Такая символика освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству определенную образность.

Правовые презумпции как предположения о наличии или отсутствии определенных фактов бывают фактическими и законными. По сфере действия различаются общеправовые и отраслевые презумпции.

Правовая фикция – несуществующее положение, признанное законодательством существующим.

Правовая система находится в развитии: со временем меняется состав ее элементов и представления о ней.

Действие нормативных правовых актов по предмету.Предметом правового регулирования могут быть:

· только волевые общественные отношения. Правовому регулированию не могут подвергаться, например, мысли и чувства человека, действия лиц, не обладающих волей, то есть не отдающих отчет своим действиям и их последствиям (душевнобольных);

· только социальные отношения. Физические, химические, биологические и иные аналогичные процессы изъяты из-под правового регулирования;

· только те общественные отношения, которые определяются правосознанием как наиболее важные – подлежащие обязательному правовому регулированию.

Последнее ограничение не всегда учитывается при создании новых правовых норм. Это ведет к выработке «пустых» – не действующих норм или к «зарегулированности» нормами права общественной жизни. Вопрос границы между «частным» и «общественным» весьма актуален в последнее десятилетие. Является ли разумным принятие норм права, регулирующих, например, воспитательный процесс в семье или вторгающихся в отношения между мужчиной и женщиной, или позволяющих прослушивать телефоны и читать корреспонденцию под предлогом борьбы с терроризмом? Эти практические вопросы имеют в основе ответ на общетеоретический вопрос о допустимой степени вмешательства государства и права в частную жизнь граждан.



Наши рекомендации